26. Этапы психологической помощи при переживании ребенком потери, утраты (горя).
читать дальшеЭтапы психологической помощи выстраиваются в соответствии с этапами переживания горя:
1. Помощь на стадии шока. Необходимо присутствовать рядом с человеком, понесшим утрату, не оставлять его одного, заботиться о нем. Выражать свою заботу и внимание лучше через прикосновения. Именно таким образом люди выражают свое участие, когда слова им неподвластны. Даже простое пожатие руки лучше, чем холодная изоляция. Страдающий человек всегда вправе не принять руку, так же как и другое участие, но предлагать помощь необходимо.
2. Помощь на стадии острого горя. Следует говорить об умершем, причине смерти и чувствах в связи с происшедшим. Спрашивать об умершем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются. Вопросы: «На кого он был похож?», «Можно ли увидеть его фотографии?», «Что он любил делать?», «Что вы сейчас вспоминаете о нем?» вовсе не бестактны, они позволяют скорбящему выговориться.
Если перенесший потерю человек как бы замирает, ничего не говорит, глядя в пространство, не стоит пытаться его разговорить, во что бы то ни стало заполнить тишину словами. Необходимо быть готовыми продолжить разговор, когда тот возвратится к реальности. Не всегда нужно знать, в какие воспоминания погружается человек, о чем он думает. Главное – создать вокруг него атмосферу присутствия и понимания.
В случае внезапной или насильственной смерти необходимо неоднократно обсуждать все мельчайшие детали, до тех пор пока они не утратят своего устрашающего, травматического характера, – только тогда человек, потерявший близкого, сможет оплакивать его.
Необходимо дать возможность выплакаться, не стараясь непременно утешать. При этом не следует всем своим видом постоянно подчеркивать сочувственное отношение, подчеркивать особый статус страдающего человека.
Постепенно (ближе к концу этого периода) следует приобщать скорбящего к повседневной деятельности.
3. Помощь на стадии восстановления. Надо помогать заново включиться в жизнь, планировать будущее. Поскольку человек может неоднократно возвращаться к переживаниям острого периода, необходимо давать ему возможность вновь и вновь говорить об умершем. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей, близких, выполнение которых поможет пережившему утрату «встряхнуться»; иногда эффективны даже упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях.
Психологическая помощь ребенку, переживающему горе
Дети переживают горе по-разному на разных возрастных этапах. Но и они подобно взрослым проходят определенные стадии в своих переживаниях, такие, как стадия шока, стадия поиска (узнавания). Примерно, через полтора-два месяца наступает стадия острого горя. Через год - завершающая стадия переживания горя.
Чтобы помочь ребенку, нужно:
Младший школьный возраст
1. Наблюдать за ребенком, за изменениями в его поведении. С особым вниманием относитесь к «трудным» дням, например к праздникам.
2. Относиться с терпением, не показывать удивления, если в первые недели после потери близкого человека у ребенка появилась тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность.
3. Не заставлять ребенка делать что-либо вопреки его воле.
4. Если ребенок хочет поговорить, выслушайте его.
5. Убедите ребенка в том, что плакать не стыдно.
Старший школьный возраст
1. Если в классе есть ученики, потерявшие кого-либо из близких, рекомендуется провести классный час (диспут) на тему смерти.
2. Учитель должен сказать ученику, что знает о том, что произошло. Это важно для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом также узнают и товарищи, одноклассники.
3. В школе должно быть место, где ребенок мог бы побыть один, поплакать наедине с собой.
4. Среди товарищей может быть назначен «помощник», который бы опекал горюющего ребенка.
5. Учителю, школьному психологу необходимо помнить, что родители
горюющего ребенка тоже нуждаются в психологической помощи и поддержке.
6. Страдающий ребенок может погружаться на уроке в собственные размышления. Если такой ученик не слышал вопроса, забыл, о чем его спросили, необходимо проявить терпение, повторить вопрос или задание.
Во всех случаях, чтобы помочь ребенку, нужно:
1. Сообщать о смерти близких.
2. Вне зависимости от возраста брать детей на похороны близкого человека.
3. Давать конкретную и точную информацию, ответить на все его вопросы. Понимание смерти - процесс очень постепенный, и надо говорить о том, что произошло, много раз.
4. Не скрывать свои чувства от ребенка, тогда и ему будет легче проявлять свои.
5. Избегать ненужных разлук с ним, особенно в первое время.
6. Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего (смотреть фото умершего, посещать могилу), одновременно осмысливая случившееся.
7. Говорить с ребенком о его страхе смерти, беспокойстве, что его родители скоро умрут.
8. Если у ребенка есть чувство вины, то необходимо снять или приглушить его.
читать дальшеЭтапы психологической помощи выстраиваются в соответствии с этапами переживания горя:
1. Помощь на стадии шока. Необходимо присутствовать рядом с человеком, понесшим утрату, не оставлять его одного, заботиться о нем. Выражать свою заботу и внимание лучше через прикосновения. Именно таким образом люди выражают свое участие, когда слова им неподвластны. Даже простое пожатие руки лучше, чем холодная изоляция. Страдающий человек всегда вправе не принять руку, так же как и другое участие, но предлагать помощь необходимо.
2. Помощь на стадии острого горя. Следует говорить об умершем, причине смерти и чувствах в связи с происшедшим. Спрашивать об умершем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются. Вопросы: «На кого он был похож?», «Можно ли увидеть его фотографии?», «Что он любил делать?», «Что вы сейчас вспоминаете о нем?» вовсе не бестактны, они позволяют скорбящему выговориться.
Если перенесший потерю человек как бы замирает, ничего не говорит, глядя в пространство, не стоит пытаться его разговорить, во что бы то ни стало заполнить тишину словами. Необходимо быть готовыми продолжить разговор, когда тот возвратится к реальности. Не всегда нужно знать, в какие воспоминания погружается человек, о чем он думает. Главное – создать вокруг него атмосферу присутствия и понимания.
В случае внезапной или насильственной смерти необходимо неоднократно обсуждать все мельчайшие детали, до тех пор пока они не утратят своего устрашающего, травматического характера, – только тогда человек, потерявший близкого, сможет оплакивать его.
Необходимо дать возможность выплакаться, не стараясь непременно утешать. При этом не следует всем своим видом постоянно подчеркивать сочувственное отношение, подчеркивать особый статус страдающего человека.
Постепенно (ближе к концу этого периода) следует приобщать скорбящего к повседневной деятельности.
3. Помощь на стадии восстановления. Надо помогать заново включиться в жизнь, планировать будущее. Поскольку человек может неоднократно возвращаться к переживаниям острого периода, необходимо давать ему возможность вновь и вновь говорить об умершем. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей, близких, выполнение которых поможет пережившему утрату «встряхнуться»; иногда эффективны даже упреки в безразличии, невнимании к близким, напоминания об обязанностях.
Психологическая помощь ребенку, переживающему горе
Дети переживают горе по-разному на разных возрастных этапах. Но и они подобно взрослым проходят определенные стадии в своих переживаниях, такие, как стадия шока, стадия поиска (узнавания). Примерно, через полтора-два месяца наступает стадия острого горя. Через год - завершающая стадия переживания горя.
Чтобы помочь ребенку, нужно:
Младший школьный возраст
1. Наблюдать за ребенком, за изменениями в его поведении. С особым вниманием относитесь к «трудным» дням, например к праздникам.
2. Относиться с терпением, не показывать удивления, если в первые недели после потери близкого человека у ребенка появилась тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность.
3. Не заставлять ребенка делать что-либо вопреки его воле.
4. Если ребенок хочет поговорить, выслушайте его.
5. Убедите ребенка в том, что плакать не стыдно.
Старший школьный возраст
1. Если в классе есть ученики, потерявшие кого-либо из близких, рекомендуется провести классный час (диспут) на тему смерти.
2. Учитель должен сказать ученику, что знает о том, что произошло. Это важно для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом также узнают и товарищи, одноклассники.
3. В школе должно быть место, где ребенок мог бы побыть один, поплакать наедине с собой.
4. Среди товарищей может быть назначен «помощник», который бы опекал горюющего ребенка.
5. Учителю, школьному психологу необходимо помнить, что родители
горюющего ребенка тоже нуждаются в психологической помощи и поддержке.
6. Страдающий ребенок может погружаться на уроке в собственные размышления. Если такой ученик не слышал вопроса, забыл, о чем его спросили, необходимо проявить терпение, повторить вопрос или задание.
Во всех случаях, чтобы помочь ребенку, нужно:
1. Сообщать о смерти близких.
2. Вне зависимости от возраста брать детей на похороны близкого человека.
3. Давать конкретную и точную информацию, ответить на все его вопросы. Понимание смерти - процесс очень постепенный, и надо говорить о том, что произошло, много раз.
4. Не скрывать свои чувства от ребенка, тогда и ему будет легче проявлять свои.
5. Избегать ненужных разлук с ним, особенно в первое время.
6. Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего (смотреть фото умершего, посещать могилу), одновременно осмысливая случившееся.
7. Говорить с ребенком о его страхе смерти, беспокойстве, что его родители скоро умрут.
8. Если у ребенка есть чувство вины, то необходимо снять или приглушить его.