Психогенная школьная дезадаптация, как одна из основных причин неуспеваемости учащихся
читать дальшеАнализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином "школьная дезадаптация" или ("школьная неприспособленность") фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Общими причинами дезадаптации являются:
– Во-первых, недостаточный учет современной школы глубинных и возрастных закономерностей формирования личности школьника.
– Во-вторых, игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей школьников при стандартизированных требованиях к их проведению.
– В третьих, блокирование творческой активности, присущей каждому ребенку.
– В четвертых, подмена коллективных форм жизни, необходимых для формирования личности ребенка, формальными ролевыми взаимоотношениями.
Психология развития как теоретическая основа возрастно-психологического консультирования
читать дальшеВозраст включает в себя конкретный период жизнедеятельности человека, выступает мерой накопленных человеком за этот период определенных свойств и качеств.
Границы, отделяющие один возраст от другого – условны, но сам возраст – «объективная категория».
На основе теории Л.С. Выготского его учениками Л.И. Божович и др. были выделены основные составляющие психологического возраста:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущий тип деятельности, где возникают и развиваются новые психические функции;
3) изменения в сфере сознания и личности.
В каждом возрастном периоде накапливаются «новообразования» – т.е. психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Новообразования, накапливаясь с течением времени, постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ломают ее и строят новые отношения – возможности. Таким образом, «новообразование» не только предпосылка, но и продукт возрастного развития.
При проведении дошкольного и школьного консультирования психолог должен хорошо ориентироваться в том, что является «новообразованием» в данном возрастном периоде.
Новообразования дошкольного возраста: возникновение опосредованной мотивации, внутренних этических инстанций, зарождение самооценки, потребности в одобрении взрослых.
Новообразования младшего школьного возраста: познавательное отношение к действительности, более сложные формы мышления; произвольность – такой уровень потребностной сферы ребенка, когда он действует не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; устойчивые формы поведения, складываются основы характера.
Новообразования среднего школьного возраста (подросток): устремленность на переход к взрослой жизни; ориентация на сверстников; потребность завоевать у сверстников авторитет, формирование устойчивой самооценки.
Новообразования старшего школьного возраста: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения и самосознания, формирование иерархии мотивов и целей, намерений, ценностей.
Работа психолога-консультанта с психологическими защитами клиента
читать дальшеКонсультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты.
механизмы психологической защиты:
Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. :вытеснение + смещение, вытеснение + конверсия.
Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической.
Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает.
Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта.
Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы.
Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств.
Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков.
Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями.
Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне.
Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене.
Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта.
Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента.
Различия между психологическим консультированием и психотерапией
читать дальшеПсихотерапия Псих-е консультир-е
Работа на изменение структуры личности Структура личности не меняется
Работа в рамках личности -в рамках проблемы
Содерж. работы темя может изменятся -тема работы огранич. темой заявл. работы
Исследование прошлого опыта и регресс в прошлый опыт -осущ-ся здесь и теперь, т.е. в настоящем
Изменение в прошлом Изменения в настоящем
Клиент является заказчиком Клиент и заказчик, не одно и тоже лицо
Если помощь на платной основе-платит клиент-заказчик Платит заказчик-клиент м.б. другое лицо
Клиент сам обращается за помощью Клиент не всегда сам обращается ,его могут прислать
Цель м.б. не определена, или не сразу определена Цель определяется сразу
Ориентировка на изменение личности -на разрешение проблем
Сфокусировано на бессознательном -на сознательном
Срок помощи-от неск. Месяцев-до неск. лет -краткосрочная помощь, до ряда встреч
Клиент не всегда психически здоров Психически здоровые люди
Стили руководства группой К. Левин и др. выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.
читать дальшеАвторитарный стиль. Все виды поведения клиентов в группе определяются руководителем. Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т.п. Психолог при этом стиле – самый активный и авторитарный участник работы группы.
Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психолог направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера.
Попустительский (антиавторитарный) стиль. Психолог полностью устраняется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.
Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе – демократический (Рудестам, 1990). Однако известно, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель.
Личность руководителя. Определенное влияние на эффективность руководства группой оказывают личные качества психолога.
Славсон (1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.
Рудестам (1990) специфическими лидерскими качествами считает: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум.
читать дальшеАнализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином "школьная дезадаптация" или ("школьная неприспособленность") фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Общими причинами дезадаптации являются:
– Во-первых, недостаточный учет современной школы глубинных и возрастных закономерностей формирования личности школьника.
– Во-вторых, игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей школьников при стандартизированных требованиях к их проведению.
– В третьих, блокирование творческой активности, присущей каждому ребенку.
– В четвертых, подмена коллективных форм жизни, необходимых для формирования личности ребенка, формальными ролевыми взаимоотношениями.
Психология развития как теоретическая основа возрастно-психологического консультирования
читать дальшеВозраст включает в себя конкретный период жизнедеятельности человека, выступает мерой накопленных человеком за этот период определенных свойств и качеств.
Границы, отделяющие один возраст от другого – условны, но сам возраст – «объективная категория».
На основе теории Л.С. Выготского его учениками Л.И. Божович и др. были выделены основные составляющие психологического возраста:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущий тип деятельности, где возникают и развиваются новые психические функции;
3) изменения в сфере сознания и личности.
В каждом возрастном периоде накапливаются «новообразования» – т.е. психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Новообразования, накапливаясь с течением времени, постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ломают ее и строят новые отношения – возможности. Таким образом, «новообразование» не только предпосылка, но и продукт возрастного развития.
При проведении дошкольного и школьного консультирования психолог должен хорошо ориентироваться в том, что является «новообразованием» в данном возрастном периоде.
Новообразования дошкольного возраста: возникновение опосредованной мотивации, внутренних этических инстанций, зарождение самооценки, потребности в одобрении взрослых.
Новообразования младшего школьного возраста: познавательное отношение к действительности, более сложные формы мышления; произвольность – такой уровень потребностной сферы ребенка, когда он действует не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; устойчивые формы поведения, складываются основы характера.
Новообразования среднего школьного возраста (подросток): устремленность на переход к взрослой жизни; ориентация на сверстников; потребность завоевать у сверстников авторитет, формирование устойчивой самооценки.
Новообразования старшего школьного возраста: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения и самосознания, формирование иерархии мотивов и целей, намерений, ценностей.
Работа психолога-консультанта с психологическими защитами клиента
читать дальшеКонсультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты.
механизмы психологической защиты:
Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. :вытеснение + смещение, вытеснение + конверсия.
Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической.
Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает.
Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта.
Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы.
Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств.
Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков.
Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями.
Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне.
Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене.
Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта.
Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента.
Различия между психологическим консультированием и психотерапией
читать дальшеПсихотерапия Псих-е консультир-е
Работа на изменение структуры личности Структура личности не меняется
Работа в рамках личности -в рамках проблемы
Содерж. работы темя может изменятся -тема работы огранич. темой заявл. работы
Исследование прошлого опыта и регресс в прошлый опыт -осущ-ся здесь и теперь, т.е. в настоящем
Изменение в прошлом Изменения в настоящем
Клиент является заказчиком Клиент и заказчик, не одно и тоже лицо
Если помощь на платной основе-платит клиент-заказчик Платит заказчик-клиент м.б. другое лицо
Клиент сам обращается за помощью Клиент не всегда сам обращается ,его могут прислать
Цель м.б. не определена, или не сразу определена Цель определяется сразу
Ориентировка на изменение личности -на разрешение проблем
Сфокусировано на бессознательном -на сознательном
Срок помощи-от неск. Месяцев-до неск. лет -краткосрочная помощь, до ряда встреч
Клиент не всегда психически здоров Психически здоровые люди
Стили руководства группой К. Левин и др. выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.
читать дальшеАвторитарный стиль. Все виды поведения клиентов в группе определяются руководителем. Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т.п. Психолог при этом стиле – самый активный и авторитарный участник работы группы.
Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психолог направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера.
Попустительский (антиавторитарный) стиль. Психолог полностью устраняется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.
Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе – демократический (Рудестам, 1990). Однако известно, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель.
Личность руководителя. Определенное влияние на эффективность руководства группой оказывают личные качества психолога.
Славсон (1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.
Рудестам (1990) специфическими лидерскими качествами считает: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум.