24. Причины возникновения умственной отсталости. Степени интеллектуального дефекта.
читать дальшеВ отечественной олигофренопедагогике приня¬то выделять 4 группы факторов, которые способ-ствуют возникновению олигофрении. Наиболее часто встречается сочетание эндогенных и экзогенных фак¬торов - 80 % случаев, тогда как на чисто эндогенные и экзогенные факторы приходится по 10 % на каждый. К ним относятся:1)патологическая наследственность(предраспола¬гающие факторы, о которых говорилось выше);2) вредности, действующие в период пренатального развития. Их можно разделить на 3 группы: а) биологические факторы (вирусы, бактерии, простейшие; инфекционные заболевания матери такие как коревая краснуха, сифилис, грипп, токсоплазмоэ, хронические заболевания матери, резус-конфликт между матерью и плодом);б) химические факторы (лекарственные препараты, некоторые антибиотики, витамины, бытовая химия, алкоголь, никотин, наркотические вещества);в) физические факторы (неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, воздействие ультрафеолета и др.)3) родовой травматизм (асфиксия, неправильное наложение щипцов и др.);4) вредности, действующие в период раннего пост-натального развития (мозговые заболевания, ин-фекции, интоксикации).
классификации олигофрении. Это связано с разнообразием этиологии, полиморфизмом клинических форм, различными подходами к ее изу¬чению. На основе этиопатогенетического принципа Г.Е.Сухаревой была разработана следующая классификация олигофрении: 1) олигофрения эндогенной природы:
а)болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия;
б)олигофрения, обусловленная выраженными нарушениями обмена веществ: г) олигофрения, сочетающаяся кожными и костными поражениями;
2) эмбрио- и фетопатии:
а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности;
б) олигофрения, возникшая в результате других вирусных заболеваний, таких как грипп, паротит, инфекционный гепатит и др.;
в) олигофрения, обусловленная токсоплаэмозом и листериоэом;
г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;
д) олигофрения, обусловленная гормональными нарушениями и токсическими факторами в орга-низме матери;
е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных;
3) олигофрения, возникшая в результате различных вредностей, действующих во время родов и в ран¬нем постнанальном периоде:
а) олигофрения в связи с родовой травмой и ас¬фиксией:
б) олигофрения в связи с ранней лостнатальной черепно-мозговой травмой;
в) олигофрения в связи с ранними постнатальны-ми менингитами, менингоэнцефалитами и эн-цефалитами.
М. С. Лейнер выделе¬ны следующие формы олигофрении:
1) неосложненная форма олигофрении;
2) олигофрения, осложненная нарушениями нейро-динамических процессов;
3) олигофрения с психопатоподобными формами по¬ведения;
4) олигофрения, осложненная нарушением функцио¬нирования анализаторов;
5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
По степени выраженности интеллектуального недо¬развития олигофрению подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию. Они выделяются на осно¬ве количественной оценки их интеллекта (IQ):
1) нормальное развитие - 71 % и выше;2) дебильность - 50-70 %;
3) имбецильность - 35-49 %;4) идиотия - 25 % и ниже.
26 Клинико-психологическая классификация олигофрении по М.С. Певзнер
читать дальшеУмственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Классификация детей с общим психическим недоразвитием, предложенная М.С. Певзнер, имеет пять форм.
1. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
2. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
3. У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
4. При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. Прежде всего у него наблюдается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности по отношению к себе и окружающим людям, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам.
5. При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают особенности ситуации.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.
27. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития личности детей с умственной отсталостью.
читать дальшеСамую легкую степень олигофрении принято обо¬значать термином «дебильность», что в переводе с латинского обозначает «слабость», «хилость». Психическая неполноценность проявляется у детей с дебильнсстью гораздо позднее, как правило, в нача¬ле школьного обучения. Их интеллект сохраннее, чем у детей с имбецильностью или идиотией. В свя¬зи с этим они способны к обучению и получают обра¬зование в специальных образовательных учреждени¬ях. В процессе целенаправленных занятий у них увеличивается запас знаний, навыков, развивается фразовая речь. Дети с диагнозом «олигофрения в сте¬пени дебильности» способны к большему продвиже¬нию в развитии, чемимбецилы и идиоты, они облада¬ют большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельности. У боль¬шинства таких детей не отмечается каких-либо ярко выраженных дефектов в физическом развитии. Поэто¬му людям без специального образования они могут показаться вполне полноценными детьми, хотя это впечатление обманчиво. Центральное место в карти¬не дефекта занимает неполноценность познаватель¬ной деятельности. Больше всего страдают психиче¬ские функции, составляющие основу интеллекта. Это способность к анализу, синтезу, логическому обобщению, классификации, абстракции. Эти особенности делают невозможным усвоение программы средней школы.
Средняя степень выраженности умственной отсталости получила название имбецильность (от лат. -«тот, кто не может обойтись без поддержки и посторонней помощи»). Для мышления этой категории детей характерны косность и тугоподвижность: Логи-че-ские процессы у большинства имбецилов протекают на очень низком уровне, особенно страдает абстрактное мышление. Более успешно имбецилы выполня¬ют задания на обобщение, устанавливают признаки различия между представленными предметами. В некоторых ситуациях им доступен практический синтез, внимание у большинства очень неустойчиво, им трудно концентрировать внимание на одном объекте. Про-цессы памяти тоже снижены. Только некоторые из них овладевают грамотой и счетом на самом элементар¬ном уровне, а прочитанное они в состоянии воспроиз¬вести только с помощью вопросов. В процессе обучения имбецилы предпочитают делать то, что им дается быстро и легко, они инертны ко всему новому. Речевое развитие, как правило, у таких детей на низком уровне.
Идиотия - самая тяжелая степень олигофрении. Эта категория детей содержится в специальных интернатах. Осознание собственной личности находится на очень низком уровне. Часто они не различают вкуса, цвета, запаха, тянут в рот все, что попадает под руку. Для некоторых характерна неподвижность, другие способны повторять одни и те же стереотипные движения. Речь у идиотов в основном отсутствует, они издают отдельные звуки. Обращенную речь понимают плохо, чаще ориентируются на интонацию. Они способны реагировать на раздражения, поступающие из внешней среды, однако их ответные реакции носят примитивный и однообразный характер. Поведение детей-идиотов зависит от степени удовлетворения их биологических потребностей.
28. Особенности деятельности детей с умственной отсталостью.
читать дальшеДеятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность, и удовлетворяет свои потребности. При всём многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы:
1. Мотивы - всё то, что побуждает человека к поступкам, различным видам деятельности, что направляет их, то, ради чего деятельность осуществляется.
2. Цели - прогнозируемые результаты, на достижение которых направлена деятельность.
3. Средства, которые включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа с помощью различных психических процессов и являющиеся фактически показателем уровня развития последних.
Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает у дошкольников произвольная деятельность. Это обусловлено тем, что ее осуществление требует определенного уровня развития мышления и речи, устойчивости внимания, а также умения целенаправленно приложить волевые усилия. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено, т.к. часто наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы этих детей.
Уже на первом году жизни умственно отсталых детей наблюдаются нарушения ведущей деятельности данного периода - непосредственного эмоционального общения со взрослым. Интерес к взрослому неустойчив или отсутствует, коммуникативные средства общения этого возраста (улыбка, голосовые реакции, двигательные реакции) также обеднены или практически отсутствуют.
Простейшая предмето-практическая деятельность, включающая в себя элементы самообслуживания, детьми с недоразвитием интеллекта выполняется с трудом. Требуется зачастую длительное, целенаправленное обучение. Дошкольники неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий. В раннем возрасте предметная деятельность у умственно отсталых детей не формируется, т.к. в младенчестве не сформированы предпосылки для ее развития. В основном наблюдаются манипуляции с предметами, носящие неадекватный характер. Количество неадекватных по своему характеру манипуляций с предметами сокращается лишь на шестом году жизни детей с недоразвитием интеллекта. У детей старше пяти лет возникает интерес к процессуальным действиям, но они часто стереотипны, формальны, т.е. умственно отсталые дети повторяют действия взрослых, не осознавая из смысла.
Для нормально развивающихся детей в дошкольном возрасте ведущим видом деятельность является игра. У умственно отсталых детей игра без специального обучения не возникает. Иногда наблюдаются отдельные игровые действия, но у детей с недоразвитием интеллекта они не имеют смыслового наполнения. В играх нормально развивающихся сверстников умственно отсталые дети либо не могут принять участия, либо выполняют подсобные роли. Это связано с тем, что ребенок с недоразвитием интеллекта ограниченно способен к контакту со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности. Из продуктивных видов деятельности наиболее изучена изобразительная деятельность умственно отсталых детей (Т.Н. Головина, О.П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Умения детей, лишенных специального обучения в детском саду или семье, долго остаются на уровне простых каракуль, и лишь к концу дошкольного детства может появиться предметный рисунок. Рисунки отличаются грубыми ошибками и неточностями.
Трудовая деятельность у нормально развивающихся дошкольников формируется в предпосылках - в виде самообслуживания и бытового труда. У умственно отсталого ребенка без специального обучения не формируются даже предпосылки для формирования трудовой деятельности, но в условиях адекватного обучения и воспитания у них могут быть сформированы некоторые навыки самообслуживания.
К концу дошкольного возраста у детей с недоразвитием интеллекта не формируется психологическая готовность к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности - учебной. Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к систематическому школьному обучению.
29. Мышление как деятельность. Его особенности у умственно отсталых детей.
читать дальшеУ умственно отсталого ребенка-дошкольника наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления — речи. Из-за этого он плохо понимал смысл разговоров членов семьи, содержание тех сказок, которые ему читали. Он часто не мог быть участником игр, так как не понимал необходимых указаний и инструкций; к нему все реже обращались с обычными поручениями, так как видели, что ребенок не может понять их смысл.
Из-за дефектов восприятий ребенок накопил чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность, фрагментарность и «обесцвеченность» представлений умственно отсталых детей очень хорошо описана М. М. Нудельманом.
Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное — плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
Очень четко формулируют все эти мысли Ж. И. Шиф и В Г. Петрова. Они пишут, что мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Следовательно, умственно отсталый ребенок оказывается не подготовленным к поступлению в школу. Он очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений.
Умственно отсталый ребенок скорее вспоминает, чем размышляет.
М. В. Зверева и А. И. Липкина пришли к выводу, что умственно отсталые дети, сравнивая предметы, проявляют склонность к установлению различия, не умея в то же время уловить сходство. Профессор Л. В. Занков обнаружил, что при сравнении предметов или явлений умственно отсталые дети часто опираются на случайные внешние признаки, не выделяя существенных признаков. Их суждения относительно сравниваемых предметов строятся иногда по типу: «Воробей серенький, а ворона каркает»; иначе говоря, суждение имеет форму сравнения, а по сути таким сравнением не является. Опыт каждого учителя вспомогательной школы свидетельствует о необычайной конкретности мышления учеников.
Основной недостаток мышления умственно отсталых детей — слабость обобщений — проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение грамматики и арифметики — предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил, — представляет для умственно отсталых детей наибольшую трудность. Сложной задачей для них является также усвоение новых общих понятий и правил, с которыми они имеют дело при изучении других учебных предметов. В то же время как научные исследования, так и школьный опыт свидетельствуют о том, что ученики вспомогательной школы довольно быстро развиваются и каждую из мыслительных операций выполняют в старших классах лучше, чем в первых.
30. Особенности внимания умственно отсталых детей.
читать дальшеВнимание — это чрезвычайно важный психический процесс. Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» псе другие психические функции и виды деятельности. Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а i акже направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприя-i ия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения.Таким образом, от внимания зависят качество и результаты функционирования всей познавательной системы.Внимание вызывает изменение чувствительности, возникающее вследствие активирующих влияний, исходящих от ретикулярной формации и зависящих, в свою очередь, от регулирующих нисходящих влияний коры головного мозга, главным образом, лобных структур.Нейрофизиологическое изучение особенностей активирующих влияний позволило установить, что они могут проявляться в двух формах. Первая форма — это неспецифическая (генерализованная, диффузная) активация корковых отделов головного мозга. Такая активация возникает в ответ на появление любого нового раздражителя, воздействующего на рецепторные образования органов чувств (анализаторов). Неспецифическая активация повышает чувствительность коры к поступающей информации, способствуя ее обнаружению, распознаванию и апоминанию.Вторая форма — анализирующая. В связи с тем, что выраженность ориентировочной реакции и возникновение вероятностного прогнозирования обеспечиваются закономерностями вовлечения регулирующих нисходящих влияний ссоциативных, лобных структур, особую значимость приобретают сведения о сроках морфофункционального созревания этих структур и их корково-под-корковых связей в онтогенезе. В процессе нормального возрастного развития наиболее интенсивное дифференцирование этих отделов головного мозга отмечается в 6—7 лет, а окончательно завершается их морфофункциональное созревание лишь к 18 — 20 годам.При любой патологии развития и особенно в случаях повреждающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза, а также в пери- и постнатальный период первого года жизни наиболее чувствительными к экзогенным вредностям оказываются филогенетически наиболее молодые и поздно формирующиеся в онтогенезе ассоциативные, лобные структуры головного мозга. Именно этим можно объяснить корреляцию между тяжестью психического недоразвития и низкими показателями психофизиологических реакций в экспериментах по измерению времени реакции на простые и сложные сигналы. Детям с общим психическим недоразвитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво.Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмечается многими исследователями. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность. Другие становятся вялыми и пассивными.Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно отсталых детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в меньшей мере.С возрастом у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам.
читать дальшеВ отечественной олигофренопедагогике приня¬то выделять 4 группы факторов, которые способ-ствуют возникновению олигофрении. Наиболее часто встречается сочетание эндогенных и экзогенных фак¬торов - 80 % случаев, тогда как на чисто эндогенные и экзогенные факторы приходится по 10 % на каждый. К ним относятся:1)патологическая наследственность(предраспола¬гающие факторы, о которых говорилось выше);2) вредности, действующие в период пренатального развития. Их можно разделить на 3 группы: а) биологические факторы (вирусы, бактерии, простейшие; инфекционные заболевания матери такие как коревая краснуха, сифилис, грипп, токсоплазмоэ, хронические заболевания матери, резус-конфликт между матерью и плодом);б) химические факторы (лекарственные препараты, некоторые антибиотики, витамины, бытовая химия, алкоголь, никотин, наркотические вещества);в) физические факторы (неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, воздействие ультрафеолета и др.)3) родовой травматизм (асфиксия, неправильное наложение щипцов и др.);4) вредности, действующие в период раннего пост-натального развития (мозговые заболевания, ин-фекции, интоксикации).
классификации олигофрении. Это связано с разнообразием этиологии, полиморфизмом клинических форм, различными подходами к ее изу¬чению. На основе этиопатогенетического принципа Г.Е.Сухаревой была разработана следующая классификация олигофрении: 1) олигофрения эндогенной природы:
а)болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия;
б)олигофрения, обусловленная выраженными нарушениями обмена веществ: г) олигофрения, сочетающаяся кожными и костными поражениями;
2) эмбрио- и фетопатии:
а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности;
б) олигофрения, возникшая в результате других вирусных заболеваний, таких как грипп, паротит, инфекционный гепатит и др.;
в) олигофрения, обусловленная токсоплаэмозом и листериоэом;
г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;
д) олигофрения, обусловленная гормональными нарушениями и токсическими факторами в орга-низме матери;
е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных;
3) олигофрения, возникшая в результате различных вредностей, действующих во время родов и в ран¬нем постнанальном периоде:
а) олигофрения в связи с родовой травмой и ас¬фиксией:
б) олигофрения в связи с ранней лостнатальной черепно-мозговой травмой;
в) олигофрения в связи с ранними постнатальны-ми менингитами, менингоэнцефалитами и эн-цефалитами.
М. С. Лейнер выделе¬ны следующие формы олигофрении:
1) неосложненная форма олигофрении;
2) олигофрения, осложненная нарушениями нейро-динамических процессов;
3) олигофрения с психопатоподобными формами по¬ведения;
4) олигофрения, осложненная нарушением функцио¬нирования анализаторов;
5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
По степени выраженности интеллектуального недо¬развития олигофрению подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию. Они выделяются на осно¬ве количественной оценки их интеллекта (IQ):
1) нормальное развитие - 71 % и выше;2) дебильность - 50-70 %;
3) имбецильность - 35-49 %;4) идиотия - 25 % и ниже.
26 Клинико-психологическая классификация олигофрении по М.С. Певзнер
читать дальшеУмственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Классификация детей с общим психическим недоразвитием, предложенная М.С. Певзнер, имеет пять форм.
1. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
2. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
3. У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
4. При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. Прежде всего у него наблюдается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности по отношению к себе и окружающим людям, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам.
5. При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают особенности ситуации.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.
27. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития личности детей с умственной отсталостью.
читать дальшеСамую легкую степень олигофрении принято обо¬значать термином «дебильность», что в переводе с латинского обозначает «слабость», «хилость». Психическая неполноценность проявляется у детей с дебильнсстью гораздо позднее, как правило, в нача¬ле школьного обучения. Их интеллект сохраннее, чем у детей с имбецильностью или идиотией. В свя¬зи с этим они способны к обучению и получают обра¬зование в специальных образовательных учреждени¬ях. В процессе целенаправленных занятий у них увеличивается запас знаний, навыков, развивается фразовая речь. Дети с диагнозом «олигофрения в сте¬пени дебильности» способны к большему продвиже¬нию в развитии, чемимбецилы и идиоты, они облада¬ют большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельности. У боль¬шинства таких детей не отмечается каких-либо ярко выраженных дефектов в физическом развитии. Поэто¬му людям без специального образования они могут показаться вполне полноценными детьми, хотя это впечатление обманчиво. Центральное место в карти¬не дефекта занимает неполноценность познаватель¬ной деятельности. Больше всего страдают психиче¬ские функции, составляющие основу интеллекта. Это способность к анализу, синтезу, логическому обобщению, классификации, абстракции. Эти особенности делают невозможным усвоение программы средней школы.
Средняя степень выраженности умственной отсталости получила название имбецильность (от лат. -«тот, кто не может обойтись без поддержки и посторонней помощи»). Для мышления этой категории детей характерны косность и тугоподвижность: Логи-че-ские процессы у большинства имбецилов протекают на очень низком уровне, особенно страдает абстрактное мышление. Более успешно имбецилы выполня¬ют задания на обобщение, устанавливают признаки различия между представленными предметами. В некоторых ситуациях им доступен практический синтез, внимание у большинства очень неустойчиво, им трудно концентрировать внимание на одном объекте. Про-цессы памяти тоже снижены. Только некоторые из них овладевают грамотой и счетом на самом элементар¬ном уровне, а прочитанное они в состоянии воспроиз¬вести только с помощью вопросов. В процессе обучения имбецилы предпочитают делать то, что им дается быстро и легко, они инертны ко всему новому. Речевое развитие, как правило, у таких детей на низком уровне.
Идиотия - самая тяжелая степень олигофрении. Эта категория детей содержится в специальных интернатах. Осознание собственной личности находится на очень низком уровне. Часто они не различают вкуса, цвета, запаха, тянут в рот все, что попадает под руку. Для некоторых характерна неподвижность, другие способны повторять одни и те же стереотипные движения. Речь у идиотов в основном отсутствует, они издают отдельные звуки. Обращенную речь понимают плохо, чаще ориентируются на интонацию. Они способны реагировать на раздражения, поступающие из внешней среды, однако их ответные реакции носят примитивный и однообразный характер. Поведение детей-идиотов зависит от степени удовлетворения их биологических потребностей.
28. Особенности деятельности детей с умственной отсталостью.
читать дальшеДеятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность, и удовлетворяет свои потребности. При всём многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы:
1. Мотивы - всё то, что побуждает человека к поступкам, различным видам деятельности, что направляет их, то, ради чего деятельность осуществляется.
2. Цели - прогнозируемые результаты, на достижение которых направлена деятельность.
3. Средства, которые включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа с помощью различных психических процессов и являющиеся фактически показателем уровня развития последних.
Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает у дошкольников произвольная деятельность. Это обусловлено тем, что ее осуществление требует определенного уровня развития мышления и речи, устойчивости внимания, а также умения целенаправленно приложить волевые усилия. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено, т.к. часто наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы этих детей.
Уже на первом году жизни умственно отсталых детей наблюдаются нарушения ведущей деятельности данного периода - непосредственного эмоционального общения со взрослым. Интерес к взрослому неустойчив или отсутствует, коммуникативные средства общения этого возраста (улыбка, голосовые реакции, двигательные реакции) также обеднены или практически отсутствуют.
Простейшая предмето-практическая деятельность, включающая в себя элементы самообслуживания, детьми с недоразвитием интеллекта выполняется с трудом. Требуется зачастую длительное, целенаправленное обучение. Дошкольники неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий. В раннем возрасте предметная деятельность у умственно отсталых детей не формируется, т.к. в младенчестве не сформированы предпосылки для ее развития. В основном наблюдаются манипуляции с предметами, носящие неадекватный характер. Количество неадекватных по своему характеру манипуляций с предметами сокращается лишь на шестом году жизни детей с недоразвитием интеллекта. У детей старше пяти лет возникает интерес к процессуальным действиям, но они часто стереотипны, формальны, т.е. умственно отсталые дети повторяют действия взрослых, не осознавая из смысла.
Для нормально развивающихся детей в дошкольном возрасте ведущим видом деятельность является игра. У умственно отсталых детей игра без специального обучения не возникает. Иногда наблюдаются отдельные игровые действия, но у детей с недоразвитием интеллекта они не имеют смыслового наполнения. В играх нормально развивающихся сверстников умственно отсталые дети либо не могут принять участия, либо выполняют подсобные роли. Это связано с тем, что ребенок с недоразвитием интеллекта ограниченно способен к контакту со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности. Из продуктивных видов деятельности наиболее изучена изобразительная деятельность умственно отсталых детей (Т.Н. Головина, О.П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Умения детей, лишенных специального обучения в детском саду или семье, долго остаются на уровне простых каракуль, и лишь к концу дошкольного детства может появиться предметный рисунок. Рисунки отличаются грубыми ошибками и неточностями.
Трудовая деятельность у нормально развивающихся дошкольников формируется в предпосылках - в виде самообслуживания и бытового труда. У умственно отсталого ребенка без специального обучения не формируются даже предпосылки для формирования трудовой деятельности, но в условиях адекватного обучения и воспитания у них могут быть сформированы некоторые навыки самообслуживания.
К концу дошкольного возраста у детей с недоразвитием интеллекта не формируется психологическая готовность к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности - учебной. Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к систематическому школьному обучению.
29. Мышление как деятельность. Его особенности у умственно отсталых детей.
читать дальшеУ умственно отсталого ребенка-дошкольника наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления — речи. Из-за этого он плохо понимал смысл разговоров членов семьи, содержание тех сказок, которые ему читали. Он часто не мог быть участником игр, так как не понимал необходимых указаний и инструкций; к нему все реже обращались с обычными поручениями, так как видели, что ребенок не может понять их смысл.
Из-за дефектов восприятий ребенок накопил чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность, фрагментарность и «обесцвеченность» представлений умственно отсталых детей очень хорошо описана М. М. Нудельманом.
Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное — плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
Очень четко формулируют все эти мысли Ж. И. Шиф и В Г. Петрова. Они пишут, что мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Следовательно, умственно отсталый ребенок оказывается не подготовленным к поступлению в школу. Он очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений.
Умственно отсталый ребенок скорее вспоминает, чем размышляет.
М. В. Зверева и А. И. Липкина пришли к выводу, что умственно отсталые дети, сравнивая предметы, проявляют склонность к установлению различия, не умея в то же время уловить сходство. Профессор Л. В. Занков обнаружил, что при сравнении предметов или явлений умственно отсталые дети часто опираются на случайные внешние признаки, не выделяя существенных признаков. Их суждения относительно сравниваемых предметов строятся иногда по типу: «Воробей серенький, а ворона каркает»; иначе говоря, суждение имеет форму сравнения, а по сути таким сравнением не является. Опыт каждого учителя вспомогательной школы свидетельствует о необычайной конкретности мышления учеников.
Основной недостаток мышления умственно отсталых детей — слабость обобщений — проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение грамматики и арифметики — предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил, — представляет для умственно отсталых детей наибольшую трудность. Сложной задачей для них является также усвоение новых общих понятий и правил, с которыми они имеют дело при изучении других учебных предметов. В то же время как научные исследования, так и школьный опыт свидетельствуют о том, что ученики вспомогательной школы довольно быстро развиваются и каждую из мыслительных операций выполняют в старших классах лучше, чем в первых.
30. Особенности внимания умственно отсталых детей.
читать дальшеВнимание — это чрезвычайно важный психический процесс. Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» псе другие психические функции и виды деятельности. Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а i акже направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприя-i ия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения.Таким образом, от внимания зависят качество и результаты функционирования всей познавательной системы.Внимание вызывает изменение чувствительности, возникающее вследствие активирующих влияний, исходящих от ретикулярной формации и зависящих, в свою очередь, от регулирующих нисходящих влияний коры головного мозга, главным образом, лобных структур.Нейрофизиологическое изучение особенностей активирующих влияний позволило установить, что они могут проявляться в двух формах. Первая форма — это неспецифическая (генерализованная, диффузная) активация корковых отделов головного мозга. Такая активация возникает в ответ на появление любого нового раздражителя, воздействующего на рецепторные образования органов чувств (анализаторов). Неспецифическая активация повышает чувствительность коры к поступающей информации, способствуя ее обнаружению, распознаванию и апоминанию.Вторая форма — анализирующая. В связи с тем, что выраженность ориентировочной реакции и возникновение вероятностного прогнозирования обеспечиваются закономерностями вовлечения регулирующих нисходящих влияний ссоциативных, лобных структур, особую значимость приобретают сведения о сроках морфофункционального созревания этих структур и их корково-под-корковых связей в онтогенезе. В процессе нормального возрастного развития наиболее интенсивное дифференцирование этих отделов головного мозга отмечается в 6—7 лет, а окончательно завершается их морфофункциональное созревание лишь к 18 — 20 годам.При любой патологии развития и особенно в случаях повреждающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза, а также в пери- и постнатальный период первого года жизни наиболее чувствительными к экзогенным вредностям оказываются филогенетически наиболее молодые и поздно формирующиеся в онтогенезе ассоциативные, лобные структуры головного мозга. Именно этим можно объяснить корреляцию между тяжестью психического недоразвития и низкими показателями психофизиологических реакций в экспериментах по измерению времени реакции на простые и сложные сигналы. Детям с общим психическим недоразвитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво.Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмечается многими исследователями. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность. Другие становятся вялыми и пассивными.Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно отсталых детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в меньшей мере.С возрастом у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам.
Посетите также мою страничку
nvspwiki.hnue.edu.vn/index.php?title=Find_Out_W... образец уведомление об открытии счета в иностранном банке физическим лицом образец заполнения
33490-+