Краткий исторический очерк становления психологической службы за рубежом, в России и в Республике Беларусь
читать дальшеНаиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала XX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей – отбор детей для обучения по специальным программам. В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов, а в 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894 году. В 1905 г. Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 г. открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба [1, С. 8-9]. Министерство образования обратилось к психологической науке, по существу, вновь за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 г. открывается четыре психологических центра – в Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне. Начиная с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из одного специалиста по школьной психологии, одного специалиста по психологии обучения, одного специалиста по психомоторному развитию. Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций.
В России прообразом психологической службы являлись психотехнические и педологические лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях в 20-х - начале 30-х годов XX столетия. Современный этап становления психологической службы в нашей стране ведет отчет с начала 70-х годов XX века.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА в РБ— система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. В настоящее время (с 1986 г.) некоторые П. с. в организациях входят составной частью в службы социального развития, включающие, наряду с психологами, социологов, экономистов и др. специалистов. В работе П. с. решаются две основные задачи: описание состояния объектов (психологическая диагностика) и воздействие (посредством рекомендаций или применения социальных технологий преобразования состояния того или иного социального объекта). Создание и функционирование П. с. — важный инструмент социального развития и гуманизации системы общественных отношений, превращения научной психологии в элемент культуры общества.
Понятие о психологической службе
читать дальшекак системе практического применения психологии
Психологическая служба - система психологического сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы).
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа
- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; - проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; - участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями; - намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения; - проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, - ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения; - организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей; - ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении;- консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
Психодиагностическая работа
- проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам; - проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении; проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;, выявляют психологические причины нарушения общения;
Развивающая и психокоррекционная работа
- психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; - психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка.
В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
Консультативная работа
- консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества; - проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.; - способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций;-
Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога
читать дальшеI. Этап вхождения в ситуацию психологической помощи
Ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений, принятие решения о проживании предложенного курса консультативного или психотерапевтического процесса — по времени этот этап может занять одну встречу или развернуться в продолжение нескольких консультативных бесед. Основные задачи психолога на первом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем: поддержка мотивации клиента к совместной работе; разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий (например, “вернуть мужа”); выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь; пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы; проработка, при необходимости, собственных затруднений, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.
II. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи
Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами. Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них: обеспечение эмоционального отреагирования; прорабатывание и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей; создание условий для инсайта и катарсиса; подкрепление желаемого направления действий (переобучение); анализ при необходимости явлений переноса и контрпереноса; обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора и т.д.
III. Этап вхождения в новый опыт
Это стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем. Возможные задачи в деятельности психолога: эмоциональная и экзистенциальная поддержка; подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям; помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира; проработка ценностно+смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий; санкционирование возможности иного способа (действий, отношений, смыслополагания) бытия.
IV. Последний этап — этап вхождения в повседневность, обогащенный новым опытом
Это заключительная стадия основной психологической консультативной и терапевтической работы. Специфические задачи, стоящие перед психологом-психотерапевтом:
подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и консультативного (терапевтического) процесса; анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении максимально возможной самостоятельности и самодостаточности; переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку глубже понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы; нахождение “золотой середины” между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоционального отстранения от клиента.
Естественно, каждый из указанных этапов имеет свою длительность— так же, как и поддерживающая фаза. За исключением классического психоанализа, где весь курс занимает от 5 до 20 лет, обычная длительность работы современных психологов и психотерапевтов— от 1 часа до 2 лет (по материалам отечественной и американской научной периодики). Практика отечественных специалистов свидетельствует, что психологическая помощь в наших условиях ограничивается, как правило, несколькими встречами, в среднем, от 1 до 40 часов. Причем со временем возможно повторное прохождение той или иной процедуры психологической помощи, что конкретно определяется уже под влиянием целого ряда параметров (проблематика, вид работы, личностные особенности и т.п.).
Цели и задачи психопрофилактики. Уровни психопрофилактики
читать дальшеПсихопрофилактика – работа по предупреждению дезадаптации, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.
Задачи:
1. адаптация детей, подростков, молодежи к условиям в образовательном учреждении и выработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям по помощи детям в данный период
2. проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата
3. осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
Уровни:
Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств,
вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.
Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.
Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).
читать дальшеНаиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала XX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей – отбор детей для обучения по специальным программам. В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов, а в 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894 году. В 1905 г. Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 г. открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба [1, С. 8-9]. Министерство образования обратилось к психологической науке, по существу, вновь за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 г. открывается четыре психологических центра – в Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне. Начиная с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из одного специалиста по школьной психологии, одного специалиста по психологии обучения, одного специалиста по психомоторному развитию. Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций.
В России прообразом психологической службы являлись психотехнические и педологические лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях в 20-х - начале 30-х годов XX столетия. Современный этап становления психологической службы в нашей стране ведет отчет с начала 70-х годов XX века.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА в РБ— система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др. В настоящее время (с 1986 г.) некоторые П. с. в организациях входят составной частью в службы социального развития, включающие, наряду с психологами, социологов, экономистов и др. специалистов. В работе П. с. решаются две основные задачи: описание состояния объектов (психологическая диагностика) и воздействие (посредством рекомендаций или применения социальных технологий преобразования состояния того или иного социального объекта). Создание и функционирование П. с. — важный инструмент социального развития и гуманизации системы общественных отношений, превращения научной психологии в элемент культуры общества.
Понятие о психологической службе
читать дальшекак системе практического применения психологии
Психологическая служба - система психологического сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы).
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа
- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; - проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; - участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями; - намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения; - проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, - ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения; - организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей; - ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении;- консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
Психодиагностическая работа
- проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам; - проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении; проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;, выявляют психологические причины нарушения общения;
Развивающая и психокоррекционная работа
- психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; - психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка.
В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
Консультативная работа
- консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества; - проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.; - способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций;-
Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога
читать дальшеI. Этап вхождения в ситуацию психологической помощи
Ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений, принятие решения о проживании предложенного курса консультативного или психотерапевтического процесса — по времени этот этап может занять одну встречу или развернуться в продолжение нескольких консультативных бесед. Основные задачи психолога на первом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем: поддержка мотивации клиента к совместной работе; разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий (например, “вернуть мужа”); выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь; пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы; проработка, при необходимости, собственных затруднений, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.
II. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи
Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами. Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них: обеспечение эмоционального отреагирования; прорабатывание и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей; создание условий для инсайта и катарсиса; подкрепление желаемого направления действий (переобучение); анализ при необходимости явлений переноса и контрпереноса; обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора и т.д.
III. Этап вхождения в новый опыт
Это стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем. Возможные задачи в деятельности психолога: эмоциональная и экзистенциальная поддержка; подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям; помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира; проработка ценностно+смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий; санкционирование возможности иного способа (действий, отношений, смыслополагания) бытия.
IV. Последний этап — этап вхождения в повседневность, обогащенный новым опытом
Это заключительная стадия основной психологической консультативной и терапевтической работы. Специфические задачи, стоящие перед психологом-психотерапевтом:
подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и консультативного (терапевтического) процесса; анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении максимально возможной самостоятельности и самодостаточности; переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку глубже понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы; нахождение “золотой середины” между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоционального отстранения от клиента.
Естественно, каждый из указанных этапов имеет свою длительность— так же, как и поддерживающая фаза. За исключением классического психоанализа, где весь курс занимает от 5 до 20 лет, обычная длительность работы современных психологов и психотерапевтов— от 1 часа до 2 лет (по материалам отечественной и американской научной периодики). Практика отечественных специалистов свидетельствует, что психологическая помощь в наших условиях ограничивается, как правило, несколькими встречами, в среднем, от 1 до 40 часов. Причем со временем возможно повторное прохождение той или иной процедуры психологической помощи, что конкретно определяется уже под влиянием целого ряда параметров (проблематика, вид работы, личностные особенности и т.п.).
Цели и задачи психопрофилактики. Уровни психопрофилактики
читать дальшеПсихопрофилактика – работа по предупреждению дезадаптации, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей.
Задачи:
1. адаптация детей, подростков, молодежи к условиям в образовательном учреждении и выработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям по помощи детям в данный период
2. проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата
3. осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
Уровни:
Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств,
вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.
Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.
Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).