15 Психолого-педагогическая характеристика личности детей с ЗПР.
читать дальшеЗадержка психического развития выражается в от¬ставании развития психической деятельности ребен¬ка вследствие минимальных органических поражений головного мозга. Формирование большинства пси¬хических функций у детей с ЗПР не просто замедлен¬но, а идет совершенно иначе. Для них характерны неоднородность нарушений и ярко выраженная не¬равномерность формирования разных сторон психи¬ческой деятельности. Так, у детей с ЗПР специалисты отмечают низкий уровень развития восприятия по сравнению с нор¬мально развивающимися сверстниками. Таким детям требуется гораздо больше времени на прием и пере¬работку сенсорной информации, что приводит к огра¬ниченности и фрагментарности знаний об окружаю¬щее мире. Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похо¬жие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Пространственные представления у детей с ЗПР тоже недостаточно сформированы, им сложно ориентиро¬ваться в пространстве. Это затрудняет освоение гео¬метрического материала, работу на уроках изобрази¬тельного искусства, ручного труда. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчи¬востью, низкой концентрацией и затрудненным пере-ключением с одного объекта на другой. Они с трудом переходит от одной формы деятельности к другой, не способны распределять и концентрировать внимание в условиях, когда выполнение задания осуществля¬ется при наличии одновременно действующих рече¬вых раздражителей. Часто неустойчивость внимания ',и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеет индивидуальные фор«ы проявлйЖяОВ развитии памяти тоже наблюдаются явные отклонения. Сохранность непроизвольной памяти преобладает над произвольной, причем материал очень часто вос-производится в искаженном виде. У детей низкий уровень самоконтроля при заучивании и воспроизведении материала. С большим трудом происходит овладение сложными видами памяти. Специалисты в характеристике детей с ЗПР центральное место отводят своеобразию развития позна-вательной деятельности. При поступлении в школу у детей с ЗПР мыслительные операции не сформиро¬ваны на словесно-логическом уровне. Наиболее до¬ступные задания для них - задания на аналогии, осо¬бенно в том случае, если им предложен образец или они обладают определенным житейским опытом в этой области. Все мыслительные процессы отличаются инертностью. Особенно это проявляется при реше¬нии задач, требующих самостоятельного поиска спо¬соба решения. Деятельность детей с ЗПР отличается общей неорганизованностью, недостаточной целена-правленностью, низкой активностью. Потребности в общении у этой группы значительно снижена. Это касается общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Они не стремятся обратить за помощью ко взрослому, даже если испытывают силь¬ные затруднения, зачастую просто оставляют ее. Им не важна оценка их действий в развернутой форме, и достаточно услышать просто похвалу и т. п. Контак¬ты детей с ЗПР со сверстниками отличаются просто¬той и малой продуктивностью. Все это свидетельствует о социальной незрелости детей с задержкой психи¬ческого развития.
16. Общая характеристика мнемической деятельности детей с ЗПР.
читать дальшеПамять учащихся с ЗПР также характеризуется специфическим недоразвитием. Недостаточная сформированность мнестических процессов зачастую – главная причина нарушений в школьном обучении. Одной из основных причин недоразвития произвольной памяти является снижение познавательной активности [Поддубная Н.Г., 1976]. Младшие школьники не только со значительными затруднениями воспроизводят словесный материал, но и затрачивают на его припоминание больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключается в разном отношении к поставленной цели. Учащиеся с ЗПР самостоятельно не могут предпринимать попыток более точного припоминания информации и редко используют для этого вспомогательные мнемонические приемы.
Одной из основных причин неуспеваемости учащихся с ЗПР является снижение показателей их произвольной памяти, что приводит к плохому усвоению содержания текстов, таблиц, схем [Масюкова Н.А., 1986]. Детям трудно удерживать в уме цель и условия задач, упражнений и других учебных заданий.
Для детей с ЗПР особенно важна форма предъявления информации для запоминания. Преобладание у них наглядной памяти над словесно-логической выражено более отчетливо, чем у нормально развивающихся сверстников. Мнемическая деятельность детей с ЗПР характеризуется недостаточным умением использовать рациональные способы запоминания.
Одной из наиболее важных характеристик произвольной памяти является эффективность опосредованного запоминания. Использование как внешних, так и внутренних опор – наиболее действенный способ увеличения границ памяти и незаменимое средство компенсации ее недостатков у школьников с ЗПР. Этой цели служит, в частности, ассоциативное и смысловое увязывание запоминаемого материала с прошлым опытом. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания информации особенно важно. Без специального обучения приемам запоминания они испытывают серьезные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении словесного материала.
Механическое запоминание может не отличаться от нормы, но отмечается ослабление смысловой и логической памяти, что связано со снижением способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению [Егорова Т.В., 1973; Иванов Е.С., 1971]. Эти недостатки памяти при ЗПР отражают слабость мыслительной деятельности детей в силу преобладания предметно-конкретного мышления, и во многом связаны с особенностями внимания и эмоционально-волевой сферы. Отличительным признаком структуры мнестической деятельности при задержке психического развития являетсяпатологическая затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других.
17. Особенности чувственного познания и внимания у детей с ЗПР.
читать дальшеОсновным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
1) неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
2) сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
3) снижение объема внимания, т.е. ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
4) сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;
5) сниженное распределение внимания, т.е. ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении;
6) «прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
7) повышенная отвлекаемость.
Ощущение и восприятие детей с ЗПР недостаточны, ограничены, фрагментарны. Нарушены предметность, структурность и целостность восприятия. Затруднено вычленение отдельных элементов из объекта. Детям сложно достроить образ по какой-либо части, создать целостный образ и выделить фигуру на фоне. Отмечается замедление процесса переработки поступающей информации. При усложнении объекта и ухудшении условий восприятия возникает еще больше затруднений. Так бывает, например, при распознавании контурных, схематических изображений, сходных по начертанию букв или отдельных их элементов.
Восприятие нарушено как деятельность, включающая и мотивационно-целевой, и операциональный компонент, на уровне действий идентификации. Свойственная этим детям пассивность процесса приводит к ограничению объема анализа; преобладанию анализа над синтезом; к смешению существенных и несущественных признаков; преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов; редкому использованию обобщенных терминов, понятий.
У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта. Поисковые действия хаотичны, импульсивны. При анализе объектов они дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью.
Скорость восприятия младших школьников с ЗПР характеризуется выраженной замедленностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Им требуется больше времени для приема и переработки информации в условиях учебного процесса [Белый Б.И., 1989]. При наблюдении за детьми в школе отмечаются существенные затруднения в выполнении заданий, связанных с целенаправленным рассматриванием и узнаванием различного по содержанию материала [Переслени Л.И., 1990]. В частности, выявлено большое количество ошибок, допускаемых ими при списывании текста, а также при воспроизведении геометрических фигур по зрительному образцу. Недостатки восприятия отрицательно сказываются на развитии всех произвольных видов деятельности, особенно у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.
18. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности детей с ЗПР.
читать дальшеУчебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.
Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973; В.И.Лубовский, 1994; Л.И.Переслени, 1996). Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, по мнению У.В.Ульенковой (1990), затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.
Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебной деятельности.
Установленная в результате экспериментальной работы принципиальная возможность влияния на познавательное и личностное развитие детей с ЗПР стала основанием для разработки исследователями различных коррекционно-развивающих программ. На сегодняшний день существует ряд публикаций с описанием методов и форм проведения индивидуальной и групповой работы психолога с детьми (Н.Ю.Борякова, 2003; И.П.Воропаева, 1993; И.ВДубровина, 1999, 2002; С.Д.Забрамная, 2000; О.А.Карабанова, 1997; Н.П.Локалова, 2002; Н.М.Пылаева и Т.В.Ахутина, 1997; Н.П.Слободяник, 2000; Н.Я. и М.М.Семаго, 2000; А.В.Семенович, 2002; М.И.Чистякова, 1995 и др.).
В разделе 3 данного пособия мы предлагаем собственную программу занятий, направленную на системное формирование интеллектуальной деятельности и ее осознанной саморегуляции у детей с ЗПР.
читать дальшеЗадержка психического развития выражается в от¬ставании развития психической деятельности ребен¬ка вследствие минимальных органических поражений головного мозга. Формирование большинства пси¬хических функций у детей с ЗПР не просто замедлен¬но, а идет совершенно иначе. Для них характерны неоднородность нарушений и ярко выраженная не¬равномерность формирования разных сторон психи¬ческой деятельности. Так, у детей с ЗПР специалисты отмечают низкий уровень развития восприятия по сравнению с нор¬мально развивающимися сверстниками. Таким детям требуется гораздо больше времени на прием и пере¬работку сенсорной информации, что приводит к огра¬ниченности и фрагментарности знаний об окружаю¬щее мире. Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похо¬жие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Пространственные представления у детей с ЗПР тоже недостаточно сформированы, им сложно ориентиро¬ваться в пространстве. Это затрудняет освоение гео¬метрического материала, работу на уроках изобрази¬тельного искусства, ручного труда. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчи¬востью, низкой концентрацией и затрудненным пере-ключением с одного объекта на другой. Они с трудом переходит от одной формы деятельности к другой, не способны распределять и концентрировать внимание в условиях, когда выполнение задания осуществля¬ется при наличии одновременно действующих рече¬вых раздражителей. Часто неустойчивость внимания ',и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеет индивидуальные фор«ы проявлйЖяОВ развитии памяти тоже наблюдаются явные отклонения. Сохранность непроизвольной памяти преобладает над произвольной, причем материал очень часто вос-производится в искаженном виде. У детей низкий уровень самоконтроля при заучивании и воспроизведении материала. С большим трудом происходит овладение сложными видами памяти. Специалисты в характеристике детей с ЗПР центральное место отводят своеобразию развития позна-вательной деятельности. При поступлении в школу у детей с ЗПР мыслительные операции не сформиро¬ваны на словесно-логическом уровне. Наиболее до¬ступные задания для них - задания на аналогии, осо¬бенно в том случае, если им предложен образец или они обладают определенным житейским опытом в этой области. Все мыслительные процессы отличаются инертностью. Особенно это проявляется при реше¬нии задач, требующих самостоятельного поиска спо¬соба решения. Деятельность детей с ЗПР отличается общей неорганизованностью, недостаточной целена-правленностью, низкой активностью. Потребности в общении у этой группы значительно снижена. Это касается общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Они не стремятся обратить за помощью ко взрослому, даже если испытывают силь¬ные затруднения, зачастую просто оставляют ее. Им не важна оценка их действий в развернутой форме, и достаточно услышать просто похвалу и т. п. Контак¬ты детей с ЗПР со сверстниками отличаются просто¬той и малой продуктивностью. Все это свидетельствует о социальной незрелости детей с задержкой психи¬ческого развития.
16. Общая характеристика мнемической деятельности детей с ЗПР.
читать дальшеПамять учащихся с ЗПР также характеризуется специфическим недоразвитием. Недостаточная сформированность мнестических процессов зачастую – главная причина нарушений в школьном обучении. Одной из основных причин недоразвития произвольной памяти является снижение познавательной активности [Поддубная Н.Г., 1976]. Младшие школьники не только со значительными затруднениями воспроизводят словесный материал, но и затрачивают на его припоминание больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключается в разном отношении к поставленной цели. Учащиеся с ЗПР самостоятельно не могут предпринимать попыток более точного припоминания информации и редко используют для этого вспомогательные мнемонические приемы.
Одной из основных причин неуспеваемости учащихся с ЗПР является снижение показателей их произвольной памяти, что приводит к плохому усвоению содержания текстов, таблиц, схем [Масюкова Н.А., 1986]. Детям трудно удерживать в уме цель и условия задач, упражнений и других учебных заданий.
Для детей с ЗПР особенно важна форма предъявления информации для запоминания. Преобладание у них наглядной памяти над словесно-логической выражено более отчетливо, чем у нормально развивающихся сверстников. Мнемическая деятельность детей с ЗПР характеризуется недостаточным умением использовать рациональные способы запоминания.
Одной из наиболее важных характеристик произвольной памяти является эффективность опосредованного запоминания. Использование как внешних, так и внутренних опор – наиболее действенный способ увеличения границ памяти и незаменимое средство компенсации ее недостатков у школьников с ЗПР. Этой цели служит, в частности, ассоциативное и смысловое увязывание запоминаемого материала с прошлым опытом. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания информации особенно важно. Без специального обучения приемам запоминания они испытывают серьезные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении словесного материала.
Механическое запоминание может не отличаться от нормы, но отмечается ослабление смысловой и логической памяти, что связано со снижением способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению [Егорова Т.В., 1973; Иванов Е.С., 1971]. Эти недостатки памяти при ЗПР отражают слабость мыслительной деятельности детей в силу преобладания предметно-конкретного мышления, и во многом связаны с особенностями внимания и эмоционально-волевой сферы. Отличительным признаком структуры мнестической деятельности при задержке психического развития являетсяпатологическая затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других.
17. Особенности чувственного познания и внимания у детей с ЗПР.
читать дальшеОсновным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
1) неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
2) сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
3) снижение объема внимания, т.е. ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
4) сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;
5) сниженное распределение внимания, т.е. ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении;
6) «прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
7) повышенная отвлекаемость.
Ощущение и восприятие детей с ЗПР недостаточны, ограничены, фрагментарны. Нарушены предметность, структурность и целостность восприятия. Затруднено вычленение отдельных элементов из объекта. Детям сложно достроить образ по какой-либо части, создать целостный образ и выделить фигуру на фоне. Отмечается замедление процесса переработки поступающей информации. При усложнении объекта и ухудшении условий восприятия возникает еще больше затруднений. Так бывает, например, при распознавании контурных, схематических изображений, сходных по начертанию букв или отдельных их элементов.
Восприятие нарушено как деятельность, включающая и мотивационно-целевой, и операциональный компонент, на уровне действий идентификации. Свойственная этим детям пассивность процесса приводит к ограничению объема анализа; преобладанию анализа над синтезом; к смешению существенных и несущественных признаков; преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов; редкому использованию обобщенных терминов, понятий.
У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта. Поисковые действия хаотичны, импульсивны. При анализе объектов они дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью.
Скорость восприятия младших школьников с ЗПР характеризуется выраженной замедленностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Им требуется больше времени для приема и переработки информации в условиях учебного процесса [Белый Б.И., 1989]. При наблюдении за детьми в школе отмечаются существенные затруднения в выполнении заданий, связанных с целенаправленным рассматриванием и узнаванием различного по содержанию материала [Переслени Л.И., 1990]. В частности, выявлено большое количество ошибок, допускаемых ими при списывании текста, а также при воспроизведении геометрических фигур по зрительному образцу. Недостатки восприятия отрицательно сказываются на развитии всех произвольных видов деятельности, особенно у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.
18. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности детей с ЗПР.
читать дальшеУчебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.
Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973; В.И.Лубовский, 1994; Л.И.Переслени, 1996). Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, по мнению У.В.Ульенковой (1990), затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.
Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебной деятельности.
Установленная в результате экспериментальной работы принципиальная возможность влияния на познавательное и личностное развитие детей с ЗПР стала основанием для разработки исследователями различных коррекционно-развивающих программ. На сегодняшний день существует ряд публикаций с описанием методов и форм проведения индивидуальной и групповой работы психолога с детьми (Н.Ю.Борякова, 2003; И.П.Воропаева, 1993; И.ВДубровина, 1999, 2002; С.Д.Забрамная, 2000; О.А.Карабанова, 1997; Н.П.Локалова, 2002; Н.М.Пылаева и Т.В.Ахутина, 1997; Н.П.Слободяник, 2000; Н.Я. и М.М.Семаго, 2000; А.В.Семенович, 2002; М.И.Чистякова, 1995 и др.).
В разделе 3 данного пособия мы предлагаем собственную программу занятий, направленную на системное формирование интеллектуальной деятельности и ее осознанной саморегуляции у детей с ЗПР.
Посетите также мою страничку
www.kino-ussr.ru/user/DeeJevons38/ открыть карту в таджикистане для россиян банковскую
33490-+