Сущность взаимоотношений клиента и консультанта
читать дальшеОснова терапевтического процесса — это взаимоотношения, устанавливающиеся между консультантом и клиентом. Взаимоотношения в консультировании и психотерапии — главный источник для выявления и понимания, понимания и овладения важнейшими мыслями и чувствами, которые позволят изменить поведение клиента. Таким образом, качество взаимоотношений определяет не только основу личностных взаимодействий, но и возможность продолжения консультаций вообще.
Соотношение уникального и общего
Хотя о психотерапевтических взаимоотношениях можно высказать несколько общих положений, важно помнить, что каждый случай отношений между клиентом и консультантом уникален. Факторы, обусловливающие эту уникальность, так же разнообразны, как и сами различия между людьми.
Соотношение субъективного и объективного
Это соотношение связано со степенью эмоциональной интенсивности взаимоотношений и определяется соотношением в них рациональных и эмоциональных составляющих. Объективное подразумевает когнитивные, научные, обобщенные аспекты взаимоотношений, когда клиент рассматривается как объект изучения или часть всего страдающего человечества.
Соотношение когнитивного и коннотативного
Когнитивные элементы связаны с интеллектуальными действиями, такими как обмен информацией, конкретные советы или интерпретации, а коннотативные элементы связаны с выражением чувств и эмоциональными взаимодействиями.
Соотношение амбивалентности и однозначности
В различных аспектах консультационных взаимоотношений для клиента много неопределенного и амбивалентного.
Сущность группового процесса
читать дальшеПонятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено К. Левиным в 1936 г. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психологических сил».
Кратохвил (1978) выделяет четыре фазы группового развития.
Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адаптация к новым людям и ориентация: «Что будем делать?» «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указаний от психолога.
Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т.п. Возникает недовольство как друг другом, так и психологом, а в конечном результате – разочарование.
Недовольство психологом еще более усиливается, если он отказывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал достигает пиковой точки: обсуждения превращаются в «товарищеский суд», беседа с психологом – в конфликт. Если психолог недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.
Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональ-ная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлежности к группе, актуальным становится чувство ответственности за общие интересы. Между членами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся более откровенными и доверительными. У индивидуума появляется чувство безопасности, уверенность в том, что группа его защитит. Появляется желание открываться, нормализуются отношения с психологом.
Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа стано-вится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Ее члены раз-мышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.
В отечественной психологии и психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную фазы групповой динамики.
Сущность групповой этики
читать дальшеВнутригрупповая этика включает в себя круг вопросов, наиболее важными из которых являются:
согласие или несогласие участвовать в групповом процессе;
свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;
профилактика психических травм.
Профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих компетенции и возможностей. Информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть наиболее полной. Каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы. При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.
Обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциальности.
Сущность работы психолога с клиентом с позиции бихевиорального направления
читать дальшеИсходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, сформировать у него оптимальные поведенческие навыки. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии:
1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);
2) определение проблемы через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия.
3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат.
4) установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.
Психолог-бихевиорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.
Сущность работы психолога с клиентом с позиции гуманистического направления
читать дальшеГуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений.
1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками.
2. Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента.
3. Аутентичность терапевта, отказ от маски “профессионала”.
4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому. Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.
В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.
Сущность работы психолога с клиентом с позиции психодинамической теории
читать дальшеПсихолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои бессознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.
Эта теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного развития, и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым.
Психолог, работающий с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способствующих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставится в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого, консультант выделяет преобладающие эмоциональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению, устанавливает их связь друг с другом и с прошлым опытом человека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.
Тактика проведения консультации с эмоционально неустойчивыми людьми
читать дальшеЭмоционально неустойчивые люди, обращаясь к психологу, пытаются с его помощью снять с себя ответственность перед возникающими проблемами.
С такими людьми психолог-консультант должен быть уверенным, четким, даже категоричны в своих выводах. Его задача – прояснить причины и следствия кризисной ситуации и убедительно, простым, понятным языком привести консультируемого к необходимости самому принять решение. При взаимодействиях с такими консультируемыми желательно выдерживать дистанцию, позволяющую лучше осознать внешне наблюдаемые проблемы. Недопустимы примеры из своей жизни, ссылки на собственные трудности, так как они снижают авторитет консультанта
читать дальшеОснова терапевтического процесса — это взаимоотношения, устанавливающиеся между консультантом и клиентом. Взаимоотношения в консультировании и психотерапии — главный источник для выявления и понимания, понимания и овладения важнейшими мыслями и чувствами, которые позволят изменить поведение клиента. Таким образом, качество взаимоотношений определяет не только основу личностных взаимодействий, но и возможность продолжения консультаций вообще.
Соотношение уникального и общего
Хотя о психотерапевтических взаимоотношениях можно высказать несколько общих положений, важно помнить, что каждый случай отношений между клиентом и консультантом уникален. Факторы, обусловливающие эту уникальность, так же разнообразны, как и сами различия между людьми.
Соотношение субъективного и объективного
Это соотношение связано со степенью эмоциональной интенсивности взаимоотношений и определяется соотношением в них рациональных и эмоциональных составляющих. Объективное подразумевает когнитивные, научные, обобщенные аспекты взаимоотношений, когда клиент рассматривается как объект изучения или часть всего страдающего человечества.
Соотношение когнитивного и коннотативного
Когнитивные элементы связаны с интеллектуальными действиями, такими как обмен информацией, конкретные советы или интерпретации, а коннотативные элементы связаны с выражением чувств и эмоциональными взаимодействиями.
Соотношение амбивалентности и однозначности
В различных аспектах консультационных взаимоотношений для клиента много неопределенного и амбивалентного.
Сущность группового процесса
читать дальшеПонятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено К. Левиным в 1936 г. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психологических сил».
Кратохвил (1978) выделяет четыре фазы группового развития.
Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адаптация к новым людям и ориентация: «Что будем делать?» «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указаний от психолога.
Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т.п. Возникает недовольство как друг другом, так и психологом, а в конечном результате – разочарование.
Недовольство психологом еще более усиливается, если он отказывается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоционально-стрессовый накал достигает пиковой точки: обсуждения превращаются в «товарищеский суд», беседа с психологом – в конфликт. Если психолог недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.
Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональ-ная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлежности к группе, актуальным становится чувство ответственности за общие интересы. Между членами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся более откровенными и доверительными. У индивидуума появляется чувство безопасности, уверенность в том, что группа его защитит. Появляется желание открываться, нормализуются отношения с психологом.
Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа стано-вится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Ее члены раз-мышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительная обратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.
В отечественной психологии и психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную фазы групповой динамики.
Сущность групповой этики
читать дальшеВнутригрупповая этика включает в себя круг вопросов, наиболее важными из которых являются:
согласие или несогласие участвовать в групповом процессе;
свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;
профилактика психических травм.
Профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих компетенции и возможностей. Информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть наиболее полной. Каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы. При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.
Обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциальности.
Сущность работы психолога с клиентом с позиции бихевиорального направления
читать дальшеИсходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, сформировать у него оптимальные поведенческие навыки. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии:
1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);
2) определение проблемы через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия.
3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат.
4) установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.
Психолог-бихевиорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.
Сущность работы психолога с клиентом с позиции гуманистического направления
читать дальшеГуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений.
1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками.
2. Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента.
3. Аутентичность терапевта, отказ от маски “профессионала”.
4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому. Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.
В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.
Сущность работы психолога с клиентом с позиции психодинамической теории
читать дальшеПсихолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои бессознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.
Эта теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного развития, и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым.
Психолог, работающий с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способствующих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставится в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого, консультант выделяет преобладающие эмоциональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению, устанавливает их связь друг с другом и с прошлым опытом человека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.
Тактика проведения консультации с эмоционально неустойчивыми людьми
читать дальшеЭмоционально неустойчивые люди, обращаясь к психологу, пытаются с его помощью снять с себя ответственность перед возникающими проблемами.
С такими людьми психолог-консультант должен быть уверенным, четким, даже категоричны в своих выводах. Его задача – прояснить причины и следствия кризисной ситуации и убедительно, простым, понятным языком привести консультируемого к необходимости самому принять решение. При взаимодействиях с такими консультируемыми желательно выдерживать дистанцию, позволяющую лучше осознать внешне наблюдаемые проблемы. Недопустимы примеры из своей жизни, ссылки на собственные трудности, так как они снижают авторитет консультанта