Цели и задачи психологического консультирования
читать дальшеОсновная цель психологического консультирования – это оказание психологической помощи, разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.
Спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит информацией для размышлений о себе и о других, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности.
Также еще одной задачей консультирования является принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним. В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя.
Бывает, что человек, пришедший на прием, с самого начала заявляет: «Я сам во всем виноват». Но, к сожалению, подобное заявление не свидетельствует об истинном понимании меры своей ответственности, а скорее является лишь своеобразным кокетством.
Существуют, однако, ситуации, в которых обсуждать проблемы вины и ответственности с клиентом не следует. Таковыми, являются случаи, когда клиент приходит на консультацию, переживая горе или серьезную личную утрату, например, связанную со смертью кого-либо из близких. В состоянии горя люди часто склонны брать на себя неоправданно большую ответственность и вину перед теми, кого с ними нет считая себя причастными к их смерти. В такой ситуации работа консультанта как раз должна быть направлена на то, чтоб скорректировать неадекватные представления, снять лишний груз и ответственности с плеч клиента.
Цель психологического консультирование по Р. Кочюнасу:
способствовать изменению поведения клиента или изменению отношения на ситуацию, помочь клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно; развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;
развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;
облегчить реализацию и повышение потенциала личности.
Этическая проблематика в консультировании
читать дальшеКонсультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства.
Р.Кочюнас, проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
I. Консультант ответственен в своей работе:
- перед своим клиентом,
- перед членами семьи клиента,
- перед организацией, в которой он работает,
- вообще перед общественностью,
- перед своей профессией.
Однако консультанту не так просто следовать правилам этики по, достаточно объективным причинам:
1.Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.
2.Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.
3.Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.
II. Противоречивость этических проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в которой подход к этическим вопросам наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм. Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
- об основных целях консультирования;
- о своей квалификации;
- об оплате за консультирование;
- о приблизительной продолжительности консультирования;
- о целесообразности консультирования в данной ситуации;
- о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
- о границах конфиденциальности.
читать дальшеОсновная цель психологического консультирования – это оказание психологической помощи, разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.
Спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит информацией для размышлений о себе и о других, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности.
Также еще одной задачей консультирования является принятие клиентом на себя ответственности за происходящее с ним. В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя.
Бывает, что человек, пришедший на прием, с самого начала заявляет: «Я сам во всем виноват». Но, к сожалению, подобное заявление не свидетельствует об истинном понимании меры своей ответственности, а скорее является лишь своеобразным кокетством.
Существуют, однако, ситуации, в которых обсуждать проблемы вины и ответственности с клиентом не следует. Таковыми, являются случаи, когда клиент приходит на консультацию, переживая горе или серьезную личную утрату, например, связанную со смертью кого-либо из близких. В состоянии горя люди часто склонны брать на себя неоправданно большую ответственность и вину перед теми, кого с ними нет считая себя причастными к их смерти. В такой ситуации работа консультанта как раз должна быть направлена на то, чтоб скорректировать неадекватные представления, снять лишний груз и ответственности с плеч клиента.
Цель психологического консультирование по Р. Кочюнасу:
способствовать изменению поведения клиента или изменению отношения на ситуацию, помочь клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно; развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;
развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;
облегчить реализацию и повышение потенциала личности.
Этическая проблематика в консультировании
читать дальшеКонсультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства.
Р.Кочюнас, проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
I. Консультант ответственен в своей работе:
- перед своим клиентом,
- перед членами семьи клиента,
- перед организацией, в которой он работает,
- вообще перед общественностью,
- перед своей профессией.
Однако консультанту не так просто следовать правилам этики по, достаточно объективным причинам:
1.Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.
2.Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.
3.Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.
II. Противоречивость этических проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в которой подход к этическим вопросам наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм. Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
- об основных целях консультирования;
- о своей квалификации;
- об оплате за консультирование;
- о приблизительной продолжительности консультирования;
- о целесообразности консультирования в данной ситуации;
- о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
- о границах конфиденциальности.