Приемы, используемые психологом-бихевиористом
читать дальшеВ поведенческой коррекции используются методы, условно относимые к трем основным группам.
А) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и ( или) замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного для клиента воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие (например, при избавлении от вредных привычек).
Б) Наряду с контробусловливанием выделяют оперантные методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера, вероятность такого поведения возрастает. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград .
В) Наконец, к третьей группе методов относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов. Согласно последним, человек научается через наблюдение. Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее.
В бихевиоральном консультировании широко используются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни. Это стратегии предотвращения рецидивов. Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов, задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом. Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях.
Приемы установления эмоционального контакта с клиентом
читать дальшеКонсультант должен сформировать с клиентом психологически комфортную доверительную атмосферу межличностного взаимодействия, располагающей к сотрудничеству и интимности. Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасности, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания.
Установление положительного эмоционального настроя клиента - это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Это то, что может произвести приятное впечатление Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений.
Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.
Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.
Принципы консультирования:
читать дальше доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; (Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.)
ориентация на нормы и ценности клиента; (Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.)
осторожное отношение к советам; (Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.)
анонимность;( Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям.)
включенность клиента и психолога в процесс консультирования.( Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно.)
Проведение консультации с людьми, обнаруживающими дефицит дружеского или родственного общения
читать дальшеОчень часто это люди с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдающие вследствие своей доброты. Советы по отношению к таким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа, — любовь, принятие, сочувствие. Но главное — слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать
Проведение консультации с самоуверенными людьми
читать дальшеОни приходят к консультанту лишь для того, чтобы подтвердить правильность принимаемого решения. Если это действительно так, то консультанту остается только подтвердить выводы и тактично снять некоторые второстепенные трудности. Консультант становится ведомым, и его позиция мягкого доброго человека очень импонирует уверенным в себе консультируемым.
Есть, однако, тип консультируемых, не столько уверенных в себе, сколько самоуверенных, вдобавок еще и нигилистов, считающих посещение консультанта пустой тратой времени. В таких ситуациях консультант должен найти конструктивный выход путем выяснения причин нигилизма и выбора тем для совместного обсуждения. Можно ненавязчиво предложить пройти психодиагностическое обследование по некоторым методикам, например, по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла, тесту Розенцвейга, тесту Лири, что заставит обследуемого задуматься над некоторыми особенностями своего поведения, например, излишней категоричностью и резкостью своих суждений.
Профессиональные умения и мастерство консультанта
читать дальшеПрофессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса знаний, умений, навыков. Он должен обладать:
• необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне(глубокие, системные психологические знания, дающие консультанту понимание того, что есть человек во все различных жизненных, социальных и психических проявлениях, как устроена его психика, как она работает, как происходит взаимовлияние социальной среды на психику и наоборот);
• знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;
• развитыми умениями в области практического общения с клиентами (свободное владение большим спектром психологических методов, техник работы с клиентом, с целью гибкого изменения, улучшения его психического состояния и социального благополучия);
• достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.
читать дальшеВ поведенческой коррекции используются методы, условно относимые к трем основным группам.
А) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и ( или) замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного для клиента воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие (например, при избавлении от вредных привычек).
Б) Наряду с контробусловливанием выделяют оперантные методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера, вероятность такого поведения возрастает. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград .
В) Наконец, к третьей группе методов относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов. Согласно последним, человек научается через наблюдение. Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее.
В бихевиоральном консультировании широко используются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни. Это стратегии предотвращения рецидивов. Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов, задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом. Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях.
Приемы установления эмоционального контакта с клиентом
читать дальшеКонсультант должен сформировать с клиентом психологически комфортную доверительную атмосферу межличностного взаимодействия, располагающей к сотрудничеству и интимности. Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасности, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания.
Установление положительного эмоционального настроя клиента - это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Это то, что может произвести приятное впечатление Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений.
Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.
Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.
Принципы консультирования:
читать дальше доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; (Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.)
ориентация на нормы и ценности клиента; (Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.)
осторожное отношение к советам; (Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.)
анонимность;( Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям.)
включенность клиента и психолога в процесс консультирования.( Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно.)
Проведение консультации с людьми, обнаруживающими дефицит дружеского или родственного общения
читать дальшеОчень часто это люди с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдающие вследствие своей доброты. Советы по отношению к таким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа, — любовь, принятие, сочувствие. Но главное — слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать
Проведение консультации с самоуверенными людьми
читать дальшеОни приходят к консультанту лишь для того, чтобы подтвердить правильность принимаемого решения. Если это действительно так, то консультанту остается только подтвердить выводы и тактично снять некоторые второстепенные трудности. Консультант становится ведомым, и его позиция мягкого доброго человека очень импонирует уверенным в себе консультируемым.
Есть, однако, тип консультируемых, не столько уверенных в себе, сколько самоуверенных, вдобавок еще и нигилистов, считающих посещение консультанта пустой тратой времени. В таких ситуациях консультант должен найти конструктивный выход путем выяснения причин нигилизма и выбора тем для совместного обсуждения. Можно ненавязчиво предложить пройти психодиагностическое обследование по некоторым методикам, например, по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла, тесту Розенцвейга, тесту Лири, что заставит обследуемого задуматься над некоторыми особенностями своего поведения, например, излишней категоричностью и резкостью своих суждений.
Профессиональные умения и мастерство консультанта
читать дальшеПрофессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса знаний, умений, навыков. Он должен обладать:
• необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне(глубокие, системные психологические знания, дающие консультанту понимание того, что есть человек во все различных жизненных, социальных и психических проявлениях, как устроена его психика, как она работает, как происходит взаимовлияние социальной среды на психику и наоборот);
• знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;
• развитыми умениями в области практического общения с клиентами (свободное владение большим спектром психологических методов, техник работы с клиентом, с целью гибкого изменения, улучшения его психического состояния и социального благополучия);
• достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.