Беседа как основной метод психологического консультирования
читать дальшеК принципам ведения беседы относят:
1. Ограничение речи консультанта при диалоге. В ходе беседы реплики, замечания должны быть по возможности наиболее краткими и редкими. Это необходимо для того, чтобы максимально использовать время, побольше узнать о человеке, который обратился за консультацией, не забывая о том, что один из древних приемов психотерапии состоит в том, чтобы дать человеку выговориться.
2. Приближение разговорной речи психолога к речи консультируемого. Первым шагом в реализации этого требования является освобождение речи психолога от профессиональных слов и выражений, которые не могут быть поняты другим человеком (консультируемым). Непонимание сложной речи специалиста ведет к тому, что клиент замыкается, эмоционально отдаляется, перестает интересоваться тем, что происходит.
3. Краткость и точность высказываний консультанта. При этом необходимо:
а) не пускаться в излишние объяснения по поводу беседы или заданных вопросов;
б) использовать краткие вопросы, в которых по возможности опущены все те слова, которые так или иначе могут быть поняты из общего контекста беседы;
в) собирать дополнительную информацию о клиенте и об окружающих его людях.
4. Анализ эмоциональных переживаний. В рассказе человека о себе и других можно условно выделить два плана. Первый – это оправдания, объяснения, логическое выстраивание деталей рассказа. Для понимания и анализа глубинных причин поведения человека большой интерес представляет второй план – эмоции, чувства, переживания связанные с ситуациями и отношениями. О чем бы не рассказывал человек, психологу следует больше узнать о том, что он переживал и чувствовал в определенное время.
5. Контакт с клиентом во время беседы. Для того чтобы общение психолога с клиентом состоялось, необходим хороший контакт на вербальном и невербальном уровнях.
– Вербальный контакт. К первой группе относятся все те формы общения, которые направлены на установление доверительных и откровенных отношений между психологом и человеком, обратившимся за помощью. Это подбадривание, похвала, выражение поддержки и т.п. Необходимо использовать такие формы общения в самых разных случаях: в начале беседы, чтобы установить контакт и снять напряжение; когда обсуждаются слишком важные и щепетильные вопросы; когда человек расстроен и плачет.
Одним из важнейших косвенных вербальных средств является использование имени человека, которое влияет на поддержание контакта.
Также необходимо выражение согласия и одобрения со стороны психолога. Важен в данном случае сам факт, что психолог не молчит, а кивает, подбадривает, соглашается: «Да», «Конечно» «Угу». Это способствует возникновению ощущения, что человека внимательно слушают и понимают.
– Невербальный контакт. Включает ряд составляющих:
1) «контакт глаз». 2) «выражение лица.3) «поза тела». Поза консультанта не должна быть напряженной и закрытой (закрытость позы связывается со скрещенными руками или ногами; напряженность проявляется в судорожном сжимании ручки кресла, сидении на краю стула, демонстрации чего-то непривычного или неестественного в поведении). 4) «тон и громкость голоса». 5) «использование паузы». Соблюдая паузу, психолог предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует монолог. Для нормальной паузы вполне достаточно 30–40 с.
Виды и формы консультирования
читать дальшеВ зависимости от того, какая сторона деятельности представлена в консультировании наибольшим образом, различают следующие виды консультирования:
Профилактическое консультирование, которое может носить или просветительский (ответы на вопросы) или превентивный характер (тематические беседы).
Диагностическое консультирование, в котором определяются возможные варианты диагноза.
Коррекционное консультирование, в котором определяются возможные варианты диагноза.
Психотерапевтическое консультирование, связанное с более глубоким вмешательством в психику клиента, чем коррекционное.
Развивающее консультирование, связанное с определением путей развития личности клиента.
Комплексное консультирование, сочетающее в себе все виды консультирования.
В зависимости от возрастного статуса консультируемого контингента можно выделить:
Младенческое консультирование.
Консультирование детей раннего возраста.
Дошкольное консультирование.
Консультирование младших школьников.
Подростковое консультирование.
Юношеское консультирование.
Взрослое консультирование.
Геронтологическое консультирование.
В зависимости от тематической направленности можно выделить следующие виды консультирования:
Семейное консультирование.
Сексуальное консультирование.
Консультирование по учебным вопросам.
Профилактическое консультирование.
Консультирование по разрешению конфликтов и т.д.
В зависимости от числа консультируемых лиц консультации делятся на:
Индивидуальные.
Групповые.
Задачи возрастно-психологического консультирования
читать дальшеОбщая задача возрастного консультирования – это контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Конкретные подзадачи, которые выделяют в возрастном консультировании Бурменская и соавторы, следующие:
– Во-первых, ориентация родителей, учителей в возрастных особенностях ребенка.
– Во-вторых, своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направления их в медико-психологические комиссии.
– В-третьих, предупреждение вторичных психических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем – рекомендации им по психогигиене и психопрофилактике.
История становления психологического консультирования
читать дальшеНачало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". . Начиная с "магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обособляется консультативная психология.
читать дальшеК принципам ведения беседы относят:
1. Ограничение речи консультанта при диалоге. В ходе беседы реплики, замечания должны быть по возможности наиболее краткими и редкими. Это необходимо для того, чтобы максимально использовать время, побольше узнать о человеке, который обратился за консультацией, не забывая о том, что один из древних приемов психотерапии состоит в том, чтобы дать человеку выговориться.
2. Приближение разговорной речи психолога к речи консультируемого. Первым шагом в реализации этого требования является освобождение речи психолога от профессиональных слов и выражений, которые не могут быть поняты другим человеком (консультируемым). Непонимание сложной речи специалиста ведет к тому, что клиент замыкается, эмоционально отдаляется, перестает интересоваться тем, что происходит.
3. Краткость и точность высказываний консультанта. При этом необходимо:
а) не пускаться в излишние объяснения по поводу беседы или заданных вопросов;
б) использовать краткие вопросы, в которых по возможности опущены все те слова, которые так или иначе могут быть поняты из общего контекста беседы;
в) собирать дополнительную информацию о клиенте и об окружающих его людях.
4. Анализ эмоциональных переживаний. В рассказе человека о себе и других можно условно выделить два плана. Первый – это оправдания, объяснения, логическое выстраивание деталей рассказа. Для понимания и анализа глубинных причин поведения человека большой интерес представляет второй план – эмоции, чувства, переживания связанные с ситуациями и отношениями. О чем бы не рассказывал человек, психологу следует больше узнать о том, что он переживал и чувствовал в определенное время.
5. Контакт с клиентом во время беседы. Для того чтобы общение психолога с клиентом состоялось, необходим хороший контакт на вербальном и невербальном уровнях.
– Вербальный контакт. К первой группе относятся все те формы общения, которые направлены на установление доверительных и откровенных отношений между психологом и человеком, обратившимся за помощью. Это подбадривание, похвала, выражение поддержки и т.п. Необходимо использовать такие формы общения в самых разных случаях: в начале беседы, чтобы установить контакт и снять напряжение; когда обсуждаются слишком важные и щепетильные вопросы; когда человек расстроен и плачет.
Одним из важнейших косвенных вербальных средств является использование имени человека, которое влияет на поддержание контакта.
Также необходимо выражение согласия и одобрения со стороны психолога. Важен в данном случае сам факт, что психолог не молчит, а кивает, подбадривает, соглашается: «Да», «Конечно» «Угу». Это способствует возникновению ощущения, что человека внимательно слушают и понимают.
– Невербальный контакт. Включает ряд составляющих:
1) «контакт глаз». 2) «выражение лица.3) «поза тела». Поза консультанта не должна быть напряженной и закрытой (закрытость позы связывается со скрещенными руками или ногами; напряженность проявляется в судорожном сжимании ручки кресла, сидении на краю стула, демонстрации чего-то непривычного или неестественного в поведении). 4) «тон и громкость голоса». 5) «использование паузы». Соблюдая паузу, психолог предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует монолог. Для нормальной паузы вполне достаточно 30–40 с.
Виды и формы консультирования
читать дальшеВ зависимости от того, какая сторона деятельности представлена в консультировании наибольшим образом, различают следующие виды консультирования:
Профилактическое консультирование, которое может носить или просветительский (ответы на вопросы) или превентивный характер (тематические беседы).
Диагностическое консультирование, в котором определяются возможные варианты диагноза.
Коррекционное консультирование, в котором определяются возможные варианты диагноза.
Психотерапевтическое консультирование, связанное с более глубоким вмешательством в психику клиента, чем коррекционное.
Развивающее консультирование, связанное с определением путей развития личности клиента.
Комплексное консультирование, сочетающее в себе все виды консультирования.
В зависимости от возрастного статуса консультируемого контингента можно выделить:
Младенческое консультирование.
Консультирование детей раннего возраста.
Дошкольное консультирование.
Консультирование младших школьников.
Подростковое консультирование.
Юношеское консультирование.
Взрослое консультирование.
Геронтологическое консультирование.
В зависимости от тематической направленности можно выделить следующие виды консультирования:
Семейное консультирование.
Сексуальное консультирование.
Консультирование по учебным вопросам.
Профилактическое консультирование.
Консультирование по разрешению конфликтов и т.д.
В зависимости от числа консультируемых лиц консультации делятся на:
Индивидуальные.
Групповые.
Задачи возрастно-психологического консультирования
читать дальшеОбщая задача возрастного консультирования – это контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Конкретные подзадачи, которые выделяют в возрастном консультировании Бурменская и соавторы, следующие:
– Во-первых, ориентация родителей, учителей в возрастных особенностях ребенка.
– Во-вторых, своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направления их в медико-психологические комиссии.
– В-третьих, предупреждение вторичных психических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем – рекомендации им по психогигиене и психопрофилактике.
История становления психологического консультирования
читать дальшеНачало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". . Начиная с "магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обособляется консультативная психология.