Психоаналитическая модель психологической помощи
читать дальшеОсновная цель: работа с бессознательным клиента.
Другие цели: работа с истоками проблем, которые кроются в объектных отношениях; обнаружение психологических травм, вытесненных в бессознательное; разрешение внутренних личностных конфликтов.
Позиция терапевта – директивная, клиента – внимающая.
Техники психотерапии:
1. метод свободных ассоциаций (упражнение – записывать свои ассоциации на слова – рождение, смерть и др.).
2. анализ переноса и контрпереноса
3. толкование сновидений
4. толкование описок, оговорок
5. проективные диагностические методики
Процедура психоанализа – самая долговременная, мин – 3 года, макс. – неогр. (средняя частота встреч – 3 раза в неделю).
Бихевиоральная модель психологической помощи
читать дальшеЦель: выявление и исправление неадаптивных паттернов поведения.
Позиция терапевта – директивная, клиент – ученик.
Техники:
1. систематическая десенсибилизация:
а) овладение методикой мышечной релаксации
б) составление иерархий ситуаций, вызывающих страх
в) соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх с релаксацией
2. методики инерсии («наводнения»):
а) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх
б) демонстрация объектов фобии виртуально или реально
3. метод положительных подкреплений – жетонный метод
4. тактика самоконтроля (тактика снижения лишнего веса):
а) определение формы поведения (недостаточная подвижность и прием пищи без физиологических потребностей)
б) сбор основных данных (подсчет калорий и ведение таблицы веса)
в) разработка программы самоконтроля (применение самоподкреплений и самонаказаний)
г) выполнение и оценка программы самоконтроля (составление договора с самим собой)
д) достижение цели
5. Парадоксальная интенция (пациенту предлагается делать то, от чего он хочет избавиться)
6. аверсивный метод (вызывание отвращения)
Когнитивная модель психологической помощи
читать дальшеЭллис – рационально-эмотивная терапия.
Бек – когнитивная психотерапия.
Цель: пересмотр системы убеждений, освобождение от иррациональных представлений, ведущих к проблемному поведению («я должен быть всегда лучше всех, я должен всем нравиться»).
АВС-модель:
А – активизирующее событие
В – убеждения
С – последствия
Проблема, с которой приходит клиент, разбирается в соответствии с этой моделью.
(«У девушки заболел живот и она испугалась»).
Позиция психолога – директивная, клиент – ученик.
Техники:
1. обсуждение и опровержение иррациональных взглядов, смягчение их категоричности («я должен – мне бы хотелось»)
2. когнитивное домашнее задание (самоанализ своих жизненных событий по АВС-модели)
3. рационально-эмотивное воображение (поменять чувства в ситуации)
4. ролевая игра (проигрывание беспокоящих ситуаций)
Гуманистическая модель психологической помощи
читать дальшеЦель: помощь в личностном росте и саморазвитии.
Позиция психолога – быть самим собой (фасилитатор).
Техники:
1. конгруэнтность (соответствие между чувствами и высказываниями)
2. эмпатическое слушание
Стадии терапии:
1. блокировка
2. самовыражение (человек принимает свои проблемы)
3. самораскрытие
4. возрастающая потребность быть самим собой.
Реальное и идеальное Я (желаемый идеал).
Экзистенциальное направление психологической помощи
читать дальшеЦель: работа с основными категориями жизни (смысл жизни, самоактуализация, осознание смерти, ответственность и др.).
Позиция клиента и психотерапевта – равная.
Техники:
1. работа с осознанием смерти
2. углубление осознания смерти ведет к более высокой оценке жизни.
3. работа с ответственностью и свободой (повышение осознания пациентами их ответственности за свою жизнь и оказание помощи по взятию на себя этой ответственности)
4. работа с изоляцией или с одиночеством
5. работа с бессмысленностью (осознание, что поиски смысла жизни бесплодны, но человек ответственен за создание собственного смысла жизни).
Постмодернистские модели психологической помощи
читать дальшеГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - основатель Фредерик Перлз
Основная цель— помочь человеку полностью реализовать свой потенциал.
Позиция психолога. – старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента — скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль — роль активного, живого, творческого, сопереживающего, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного “Я” клиента. Позиция клиента – активная.
Психотехники:
“Экспериментальный диалог”, “диссоциированный диалог”. предназначена для проработки внутренних конфликтов клиента.
“Идти по кругу” — также известнейшая психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совершает какие-то действия с ними. Техника используется для активизации членов группы, для поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения.
Техника “наоборот” (“перевертыш”) — сущность техники заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится.
“Экспериментальное преувеличение”— техника направлена на развитие процессов самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др. движений— это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению (все громче и громче повторять фразу, выразительнее сделать жест и т.п.).
“Я несу за это ответственность” — используя этот прием, психолог может обратиться к клиенту с просьбой выразить то или иное чувство или высказать суждение с обязательным добавлением: “ ...и я несу за это ответственность”.
“Психодрама” — широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНЦЕПЦИЯ С. ГРОФА
акцент делается на самоисследование и саморазвитие. Духовное развитие, большая терпимость, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта (“работа с телом”), применение восточных психотехник — все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике – желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья.
Общая цель: гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частная цель –психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния.
Психотехники:
методика “ребефинга” пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.
Техника “свободного дыхания” также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого — достижение гипервентиляции. Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у человека в сумеречном состоянии сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают музыкальные фрагменты, содержанием своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных матриц.
читать дальшеОсновная цель: работа с бессознательным клиента.
Другие цели: работа с истоками проблем, которые кроются в объектных отношениях; обнаружение психологических травм, вытесненных в бессознательное; разрешение внутренних личностных конфликтов.
Позиция терапевта – директивная, клиента – внимающая.
Техники психотерапии:
1. метод свободных ассоциаций (упражнение – записывать свои ассоциации на слова – рождение, смерть и др.).
2. анализ переноса и контрпереноса
3. толкование сновидений
4. толкование описок, оговорок
5. проективные диагностические методики
Процедура психоанализа – самая долговременная, мин – 3 года, макс. – неогр. (средняя частота встреч – 3 раза в неделю).
Бихевиоральная модель психологической помощи
читать дальшеЦель: выявление и исправление неадаптивных паттернов поведения.
Позиция терапевта – директивная, клиент – ученик.
Техники:
1. систематическая десенсибилизация:
а) овладение методикой мышечной релаксации
б) составление иерархий ситуаций, вызывающих страх
в) соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх с релаксацией
2. методики инерсии («наводнения»):
а) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх
б) демонстрация объектов фобии виртуально или реально
3. метод положительных подкреплений – жетонный метод
4. тактика самоконтроля (тактика снижения лишнего веса):
а) определение формы поведения (недостаточная подвижность и прием пищи без физиологических потребностей)
б) сбор основных данных (подсчет калорий и ведение таблицы веса)
в) разработка программы самоконтроля (применение самоподкреплений и самонаказаний)
г) выполнение и оценка программы самоконтроля (составление договора с самим собой)
д) достижение цели
5. Парадоксальная интенция (пациенту предлагается делать то, от чего он хочет избавиться)
6. аверсивный метод (вызывание отвращения)
Когнитивная модель психологической помощи
читать дальшеЭллис – рационально-эмотивная терапия.
Бек – когнитивная психотерапия.
Цель: пересмотр системы убеждений, освобождение от иррациональных представлений, ведущих к проблемному поведению («я должен быть всегда лучше всех, я должен всем нравиться»).
АВС-модель:
А – активизирующее событие
В – убеждения
С – последствия
Проблема, с которой приходит клиент, разбирается в соответствии с этой моделью.
(«У девушки заболел живот и она испугалась»).
Позиция психолога – директивная, клиент – ученик.
Техники:
1. обсуждение и опровержение иррациональных взглядов, смягчение их категоричности («я должен – мне бы хотелось»)
2. когнитивное домашнее задание (самоанализ своих жизненных событий по АВС-модели)
3. рационально-эмотивное воображение (поменять чувства в ситуации)
4. ролевая игра (проигрывание беспокоящих ситуаций)
Гуманистическая модель психологической помощи
читать дальшеЦель: помощь в личностном росте и саморазвитии.
Позиция психолога – быть самим собой (фасилитатор).
Техники:
1. конгруэнтность (соответствие между чувствами и высказываниями)
2. эмпатическое слушание
Стадии терапии:
1. блокировка
2. самовыражение (человек принимает свои проблемы)
3. самораскрытие
4. возрастающая потребность быть самим собой.
Реальное и идеальное Я (желаемый идеал).
Экзистенциальное направление психологической помощи
читать дальшеЦель: работа с основными категориями жизни (смысл жизни, самоактуализация, осознание смерти, ответственность и др.).
Позиция клиента и психотерапевта – равная.
Техники:
1. работа с осознанием смерти
2. углубление осознания смерти ведет к более высокой оценке жизни.
3. работа с ответственностью и свободой (повышение осознания пациентами их ответственности за свою жизнь и оказание помощи по взятию на себя этой ответственности)
4. работа с изоляцией или с одиночеством
5. работа с бессмысленностью (осознание, что поиски смысла жизни бесплодны, но человек ответственен за создание собственного смысла жизни).
Постмодернистские модели психологической помощи
читать дальшеГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - основатель Фредерик Перлз
Основная цель— помочь человеку полностью реализовать свой потенциал.
Позиция психолога. – старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента — скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль — роль активного, живого, творческого, сопереживающего, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного “Я” клиента. Позиция клиента – активная.
Психотехники:
“Экспериментальный диалог”, “диссоциированный диалог”. предназначена для проработки внутренних конфликтов клиента.
“Идти по кругу” — также известнейшая психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совершает какие-то действия с ними. Техника используется для активизации членов группы, для поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения.
Техника “наоборот” (“перевертыш”) — сущность техники заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится.
“Экспериментальное преувеличение”— техника направлена на развитие процессов самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др. движений— это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению (все громче и громче повторять фразу, выразительнее сделать жест и т.п.).
“Я несу за это ответственность” — используя этот прием, психолог может обратиться к клиенту с просьбой выразить то или иное чувство или высказать суждение с обязательным добавлением: “ ...и я несу за это ответственность”.
“Психодрама” — широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНЦЕПЦИЯ С. ГРОФА
акцент делается на самоисследование и саморазвитие. Духовное развитие, большая терпимость, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта (“работа с телом”), применение восточных психотехник — все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике – желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья.
Общая цель: гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частная цель –психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния.
Психотехники:
методика “ребефинга” пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.
Техника “свободного дыхания” также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого — достижение гипервентиляции. Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у человека в сумеречном состоянии сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают музыкальные фрагменты, содержанием своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных матриц.