25. Невербальные тесты интеллекта.
читать дальшеНевербальные тесты интеллекта nonverbal intelligence tests) Н. т. и. - это тесты, составленные из неязыковых заданий, проводимые с минимальным использованием речи или вообще без нее и предположительно измеряющие интеллектуальную способность. Термины и иллюстративные задания Термин "невербальный" тесно связан с др. наименованиями тестов. Тест действия подразумевает наличие заданий на манипулирование объектами, напр., составление кубиков или конструирование объектов из отдельных элементов, в отличие от бланковых тестов (типа "карандаш - бумага").
Тест Равена необходим психологам для определения интеллекта человека с помощью абстрактного материала, в котором требуется обнаружить логические отношения между отдельными элементами.
Что особенно важно в отличие теста Равена от других тестов на интеллект, так это то, что этот тест не имеет культурной предвзятости, то есть, для его прохождения не важен уровень культурного развития индивидуума, все зависит только от вас - все внешние факторы Равен постарался убрать, делая тем сам свою методику практически идеальной и единственной в своем роде. Также тест Равена используют и при приёме на работу, и в учебных заведениях. Тест Равена универсален, и используется для любого человека, независимо от его пола, возраста и происхождения. Происходит оценка полного диапазона интеллектуальных возможностей человека.
Матрицы предлагаются в трех различных формах: стандартные, цветные, расширенные.
В Стандартных прогрессивных матрицах речь идет о наборе из пяти серий по 12 заданий в каждой (60 матриц). Особенность заключается в том, что элементы внутри каждой серии заданий становятся все более сложными, требующими все большей познавательной возможности для анализа информации. Все задания представлены в чёрно-белом цвете. Тест пригоден для детей от 8 и взрослых до 65 лет.
Цветные прогрессивные матрицы предназначены для детей младшего возраста (от 5 лет), пожилых людей (старше 65 лет) и людей с умеренными или тяжелыми трудностями в обучении. Эта форма теста содержит наборы A и B от стандартных матриц и еще набор из 12 предметов. Большинство заданий представлены на цветном фоне, чтобы визуально стимулировать умственную деятельность участников теста.
Расширенные прогрессивные матрицы содержат 48 заданий, представленных как один комплект из 12 (набор I), и еще 36 (набор II). Задания вновь изображены черной краской на белом фоне, и становится все труднее к концу теста. Этот тип теста Равена подходит для взрослых и подростков интеллекта выше среднего.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
26. Индивидуальные тесты интеллекта.
читать дальшеИстория возникновения индивидуальных тестов интеллекта
Тесты, традиционно называемые «тестами интеллекта», берут свое начало от ранних шкал Бинэ- Симона. Эти шкалы (1905, 1908 и 1911) были созданы французскими учеными Бинэ и Симоном для отбора умственно отсталых детей. Первая шкала (1905) состояла из 30 тестов, расположенных в порядке восходящей трудности и охватывающих широкий диапазон функций. Особо выделялись суждения, понимание и рассуждение, которые Бинэ рассматривал как основные компоненты интеллекта. Во второй шкале (1908) количество тестов было увеличено, и все они были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. В качестве показателя использовался умственный возраст, или умственный уровень, соответствующий возрасту нормальных детей, чьим показателям он равнялся.
Тесты Стэнфорд - Бинэ. Первый вариант редакции, подготовленный Терменом и его коллегами по Стэнфордскому университету в 1916 г., внес так много изменений и добавлений в первоисточник, что в сущности представлял собой новую шкалу. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности (IQ), или отношение между умственным и хронологическим возрастом. Третья редакция Стэнфордской шкалы (1960) применяется и в настоящее время. Рассмотрим основные ее черты.
Тесты в ней сгруппированы по возрастным уровням: начиная с 2 лет до 5 они расположены с полугодовыми интервалами; для возрастов от 5 до 14 лет - годовые интервалы; оставшиеся уровни обозначены как средний взрослый и высший взрослый уровни (1, 2, 3). Интервалы между ними больше, чем один год.
Каждому испытуемому предъявляются только те задания, которые адресованы к его собственному возрастному уровню. Обычно процедура тестирования начинается с заданий, относящихся к более низкому уровню, чем ожидаемый умственный возраст испытуемого. Для испытуемого определяют тот уровень, на котором он справляется со всеми заданиями. Этот уровень называется «основным возрастом». Затем тестирование продолжается до тех пор, пока не находят уровень, на котором во всех тестах испытуемый терпит неудачу. Этот уровень называется «предельным возрастом». По достижении этого уровня тестирование заканчивается.
Обработка отдельных тестов шкалы Стэнфорд - Бинэ происходит по принципу «всё или ничего». В руководстве для каждого теста устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Умственный возраст субъекта в шкалах Стэнфорд - Бинэ находится путем приписывания ему его «основного возраста» и добавления к этому возрасту нескольких месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше базального уровня. Большинство тестов Стэнфорд - Бинэ непригодны для взрослых, так как характер заданий не позволяет достичь потолка возрастного уровня.
Диагностическое значение любого психологического теста зависит от того, насколько он удовлетворяет некоторым общим требованиям. Первое из них - стандартизация.
Другое требование к тесту - надежность.
Валидность. Самый главный вопрос, задаваемый в отношении психологического теста, касается его валидности, т. е. степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Для определения валидности обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест должен измерять,
************ Шкалы измерения интеллекта Дэвида Векслера.
Индивидуальные тесты интеллекта. Разработаны американским психодиагностом Дэвидом Векслером.Особенности тестов Векслера: Несмотря на то, что это индивидуальные тесты, они построены как групповые. Задания объединены в субтесты, и субтесты расположены порядке возрастания сложности, но расположены не по возрастному уровню как индивидуальные тесты интеллекта. Выполняются индивидами разных возрастов.
Шкалы Векслера разработаны для трех категорий возрастов.
Шкала измерения интеллекта Векслера для взрослых с 16 до 64 лет (до 64 лет, т.к. стандартизация была проведена до 64 лет). В 1939 году появилась шкала тестов интеллекта Векслера - шкала Векслера - Бельвью. Бельвью - название клиники, в которой была создана шкала. Шкала несовершенна, невысоки показатели надежности. В 1955 году - появилась редакция достаточно совершенной шкалы с 16 до 64 лет. Эта шкала пересматривалась не один раз. В 1981 году - последний раз эта шкала пересматривается.
Шкала измерения интеллекта Векслера для детей от 6 лет до 15 лет 11 месяцев. Впервые она появилась в 1949 году. В 1973 году эта шкала была отредактирована.
Векслера интеллекта шкала для дошкольников и младших школьников (1963 г.), предназначенная для детей в возрасте от 4 до 6,5 лет. Она включает 11 субтестов, из которых 10 засчитываются при определении IQ. Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий шкалы для взрослых, остальные три разработаны специально для данной шкалы;
а также сокращенные формы, включающие 4-6 субтестов (например, Краткий Векслера интеллекта тест).
Одним из важных достоинств Векслера интеллекта измерения шкалы является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемыми заданий субтестов. Однако при использовании сокращенной программы обследования качественные наблюдения невозможны.
Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования данных шкал предусматривает подсчет оценок первичных по каждому из применявшихся вербальных и невербальных субтестов. Согласно таблицам переходов "сырых" показателей в оценки шкальные, могут быть получены стандартные оценки результатов выполнения каждого отдельного субтеста. По суммам "сырых" оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки IQ-вербального, IQ-невербального и общего IQ-показателя. Интерпретация IQ-показателей по Векслеру проводится в соответствии со схемой:
при показателе IQ 130 и выше наблюдается весьма высокий интеллект;
120-129 - высокий интеллект;
110-119- "хорошая" норма;
90-109 - средний уровень;
80-89 - сниженная норма;
70-79 - пограничный уровень;
69 и ниже - умственный дефект.
При конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта.
В ходе широкого и длительного применения данного теста в психодиагностике накоплено немало сведений о его надежности и валидности. Он отличается высокой корреляцией с результатами других достаточно известных тестов интеллекта.
27.Групповые тесты интеллекта.
читать дальшеТест интеллекта Амтхауэра. Одной из самых известных в мире психодиагностических методик на интеллект является тест Амтхауэра. Тест сочетает в себе хорошие показатели по валидности и надежности с возможностью группового проведения, что делает его одним из любимых инструментов практического психолога. Имеет много вариаций, адаптаций. Популярен, например, в Германии и России.
Тест структуры интеллекта Рудольф Амтхауэр разработал в 1953 году. Последняя редакция осуществлена Амтхауэром в 1973 году и предназначена для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
В СССР, а потом России адаптированные варианты теста Амтхауэра широко использовался и используется при обследовании старшеклассников. В нашей стране получены данные о достаточно высокой надежности и валидности этого теста (М. К. Акимова с соавторами, 1984). Некоторые адаптации (например ТУС - тест умственных способностей) содержат шкалу IQ, нормированную по отечественной выборке. Тест отличается хорошими показателями:
- коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) - 0,83 - 0,91;
- коэффициент параллельных форм - 0,95;
- коэффициент надежности частей теста (по методу "расщепления") - 0,97;
- валидность, определяемая по связи с успеваемостью, - 0,46;
- валидность, определяемая по связи с экспертными оценками уровня интеллектуального развития - 0,62.
Изначально тест Амтхауэра предназначался для диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании автор исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности. Интеллект тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. При этом интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности.
В структуру интеллекта по Амтхауэру попали следующие компоненты:
- вербальный (четыре субтеста), - счетно-математический (два субтеста),
- пространственный (два субтеста), - мнемический (один субтест).
Итого, тест Амтхауэра включает в себя девять субтестов. При этом каждый субтест направлен на измерение различных конкретных функций интеллекта. Кроме 4, 5, и 6-го субтестов везде используются задачи закрытого типа.
Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.
Субтест 1. Языковое чутье
На успешность работы испытуемого по данному субтесту влияет знание тонкостей родного языка (в силу этой особенности тест Амтхауэра строго рекомендуется проводить на родном языке испытуемого).
Задача испытуемого заключается в том, чтобы закончить предложение одним из приведенных слов. Пример задания: Противоположностью понятия "верность" является а) любовь; б) ненависть; в) дружба; г) предательство; д) вражда.
Субтест 2. Способность к обобщению
Определение общих черт: исследование способности к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными понятиями.
В задачах испытуемому предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Пример: а) рисунок, б) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.
Субтест 3. Способность к аналогии
На успешность влияют комбинаторные способности, беглость мышления. Также некоторое влияние оказывает жизненный опыт, воображение.
В заданиях этого субтеста предлагаются по три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.
Пример: дерево - строгать, железо - ? а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.
Субтест 4. Способность к классификации
Наиболее релевантное для вербального интеллекта задание. Показывает развитость понятийного мышления, абстрактно-логических способностей.
Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Пример: Дождь - Снег. Правильным ответом будет общее понятие "осадки"
Субтест 5. Практическое математическое мышление
Задания на счет - арифметические задачи. Отражает сформированность математических навыков, умение считать в уме.
Пример: Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км/ч?
Субтест 6. Теоретическое математическое мышление
Отражает способность к абстрактным математическим размышлениям. В заданиях даются ряды чисел. Требуется установить закономерность в этом ряду и продолжить его.
Пример: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, ? В этом ряду каждое следующее число больше предыдущего на 3. Поэтому правильным ответом будет 27.
Субтест 7. Двухмерное пространственное мышление
Испытуемому даются в качестве образца пять простых геометрических фигур (например круг или треугольник). Каждое задание включает в себя изображение маленьких кусочков, собрав которые в уме можно понять какая фигура была разрезана.
Субтест 8. Трехмерное пространственное мышление
Задание похоже на предыдущее. Только в качестве образца пять объемных кубиков. Задание включает изображение кубика, повернутого некоторым образом. Надо угадать, какой из образцовых кубиков представлен.
Субтест 9. Мнемические способности
На успешность выполнения задания влияет как способность к сосредоточению внимания, так и способность к сохранению в памяти усвоенного. В одном субтесте оценивается, пусть и довольно грубо, внимание, кратковременная и долговременная память.
На 3 минуты испытуемым предъявляется таблица-стимул, которую надо запомнить. В этой таблице пять строк, в каждой из которых содержится пять слов, объединенных еще одним. Пример: Цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис. Животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр...
Интерпретация Амтхауэр предполагал, что с помощью данного теста можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа "умственного профиля" он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам.
Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.
Литература: Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
29. ШТУР и его модификации.
читать дальшеШкольный тест умственного развития (ШТУР) - К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г. Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова - 1990
Согласно этой концепции психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Комплекс этих требований, называемый социально психологическим нормативом, может выступать критерием оценки индивидуального и возрастного развития. В задания ШТУР были включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.Предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 7-9 классов
Он апробирован на больших выборках и доказал свою эффективность при решении таких задач, как:
1) анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс; 2) сравнение групп учащихся, отобранных в соот
1) анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс
2) сравнение групп учащихся, отобранных в соответствии с какими-либо целями
3) сравнение эффективности различных программ и методов обучения
4) отбор в спецклассы и спецшколы
5) диагноз причин школьной неуспеваемости
6) отбор учащихся, нуждающихся коррекции умственного развития
7) оценка эффективности работы разных педагогов и педагогических коллективов
8) выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения;
9) профориентационная работа с учащимися
ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой – нахождение правила построения числового ряда.Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.Особенности, отличающие ШТУР от традиционных тестов:
1) особое содержание, которое было в заданиях (не житейские, а школьные понятия, обязательные для усвоения). 2) иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степень приближения к социально-психологическому нормативу).
3) коррекционность методики, возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.
Интерпретация результатов обследования.
На основе количественного и качественного анализа результатов тестирования испытуемого школьный психолог устанавливает:
– какие школьные предметы, типы логических связей, категории и понятия усвоены лучше, какие – хуже; какой смысл и содержание вкладывает в основные (абстрактные и конкретные) понятия, какие типичные ошибки допускает испытуемый;
– насколько совершенным является словарный запас испытуемого, насколько он соответствует или не соответствует школьной тематике;
– насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, сравнивать, доказывать, обобщать и ограничивать понятия, самостоятельно находить отношения между ними, понимать значение и соотношение родовых и видовых категорий, части и целого, выявлять существенные и несущест-венные признаки, делать выводы.
30. АСТУР.
читать дальшеРазработанный сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО новый тест умственного развития предназначен для выпускников средней школы и абитуриентов. Он назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР). Эти принципы нормативной диагностики, т.е. диагностики, ориентированной не на статическую норму, а на социально-психологический норматив. АСТУР включает 9 наборов заданий (субтестов): осведомлённость, двойные аналогии (1 часть), понимание инструкций, классификации, обобщения, логические схемы, числовые закономерности, пространственные представления, двойные аналогии (2 часть). Апробация теста проводилась на выборке учащихся 10 – 11 классов и абитуриентов городов Москвы, Калуги, Коломны, Липецка, Волгограда. Всего в экспериментах приняло участие около 500 старшеклассников и абитуриентов. Материалы теста составляют две тетради, соответствующие двум параллельным формам А и Б. Надёжность теста определялась путём повторного тестирования (другой формой) через 14 дней. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,62 до 0,77. Для общего балла ГАБ=0,74. Эти коэффициенты указывают также на эквивалентность форм А и Б. Уровень значимости приведённых коэффициентов Р>0,001.
Определяется ещё один вид надёжности – гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий в каждом субтесте. Они находятся в пределах 0,98 – 0,99 (для обеих форм).
Валидность теста определялась как путём сопоставления успешности его выполнения со школьной успеваемостью, так и с результатами поступления в ВУЗ. Коэффициенты ранговых корреляций теста (ф. А и ф. Б) и школьной успеваемости порядка р=0,40 (р>0,001); корреляции между тестом и результатами поступления в ВУЗ порядка 0,70 (р>0,001).
Приведённые выше данные позволяют считать, что разработанный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест
читать дальшеНевербальные тесты интеллекта nonverbal intelligence tests) Н. т. и. - это тесты, составленные из неязыковых заданий, проводимые с минимальным использованием речи или вообще без нее и предположительно измеряющие интеллектуальную способность. Термины и иллюстративные задания Термин "невербальный" тесно связан с др. наименованиями тестов. Тест действия подразумевает наличие заданий на манипулирование объектами, напр., составление кубиков или конструирование объектов из отдельных элементов, в отличие от бланковых тестов (типа "карандаш - бумага").
Тест Равена необходим психологам для определения интеллекта человека с помощью абстрактного материала, в котором требуется обнаружить логические отношения между отдельными элементами.
Что особенно важно в отличие теста Равена от других тестов на интеллект, так это то, что этот тест не имеет культурной предвзятости, то есть, для его прохождения не важен уровень культурного развития индивидуума, все зависит только от вас - все внешние факторы Равен постарался убрать, делая тем сам свою методику практически идеальной и единственной в своем роде. Также тест Равена используют и при приёме на работу, и в учебных заведениях. Тест Равена универсален, и используется для любого человека, независимо от его пола, возраста и происхождения. Происходит оценка полного диапазона интеллектуальных возможностей человека.
Матрицы предлагаются в трех различных формах: стандартные, цветные, расширенные.
В Стандартных прогрессивных матрицах речь идет о наборе из пяти серий по 12 заданий в каждой (60 матриц). Особенность заключается в том, что элементы внутри каждой серии заданий становятся все более сложными, требующими все большей познавательной возможности для анализа информации. Все задания представлены в чёрно-белом цвете. Тест пригоден для детей от 8 и взрослых до 65 лет.
Цветные прогрессивные матрицы предназначены для детей младшего возраста (от 5 лет), пожилых людей (старше 65 лет) и людей с умеренными или тяжелыми трудностями в обучении. Эта форма теста содержит наборы A и B от стандартных матриц и еще набор из 12 предметов. Большинство заданий представлены на цветном фоне, чтобы визуально стимулировать умственную деятельность участников теста.
Расширенные прогрессивные матрицы содержат 48 заданий, представленных как один комплект из 12 (набор I), и еще 36 (набор II). Задания вновь изображены черной краской на белом фоне, и становится все труднее к концу теста. Этот тип теста Равена подходит для взрослых и подростков интеллекта выше среднего.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
26. Индивидуальные тесты интеллекта.
читать дальшеИстория возникновения индивидуальных тестов интеллекта
Тесты, традиционно называемые «тестами интеллекта», берут свое начало от ранних шкал Бинэ- Симона. Эти шкалы (1905, 1908 и 1911) были созданы французскими учеными Бинэ и Симоном для отбора умственно отсталых детей. Первая шкала (1905) состояла из 30 тестов, расположенных в порядке восходящей трудности и охватывающих широкий диапазон функций. Особо выделялись суждения, понимание и рассуждение, которые Бинэ рассматривал как основные компоненты интеллекта. Во второй шкале (1908) количество тестов было увеличено, и все они были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. В качестве показателя использовался умственный возраст, или умственный уровень, соответствующий возрасту нормальных детей, чьим показателям он равнялся.
Тесты Стэнфорд - Бинэ. Первый вариант редакции, подготовленный Терменом и его коллегами по Стэнфордскому университету в 1916 г., внес так много изменений и добавлений в первоисточник, что в сущности представлял собой новую шкалу. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности (IQ), или отношение между умственным и хронологическим возрастом. Третья редакция Стэнфордской шкалы (1960) применяется и в настоящее время. Рассмотрим основные ее черты.
Тесты в ней сгруппированы по возрастным уровням: начиная с 2 лет до 5 они расположены с полугодовыми интервалами; для возрастов от 5 до 14 лет - годовые интервалы; оставшиеся уровни обозначены как средний взрослый и высший взрослый уровни (1, 2, 3). Интервалы между ними больше, чем один год.
Каждому испытуемому предъявляются только те задания, которые адресованы к его собственному возрастному уровню. Обычно процедура тестирования начинается с заданий, относящихся к более низкому уровню, чем ожидаемый умственный возраст испытуемого. Для испытуемого определяют тот уровень, на котором он справляется со всеми заданиями. Этот уровень называется «основным возрастом». Затем тестирование продолжается до тех пор, пока не находят уровень, на котором во всех тестах испытуемый терпит неудачу. Этот уровень называется «предельным возрастом». По достижении этого уровня тестирование заканчивается.
Обработка отдельных тестов шкалы Стэнфорд - Бинэ происходит по принципу «всё или ничего». В руководстве для каждого теста устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Умственный возраст субъекта в шкалах Стэнфорд - Бинэ находится путем приписывания ему его «основного возраста» и добавления к этому возрасту нескольких месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше базального уровня. Большинство тестов Стэнфорд - Бинэ непригодны для взрослых, так как характер заданий не позволяет достичь потолка возрастного уровня.
Диагностическое значение любого психологического теста зависит от того, насколько он удовлетворяет некоторым общим требованиям. Первое из них - стандартизация.
Другое требование к тесту - надежность.
Валидность. Самый главный вопрос, задаваемый в отношении психологического теста, касается его валидности, т. е. степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Для определения валидности обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест должен измерять,
************ Шкалы измерения интеллекта Дэвида Векслера.
Индивидуальные тесты интеллекта. Разработаны американским психодиагностом Дэвидом Векслером.Особенности тестов Векслера: Несмотря на то, что это индивидуальные тесты, они построены как групповые. Задания объединены в субтесты, и субтесты расположены порядке возрастания сложности, но расположены не по возрастному уровню как индивидуальные тесты интеллекта. Выполняются индивидами разных возрастов.
Шкалы Векслера разработаны для трех категорий возрастов.
Шкала измерения интеллекта Векслера для взрослых с 16 до 64 лет (до 64 лет, т.к. стандартизация была проведена до 64 лет). В 1939 году появилась шкала тестов интеллекта Векслера - шкала Векслера - Бельвью. Бельвью - название клиники, в которой была создана шкала. Шкала несовершенна, невысоки показатели надежности. В 1955 году - появилась редакция достаточно совершенной шкалы с 16 до 64 лет. Эта шкала пересматривалась не один раз. В 1981 году - последний раз эта шкала пересматривается.
Шкала измерения интеллекта Векслера для детей от 6 лет до 15 лет 11 месяцев. Впервые она появилась в 1949 году. В 1973 году эта шкала была отредактирована.
Векслера интеллекта шкала для дошкольников и младших школьников (1963 г.), предназначенная для детей в возрасте от 4 до 6,5 лет. Она включает 11 субтестов, из которых 10 засчитываются при определении IQ. Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий шкалы для взрослых, остальные три разработаны специально для данной шкалы;
а также сокращенные формы, включающие 4-6 субтестов (например, Краткий Векслера интеллекта тест).
Одним из важных достоинств Векслера интеллекта измерения шкалы является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемыми заданий субтестов. Однако при использовании сокращенной программы обследования качественные наблюдения невозможны.
Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования данных шкал предусматривает подсчет оценок первичных по каждому из применявшихся вербальных и невербальных субтестов. Согласно таблицам переходов "сырых" показателей в оценки шкальные, могут быть получены стандартные оценки результатов выполнения каждого отдельного субтеста. По суммам "сырых" оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки IQ-вербального, IQ-невербального и общего IQ-показателя. Интерпретация IQ-показателей по Векслеру проводится в соответствии со схемой:
при показателе IQ 130 и выше наблюдается весьма высокий интеллект;
120-129 - высокий интеллект;
110-119- "хорошая" норма;
90-109 - средний уровень;
80-89 - сниженная норма;
70-79 - пограничный уровень;
69 и ниже - умственный дефект.
При конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта.
В ходе широкого и длительного применения данного теста в психодиагностике накоплено немало сведений о его надежности и валидности. Он отличается высокой корреляцией с результатами других достаточно известных тестов интеллекта.
27.Групповые тесты интеллекта.
читать дальшеТест интеллекта Амтхауэра. Одной из самых известных в мире психодиагностических методик на интеллект является тест Амтхауэра. Тест сочетает в себе хорошие показатели по валидности и надежности с возможностью группового проведения, что делает его одним из любимых инструментов практического психолога. Имеет много вариаций, адаптаций. Популярен, например, в Германии и России.
Тест структуры интеллекта Рудольф Амтхауэр разработал в 1953 году. Последняя редакция осуществлена Амтхауэром в 1973 году и предназначена для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
В СССР, а потом России адаптированные варианты теста Амтхауэра широко использовался и используется при обследовании старшеклассников. В нашей стране получены данные о достаточно высокой надежности и валидности этого теста (М. К. Акимова с соавторами, 1984). Некоторые адаптации (например ТУС - тест умственных способностей) содержат шкалу IQ, нормированную по отечественной выборке. Тест отличается хорошими показателями:
- коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) - 0,83 - 0,91;
- коэффициент параллельных форм - 0,95;
- коэффициент надежности частей теста (по методу "расщепления") - 0,97;
- валидность, определяемая по связи с успеваемостью, - 0,46;
- валидность, определяемая по связи с экспертными оценками уровня интеллектуального развития - 0,62.
Изначально тест Амтхауэра предназначался для диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании автор исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности. Интеллект тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. При этом интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности.
В структуру интеллекта по Амтхауэру попали следующие компоненты:
- вербальный (четыре субтеста), - счетно-математический (два субтеста),
- пространственный (два субтеста), - мнемический (один субтест).
Итого, тест Амтхауэра включает в себя девять субтестов. При этом каждый субтест направлен на измерение различных конкретных функций интеллекта. Кроме 4, 5, и 6-го субтестов везде используются задачи закрытого типа.
Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.
Субтест 1. Языковое чутье
На успешность работы испытуемого по данному субтесту влияет знание тонкостей родного языка (в силу этой особенности тест Амтхауэра строго рекомендуется проводить на родном языке испытуемого).
Задача испытуемого заключается в том, чтобы закончить предложение одним из приведенных слов. Пример задания: Противоположностью понятия "верность" является а) любовь; б) ненависть; в) дружба; г) предательство; д) вражда.
Субтест 2. Способность к обобщению
Определение общих черт: исследование способности к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными понятиями.
В задачах испытуемому предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Пример: а) рисунок, б) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.
Субтест 3. Способность к аналогии
На успешность влияют комбинаторные способности, беглость мышления. Также некоторое влияние оказывает жизненный опыт, воображение.
В заданиях этого субтеста предлагаются по три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.
Пример: дерево - строгать, железо - ? а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.
Субтест 4. Способность к классификации
Наиболее релевантное для вербального интеллекта задание. Показывает развитость понятийного мышления, абстрактно-логических способностей.
Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Пример: Дождь - Снег. Правильным ответом будет общее понятие "осадки"
Субтест 5. Практическое математическое мышление
Задания на счет - арифметические задачи. Отражает сформированность математических навыков, умение считать в уме.
Пример: Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км/ч?
Субтест 6. Теоретическое математическое мышление
Отражает способность к абстрактным математическим размышлениям. В заданиях даются ряды чисел. Требуется установить закономерность в этом ряду и продолжить его.
Пример: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, ? В этом ряду каждое следующее число больше предыдущего на 3. Поэтому правильным ответом будет 27.
Субтест 7. Двухмерное пространственное мышление
Испытуемому даются в качестве образца пять простых геометрических фигур (например круг или треугольник). Каждое задание включает в себя изображение маленьких кусочков, собрав которые в уме можно понять какая фигура была разрезана.
Субтест 8. Трехмерное пространственное мышление
Задание похоже на предыдущее. Только в качестве образца пять объемных кубиков. Задание включает изображение кубика, повернутого некоторым образом. Надо угадать, какой из образцовых кубиков представлен.
Субтест 9. Мнемические способности
На успешность выполнения задания влияет как способность к сосредоточению внимания, так и способность к сохранению в памяти усвоенного. В одном субтесте оценивается, пусть и довольно грубо, внимание, кратковременная и долговременная память.
На 3 минуты испытуемым предъявляется таблица-стимул, которую надо запомнить. В этой таблице пять строк, в каждой из которых содержится пять слов, объединенных еще одним. Пример: Цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис. Животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр...
Интерпретация Амтхауэр предполагал, что с помощью данного теста можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа "умственного профиля" он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам.
Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.
Литература: Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
29. ШТУР и его модификации.
читать дальшеШкольный тест умственного развития (ШТУР) - К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г. Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова - 1990
Согласно этой концепции психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Комплекс этих требований, называемый социально психологическим нормативом, может выступать критерием оценки индивидуального и возрастного развития. В задания ШТУР были включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.Предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 7-9 классов
Он апробирован на больших выборках и доказал свою эффективность при решении таких задач, как:
1) анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс; 2) сравнение групп учащихся, отобранных в соот
1) анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс
2) сравнение групп учащихся, отобранных в соответствии с какими-либо целями
3) сравнение эффективности различных программ и методов обучения
4) отбор в спецклассы и спецшколы
5) диагноз причин школьной неуспеваемости
6) отбор учащихся, нуждающихся коррекции умственного развития
7) оценка эффективности работы разных педагогов и педагогических коллективов
8) выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения;
9) профориентационная работа с учащимися
ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой – нахождение правила построения числового ряда.Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.Особенности, отличающие ШТУР от традиционных тестов:
1) особое содержание, которое было в заданиях (не житейские, а школьные понятия, обязательные для усвоения). 2) иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степень приближения к социально-психологическому нормативу).
3) коррекционность методики, возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.
Интерпретация результатов обследования.
На основе количественного и качественного анализа результатов тестирования испытуемого школьный психолог устанавливает:
– какие школьные предметы, типы логических связей, категории и понятия усвоены лучше, какие – хуже; какой смысл и содержание вкладывает в основные (абстрактные и конкретные) понятия, какие типичные ошибки допускает испытуемый;
– насколько совершенным является словарный запас испытуемого, насколько он соответствует или не соответствует школьной тематике;
– насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, сравнивать, доказывать, обобщать и ограничивать понятия, самостоятельно находить отношения между ними, понимать значение и соотношение родовых и видовых категорий, части и целого, выявлять существенные и несущест-венные признаки, делать выводы.
30. АСТУР.
читать дальшеРазработанный сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО новый тест умственного развития предназначен для выпускников средней школы и абитуриентов. Он назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР). Эти принципы нормативной диагностики, т.е. диагностики, ориентированной не на статическую норму, а на социально-психологический норматив. АСТУР включает 9 наборов заданий (субтестов): осведомлённость, двойные аналогии (1 часть), понимание инструкций, классификации, обобщения, логические схемы, числовые закономерности, пространственные представления, двойные аналогии (2 часть). Апробация теста проводилась на выборке учащихся 10 – 11 классов и абитуриентов городов Москвы, Калуги, Коломны, Липецка, Волгограда. Всего в экспериментах приняло участие около 500 старшеклассников и абитуриентов. Материалы теста составляют две тетради, соответствующие двум параллельным формам А и Б. Надёжность теста определялась путём повторного тестирования (другой формой) через 14 дней. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,62 до 0,77. Для общего балла ГАБ=0,74. Эти коэффициенты указывают также на эквивалентность форм А и Б. Уровень значимости приведённых коэффициентов Р>0,001.
Определяется ещё один вид надёжности – гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий в каждом субтесте. Они находятся в пределах 0,98 – 0,99 (для обеих форм).
Валидность теста определялась как путём сопоставления успешности его выполнения со школьной успеваемостью, так и с результатами поступления в ВУЗ. Коэффициенты ранговых корреляций теста (ф. А и ф. Б) и школьной успеваемости порядка р=0,40 (р>0,001); корреляции между тестом и результатами поступления в ВУЗ порядка 0,70 (р>0,001).
Приведённые выше данные позволяют считать, что разработанный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест