1. Психодиагностика как наука и практика.
читать дальшеПсиходиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.
Из-за слова "диагностика" эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: "Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования". За рубежом до сих пор редко употребляется термин "психодиагностика". Известные руководства называются следующим образом: "Психологическое тестирование" (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), "Сущность психологического тестирования", "Теория тестов", "Теория и практика психологического тестирования". В книге "Энциклопедия психологии",2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.
По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.
В учебном пособии "Психологическая диагностика" (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена "как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека". Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики". В "Кратком психологическом словаре", 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: "психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности".
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).
2. Современное состояние психодиагностики.
читать дальшеСовременная психодиагностика берёт своё начало в п.п. 19 века, когда психоло-гические знания о человеке получали врачи. Этот период называется клиниче-ским. В клинический период появляются такие методы психодиагностики как наблюдение, анализ документов, опрос. Эти методы имели качественный харак-тер. Медико-психологический этап в развитии психодиагностики связан с созда-нием количественных методов, которые появились с возможностью применения в психологии математической статистики. Основными в этот период стали следую-щие события. В 1878г. нем. психолог В.Вундт открыл первую в мире психологиче-скую экспериментальную лабораторию. Здесь в целях психодиагностики приме-нялись технические устройства и приборы. В 1884г. В Англии психолог Ф.Гальтон основал антропометрическую лабораторию, где получал статистические данные о способностях человека. Тесты Ф.Гальтона привлекли внимание Дж.Кеттелла, который занимался измерением ума. Идеи Ф.Гальтона также вдохновили исследователей на создание концепций интеллекта (Ч.Спирмен, Л.Терстоун). Начало становления медико-психолого-педагогического этапа в развитии диагностики связано с научными работами французских врачей и психологов А.Бине и Т.Симона. Учёными в 1905г. была создана шкала интеллекта Бине-Симона. Задания в шкалах распределялись по возрастам. Показателем интеллекта в шкалах Бине-Симона был умственный возраст. Это несовпадение являлось показателем либо N. умственной отсталости или одаренности. Позже шкалы Бине-Симона редактировались как самими авторами, так и другими учёными. В 1916г. шкалы переименовали в шкалу Стэнфорд-Бине.
В развитие психодиагностики внес вклад и Г.Роршах, опубликовав в 1921 г. книгу «Психодиагностика». Много тестов было разработано в 30-40-ые годы 20 века. В 1938г. появился тест «Прогрессивные матрицы Равена»;
В 1939г. Франк предложил использовать термин «проективные методики» применительно к таким тестам, как тест Рорша-ха. ТАТ и др. В 1940г. публикуется ММР1 (СР. Хатуэй, Мак-Кинли), 8 1945 - тест СРозенцвейга, предназначенный для оценки реакций на фрустрацию. В это же время активно развиваются рисуночные тесты (К.Маховер «Рисунок человека») и другие проективные техники («Тест цветового выбора Люшера»), В 1949г. Р.Кеттелл и др. основывают институт тестирования личности и способностей. Звёздным часом в деятельности этого института была публикация опросника 16РF-".
В развитие отечественной психодиагностики внесли вклад такие исследо-ватели как Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбаков, Л.С^Выготский, Г.И. Челпанов. Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, И.Ы. Гильяшсва. Л.Ф. Бурлачук, К.М. Гуревич и др. В нашей стране диагностика активно развивалась в начале 20 века. Прекратилось тестирование в середине 30-х гг. 20 века по идеологическим соображениям. В связи с этим и разработка отечественных методик-почти прекратилась. В 70-е гг.
20 века развитие психодиагностики в СССР возобновляется. При этом адап-тировались и использовались, в основном, американские тесты, с которыми внедрился и ряд проблем. Важными событиями в это время стали: в 1987 году публикуется первое учебное пособие для студентов «Общая психодиагностика» под редакцией А.А. Бодалева. ВВ. Столина. В это же время вышел первый «Сло-варь-справочник по психологической диагностике», авторами которого являются Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов. В 1981 году выходит коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» под редакцией К.М. Гуревича. Большой резонанс со стороны отечественных психологов получила публикация в 1982 году перевода книги американского психолога А.Анастази «Психологическое тестирование». В последнее десятилетие 20 века важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практи-ки, стало создание в Петербурге предприятия ИМАТОН. Также в 80-90-ые годы 20 века ведётся работа по преодолению тотальной психометрической безграмотно-сти, разрабатываются отечественные оригинальные методики (А.Е. Личко, В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский, В.В. Столин, К. Акимова и др.). Но и в настоящее время ощущается дефицит тестов и судьба отечественной психодиагностики еще не решена. Отечественные исследования в области психодиагностики не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку.
3. Этические принципы в работе психодиагноста.
читать дальшеЭтические принципы психодиагностики сформулированы по отношению к диагно-стическим средствам, испытуемым и пользователям, издателям и разработчикам.
В своей работе диагност придерживается следующих этических принципов:
1. Пр-п личной ответственности.
Психолог (специалист -смежник) несет ответственность за адекватный подбор методик, за организацию и проведение диагностической процедуры, за интер-претацию результатов, за хранение психод-ой информации и т д
2. Пр-п ограниченного распространения методик.
Психолог (специалист-смежник) не раскрывает содержание отдельных методик, чтобы исключить натаскивание или симулирование болезни клиентом
3. Пр-п ненасения вреда испытуемому.
Психолог (специалист-смежник) соблюдает конституционные права клиента Нельзя обследовать обманным путем Важны согласие и осведомленность клиента.
4. Пр-п объективности.
Психолог (специалист-смежник) исключает симпатии и антипатии по отношению к клиенту
5. Пр-п конфиденциальности.
Психолог (специалист-смежник) не разглашает информацию об испытуемом пота не возникнут вынуждающие обстоятельстве (н-р опасностъ обществу).
6. Пр-п психопрофилактического изложения результатов.
Психолог (специалист-смежник) преподносит данные в ободряющем контексте, предупреждает невротические реакции При необходимости дает возможность клиенту «переделами задание и т д
7. Пр-п компетентности.
Психолог (специалист смежник) решает те проблемы клиента, в которых хорошо разбирается на теоретическом и практическом уровне Важно уметь вовремя остановится и решить вопрос о сотрудничестве с другими специалистами
(Сыромятников. Пс-ка / //с. д-ка. Под ред. Акимовой, с. 550 / Пр. по общ..
уксп. и прикл. пси. Под ред. Крылова, Маиичева. С. 545 / Бурлачук, Морозов.
Сл.-спр. по пс-ке/Основы психодиагностики. Ред. Шмелёва).
4. Методы и методики психодиагностики. Есть в тетрадке почит.
читать дальшеСредства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность .Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.
Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.
читать дальшеПсиходиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.
Из-за слова "диагностика" эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: "Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования". За рубежом до сих пор редко употребляется термин "психодиагностика". Известные руководства называются следующим образом: "Психологическое тестирование" (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), "Сущность психологического тестирования", "Теория тестов", "Теория и практика психологического тестирования". В книге "Энциклопедия психологии",2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.
По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.
В учебном пособии "Психологическая диагностика" (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена "как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека". Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики". В "Кратком психологическом словаре", 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: "психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности".
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).
2. Современное состояние психодиагностики.
читать дальшеСовременная психодиагностика берёт своё начало в п.п. 19 века, когда психоло-гические знания о человеке получали врачи. Этот период называется клиниче-ским. В клинический период появляются такие методы психодиагностики как наблюдение, анализ документов, опрос. Эти методы имели качественный харак-тер. Медико-психологический этап в развитии психодиагностики связан с созда-нием количественных методов, которые появились с возможностью применения в психологии математической статистики. Основными в этот период стали следую-щие события. В 1878г. нем. психолог В.Вундт открыл первую в мире психологиче-скую экспериментальную лабораторию. Здесь в целях психодиагностики приме-нялись технические устройства и приборы. В 1884г. В Англии психолог Ф.Гальтон основал антропометрическую лабораторию, где получал статистические данные о способностях человека. Тесты Ф.Гальтона привлекли внимание Дж.Кеттелла, который занимался измерением ума. Идеи Ф.Гальтона также вдохновили исследователей на создание концепций интеллекта (Ч.Спирмен, Л.Терстоун). Начало становления медико-психолого-педагогического этапа в развитии диагностики связано с научными работами французских врачей и психологов А.Бине и Т.Симона. Учёными в 1905г. была создана шкала интеллекта Бине-Симона. Задания в шкалах распределялись по возрастам. Показателем интеллекта в шкалах Бине-Симона был умственный возраст. Это несовпадение являлось показателем либо N. умственной отсталости или одаренности. Позже шкалы Бине-Симона редактировались как самими авторами, так и другими учёными. В 1916г. шкалы переименовали в шкалу Стэнфорд-Бине.
В развитие психодиагностики внес вклад и Г.Роршах, опубликовав в 1921 г. книгу «Психодиагностика». Много тестов было разработано в 30-40-ые годы 20 века. В 1938г. появился тест «Прогрессивные матрицы Равена»;
В 1939г. Франк предложил использовать термин «проективные методики» применительно к таким тестам, как тест Рорша-ха. ТАТ и др. В 1940г. публикуется ММР1 (СР. Хатуэй, Мак-Кинли), 8 1945 - тест СРозенцвейга, предназначенный для оценки реакций на фрустрацию. В это же время активно развиваются рисуночные тесты (К.Маховер «Рисунок человека») и другие проективные техники («Тест цветового выбора Люшера»), В 1949г. Р.Кеттелл и др. основывают институт тестирования личности и способностей. Звёздным часом в деятельности этого института была публикация опросника 16РF-".
В развитие отечественной психодиагностики внесли вклад такие исследо-ватели как Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбаков, Л.С^Выготский, Г.И. Челпанов. Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, И.Ы. Гильяшсва. Л.Ф. Бурлачук, К.М. Гуревич и др. В нашей стране диагностика активно развивалась в начале 20 века. Прекратилось тестирование в середине 30-х гг. 20 века по идеологическим соображениям. В связи с этим и разработка отечественных методик-почти прекратилась. В 70-е гг.
20 века развитие психодиагностики в СССР возобновляется. При этом адап-тировались и использовались, в основном, американские тесты, с которыми внедрился и ряд проблем. Важными событиями в это время стали: в 1987 году публикуется первое учебное пособие для студентов «Общая психодиагностика» под редакцией А.А. Бодалева. ВВ. Столина. В это же время вышел первый «Сло-варь-справочник по психологической диагностике», авторами которого являются Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов. В 1981 году выходит коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» под редакцией К.М. Гуревича. Большой резонанс со стороны отечественных психологов получила публикация в 1982 году перевода книги американского психолога А.Анастази «Психологическое тестирование». В последнее десятилетие 20 века важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практи-ки, стало создание в Петербурге предприятия ИМАТОН. Также в 80-90-ые годы 20 века ведётся работа по преодолению тотальной психометрической безграмотно-сти, разрабатываются отечественные оригинальные методики (А.Е. Личко, В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский, В.В. Столин, К. Акимова и др.). Но и в настоящее время ощущается дефицит тестов и судьба отечественной психодиагностики еще не решена. Отечественные исследования в области психодиагностики не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку.
3. Этические принципы в работе психодиагноста.
читать дальшеЭтические принципы психодиагностики сформулированы по отношению к диагно-стическим средствам, испытуемым и пользователям, издателям и разработчикам.
В своей работе диагност придерживается следующих этических принципов:
1. Пр-п личной ответственности.
Психолог (специалист -смежник) несет ответственность за адекватный подбор методик, за организацию и проведение диагностической процедуры, за интер-претацию результатов, за хранение психод-ой информации и т д
2. Пр-п ограниченного распространения методик.
Психолог (специалист-смежник) не раскрывает содержание отдельных методик, чтобы исключить натаскивание или симулирование болезни клиентом
3. Пр-п ненасения вреда испытуемому.
Психолог (специалист-смежник) соблюдает конституционные права клиента Нельзя обследовать обманным путем Важны согласие и осведомленность клиента.
4. Пр-п объективности.
Психолог (специалист-смежник) исключает симпатии и антипатии по отношению к клиенту
5. Пр-п конфиденциальности.
Психолог (специалист-смежник) не разглашает информацию об испытуемом пота не возникнут вынуждающие обстоятельстве (н-р опасностъ обществу).
6. Пр-п психопрофилактического изложения результатов.
Психолог (специалист-смежник) преподносит данные в ободряющем контексте, предупреждает невротические реакции При необходимости дает возможность клиенту «переделами задание и т д
7. Пр-п компетентности.
Психолог (специалист смежник) решает те проблемы клиента, в которых хорошо разбирается на теоретическом и практическом уровне Важно уметь вовремя остановится и решить вопрос о сотрудничестве с другими специалистами
(Сыромятников. Пс-ка / //с. д-ка. Под ред. Акимовой, с. 550 / Пр. по общ..
уксп. и прикл. пси. Под ред. Крылова, Маиичева. С. 545 / Бурлачук, Морозов.
Сл.-спр. по пс-ке/Основы психодиагностики. Ред. Шмелёва).
4. Методы и методики психодиагностики. Есть в тетрадке почит.
читать дальшеСредства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность .Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.
Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.