Формы и методы проведения психологического просвещения. Средства просветительской работы
читать дальшеПсихологическое просвещение – знакомство населения с прикладными знаниями в области психологии с целью развития психологической культуры.
Методы:
1. традиционный (беседа, лекция, информация на стендах)
2. актуальный новый (интерактивная форма – дискуссии, деловые игры, КВН и др.); различные акции; обучение по принципу «равный обучает равного»; интернет-сайты
3. печатные просветительские материалы (памятки, буклеты, флайеры)
Формы:
1. наглядно-вербальные (психологические листки, буклеты, плакаты, памятки)
2. вербальные (беседа, лекция, выступление на методическом совещании и семинаре, публицистическая статья)
Задачи:
1. формирование научны установок и представлений о психологической науке и практической психологии
2. информирование населения по вопросам психологического значения
3. формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях собственного развития и эффективной социализации подрастающего поколения.
Особенности психологического просвещения разных категорий слушателей. Типичные ошибки практического психолога при проведении психологического просвещения
читать дальшеПсихологическое просвещение: детское, подростковое, взрослых.
В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.
Типичные ошибки:
1. частое употребление сложной психологической терминологии
2. демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога
3. демонстрация психологического высокомерия
4. демонстрация менторской позиции
5. чтение лекции в описательной манере
6. неэффективная организации лекционного материала
Понятие о психологическом консультировании. Цели, задачи и предмет психологического консультирования
читать дальшеПсихологическое консультирование – обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий для продуктивного преодоления жизненных трудностей.
Цель: прояснение болезненны причин проблемы и раскрытие ресурсов клиента для ее преодоления.
Задачи:
1. помочь осознать клиенту свою роль в возникновении проблемы
2. помочь выбрать вариант решения этой проблемы
3. акцент на ответственности и способности самого клиента принимать самостоятельные решения
4. развитие личности и обучение новому поведению
5. эффективное сотрудничество и взаимодействие между клиентом и консультантом
Место психологического консультирования в системе психологической помощи. Модели консультирования
читать дальшеМетодология различных подходов в консультировании определяется их принадлежностью к одному из основных направлений современной психологии: психоаналитическому, бихевиористскому или экзистенциально–гуманистическому.
Консультант–приверженец поведенческого подхода работает прежде всего над поведением клиента. Его задача — перевести психологическую проблему, выражаемую неясными, многозначными словами, в объективно наблюдаемые поведенческие акты. Продемонстрировав неадекватность стереотипного поведения клиента, бихевиорист–консультант вместе с ним моделирует желаемое поведение и формирует необходимые навыки. Разрабатывается конкретный план действий по достижению поставленной цели, который планомерно и настойчиво реализуется под контролем психолога.
Гуманистически ориентированный консультант опирается на два важнейших постулата:
1. Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью осуществлять свой выбор: выбирать, как думать и как поступать;
2. У каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала — в личностном росте, — хотя среда может блокировать этот рост.
Исходя из этих принципов, консультант видит свою задачу в том, чтобы помочь клиенту осуществить личностные изменения и поддержать его во время принятия ответственного решения.
Виды психологического консультирования
читать дальшеКак и другие направления деятельности практического психолога, консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:
1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт–консультирование и т. д.);
2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);
3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет);
4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);
5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.);
6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес–консультирование и т. д.).
Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды:
Индивидуальное психологическое консультирование;
Семейное психологическое консультирование;
Групповое психологическое консультирование;
Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;
Мультикультурное психологическое консультирование.
Понятие о коррекционной и развивающей деятельности практического психолога. Виды психологической коррекции
читать дальшеПсихологическая коррекция – целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.
Развивающая и психокоррекционная работа
- психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; - психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка.
В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта
Основные виды психологической коррекции:
По коррекционным задачам:
семейная коррекция;
игровая коррекция;
нейропсихологическая коррекция;
коррекция личностного роста.
По характеру направленности:
симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
По способу коррекционных воздействий:
директивные виды;
недирективные виды.
По форме организации:
общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).
читать дальшеПсихологическое просвещение – знакомство населения с прикладными знаниями в области психологии с целью развития психологической культуры.
Методы:
1. традиционный (беседа, лекция, информация на стендах)
2. актуальный новый (интерактивная форма – дискуссии, деловые игры, КВН и др.); различные акции; обучение по принципу «равный обучает равного»; интернет-сайты
3. печатные просветительские материалы (памятки, буклеты, флайеры)
Формы:
1. наглядно-вербальные (психологические листки, буклеты, плакаты, памятки)
2. вербальные (беседа, лекция, выступление на методическом совещании и семинаре, публицистическая статья)
Задачи:
1. формирование научны установок и представлений о психологической науке и практической психологии
2. информирование населения по вопросам психологического значения
3. формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях собственного развития и эффективной социализации подрастающего поколения.
Особенности психологического просвещения разных категорий слушателей. Типичные ошибки практического психолога при проведении психологического просвещения
читать дальшеПсихологическое просвещение: детское, подростковое, взрослых.
В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.
Типичные ошибки:
1. частое употребление сложной психологической терминологии
2. демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога
3. демонстрация психологического высокомерия
4. демонстрация менторской позиции
5. чтение лекции в описательной манере
6. неэффективная организации лекционного материала
Понятие о психологическом консультировании. Цели, задачи и предмет психологического консультирования
читать дальшеПсихологическое консультирование – обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий для продуктивного преодоления жизненных трудностей.
Цель: прояснение болезненны причин проблемы и раскрытие ресурсов клиента для ее преодоления.
Задачи:
1. помочь осознать клиенту свою роль в возникновении проблемы
2. помочь выбрать вариант решения этой проблемы
3. акцент на ответственности и способности самого клиента принимать самостоятельные решения
4. развитие личности и обучение новому поведению
5. эффективное сотрудничество и взаимодействие между клиентом и консультантом
Место психологического консультирования в системе психологической помощи. Модели консультирования
читать дальшеМетодология различных подходов в консультировании определяется их принадлежностью к одному из основных направлений современной психологии: психоаналитическому, бихевиористскому или экзистенциально–гуманистическому.
Консультант–приверженец поведенческого подхода работает прежде всего над поведением клиента. Его задача — перевести психологическую проблему, выражаемую неясными, многозначными словами, в объективно наблюдаемые поведенческие акты. Продемонстрировав неадекватность стереотипного поведения клиента, бихевиорист–консультант вместе с ним моделирует желаемое поведение и формирует необходимые навыки. Разрабатывается конкретный план действий по достижению поставленной цели, который планомерно и настойчиво реализуется под контролем психолога.
Гуманистически ориентированный консультант опирается на два важнейших постулата:
1. Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью осуществлять свой выбор: выбирать, как думать и как поступать;
2. У каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала — в личностном росте, — хотя среда может блокировать этот рост.
Исходя из этих принципов, консультант видит свою задачу в том, чтобы помочь клиенту осуществить личностные изменения и поддержать его во время принятия ответственного решения.
Виды психологического консультирования
читать дальшеКак и другие направления деятельности практического психолога, консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:
1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, гештальт–консультирование и т. д.);
2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);
3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет);
4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);
5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.);
6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес–консультирование и т. д.).
Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды:
Индивидуальное психологическое консультирование;
Семейное психологическое консультирование;
Групповое психологическое консультирование;
Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;
Мультикультурное психологическое консультирование.
Понятие о коррекционной и развивающей деятельности практического психолога. Виды психологической коррекции
читать дальшеПсихологическая коррекция – целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.
Развивающая и психокоррекционная работа
- психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; - психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка.
В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта
Основные виды психологической коррекции:
По коррекционным задачам:
семейная коррекция;
игровая коррекция;
нейропсихологическая коррекция;
коррекция личностного роста.
По характеру направленности:
симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
По способу коррекционных воздействий:
директивные виды;
недирективные виды.
По форме организации:
общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).