Социальное взаимодействие: сущность, составляющие и особенности организации
читать дальшеВзаимодействие – это процесс непосред-ственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порожда-ющий их взаимную обусловленность и связь.
Именно причинная обусловленность состав-ляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противопо-ложной стороны.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. взаимо-действие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами.
Под взаимодействием в отечественной соцпсихологии понимается и непосредственная организация совместных действий.
Межличностное взаимодействие – случай-ные или преднамеренные, частные или публич-ные, длительные или кратковременные, вер-бальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отно-шений и установок.
Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.
Основу межгруппового взаимодействия со-ставляет функционирование феноменов Мы и Они. Всякая общность людей, любые отноше-ния между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохра-няется осознание чувства Мы, т. е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифи-цируют себя с ней.
Для устойчивости феномена Мы неизбежно должен существовать феномен Они, т. е. другая группа, не похожая, отличающаяся от нас.
Тем не менее Мы всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем Они. Что касается недостатков, то все наоборот. Чужое кажется плохим не потому, что оно хуже своего, а потому, что оно чужое.
Общение как обмен действиями (Ломов)
читать дальшеИнтерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характери-стику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Существует связь между взаимодействием и общением:
часть авторов говорит о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции;
часть авторов отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией).
Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен инф.), то понятием «взаимодействие» раскроется другая сторона общения, которая фиксирует не только обмен знаками, но и организацию совместных действий. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодей-ствия от коммуникации, но исключает и их отождествление. Таким образом, инте-рактивная сторона общения раскрывается в характеристиках тех человеческих действий, которые и выступают частью взаимодействий.
Стратегии взаимодействия: кооперативное и конкурентное.
Три возможные формы, или модели:
когда каждый участник делают свою часть общей работы независимо от других – совместно-индивидуальная деятельность (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого челна свое задание);
когда общая задача выполняется последова-тельно каждым участником – совместно-последовательная деятельность (пример – конвейер);
когда имеет место одновременное взаимо-действие каждого участника со всеми осталь-ными – совместно-взаимодействующая дея-тельность (приме – спортивные команды).
Взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Классификация форм совместной деятельности с точки зрения типов объединения индивидуальных вкладов участников.
читать дальшеВ социальной психологии смысл взаимодей-ствий раскрывается лишь при условии вклю-ченности их в некоторую общую деятель-ность.
Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных вкладов, которые делаются участниками. Три возможные формы, или модели:
когда каждый участник делают свою часть общей работы независимо от других – совместно-индивидуальная деятельность (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого челна свое задание);
когда общая задача выполняется последова-тельно каждым участником – совместно-последовательная деятельность (пример – конвейер);
когда имеет место одновременное взаимо-действие каждого участника со всеми осталь-ными – совместно-взаимодействующая дея-тельность (приме – спортивные команды).
Общественные отношения даны во взаимо-действии через ту реальную социальную деятельность, частью которой взаимодействие является. Межличностные отношения также даны во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Межличностное взаимодействие как процесс формирования разделяемого поля значений. Особенности формирования разделяемого поля значений в процессе межличностного взаимодействия.
читать дальшеМежличностное взаимодействие связано с процессом взаимопонимания участвующих сторон. Мы никогда не имеем и не будем иметь возможности непосредственного доступа к тому, что происходит во внутреннем мире другого человека и в этом смысле вполне оправданной является поговорка о том, что «чужая душа – потемки». По существу, пытаясь понять другого человека, мы опираемся только на те сигналы и знаки, которые он транслирует нам, а также на собственный и совокупный опыт предположе-ний о том, что это могло бы значить.
Опосредованность знаками межличностного взаимодействия вполне очевидна. Интерпрета-ция сигналов невербальной коммуникации – мимики, жестов и т.п. Один и тот же жест может иметь совершенно отличное значение в разных ситуативных контекстах. Может иметь множественные значения, определяемые в том числе и собственным опытом, людей, пытаю-щихся его понять.
С течением времени нахождение новых под-ходов привело к выводам: взаимодействие не статично, а интерактивно, что в процессе взаимодействия имеет место не обмен некото-рыми неизменными сигналами или знаками, а значениями, которые устанавливаются, формируются и постоянно развиваются. Второй вывод связан с осознанием необходимости погружения во внутренние миры взаимодействующих сторон с целью выяснения того, как формируемые значения синхронизируются и верифицируются. Взаимоотношения – продукт совместный. И если одна из сторон не стремится к построению здания совместных взаимоот-ношений, то и природа их будет весьма недол-говечна.
Индивиды, вступающие во взаимоотноше-ния, пытаются в первую очередь не «прочи-тать», а понять друг друга, стремясь сконструировать системы значений каждого из участников взаимодействия в собственных понятиях. По мере включения во взаимоотношения, взаимное изучение начинается с включения полученных от партнера сигналов в контекст особой истории совместных взаимоотношений.
Интегративно-эклектический подход: понятие, рамки, возможности (Янчук)
читать дальшеМетодологический подход, построенный на многомерной логике, предполагающей возмож-ность использования достижений психологиче-ского знания, накопленного в разных, в том числе и альтернативных, традициях, для более глубокого постижения социально-психологической феноменологии.
Проблема – механическое соединение несо-единяемого (включение в содержание курсо-вых, дипломных работ, качественно различаю-щихся теоретических моделей и исследовательских методологий.
Научная строгость и определенность, адек-ватность и последовательность как в области теоретического, так и эмпирического доказа-тельства и составляют психологическую культуру исследования. На формирование этой культуры и направлен интегративно-эклектический подход, ориентированный на теоретико-методологическое обеспечение научного диалога и доказательства в суще-ствующих условиях многомерности подходов и решений.
Интегративно-эклектический подход пред-полагает постижение природы феномена через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование различных традиций, логик и инструментов при сохранении их автономии в последующем развитии. Суть его заключается в многоплоскостном, разновекторном анализе.
Методологический фундамент интегратив-ной эклектики составляют такие понятия как поливариантность истины, онтологический плюрализм, диалогика и диатропика.
Методологический плюрализм утверждает, что наука должна рассматриваться как разви-вающийся процесс, имеющий место в структуре исторических обстоятельств, используя многообразие методов, а не какой-нибудь один.
Диалогика обосновывает привлечение раз-ных логик. Диалог разных традиций, разных взглядов и подходов способствует рас-ширению горизонта и изучения проблемных областей, нахождению новых решений и перспектив развития.
Диатропика позволяет создать необходимые предпосылки определения оптимального соотношения идиографии и номотетики в психологическом исследовании, признания уникальности индивидуальности.
Интегративно-эклектический подход как средство теоретико-методологического обеспечения межпарадигмального диалога, направленного на углубление представлений и понимания психологической феноменологии, посредством привлечения их взаимообогащающих ресурсов.
читать дальшеВзаимодействие – это процесс непосред-ственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порожда-ющий их взаимную обусловленность и связь.
Именно причинная обусловленность состав-ляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противопо-ложной стороны.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. взаимо-действие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами.
Под взаимодействием в отечественной соцпсихологии понимается и непосредственная организация совместных действий.
Межличностное взаимодействие – случай-ные или преднамеренные, частные или публич-ные, длительные или кратковременные, вер-бальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отно-шений и установок.
Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.
Основу межгруппового взаимодействия со-ставляет функционирование феноменов Мы и Они. Всякая общность людей, любые отноше-ния между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохра-няется осознание чувства Мы, т. е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифи-цируют себя с ней.
Для устойчивости феномена Мы неизбежно должен существовать феномен Они, т. е. другая группа, не похожая, отличающаяся от нас.
Тем не менее Мы всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем Они. Что касается недостатков, то все наоборот. Чужое кажется плохим не потому, что оно хуже своего, а потому, что оно чужое.
Общение как обмен действиями (Ломов)
читать дальшеИнтерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характери-стику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Существует связь между взаимодействием и общением:
часть авторов говорит о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции;
часть авторов отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией).
Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен инф.), то понятием «взаимодействие» раскроется другая сторона общения, которая фиксирует не только обмен знаками, но и организацию совместных действий. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодей-ствия от коммуникации, но исключает и их отождествление. Таким образом, инте-рактивная сторона общения раскрывается в характеристиках тех человеческих действий, которые и выступают частью взаимодействий.
Стратегии взаимодействия: кооперативное и конкурентное.
Три возможные формы, или модели:
когда каждый участник делают свою часть общей работы независимо от других – совместно-индивидуальная деятельность (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого челна свое задание);
когда общая задача выполняется последова-тельно каждым участником – совместно-последовательная деятельность (пример – конвейер);
когда имеет место одновременное взаимо-действие каждого участника со всеми осталь-ными – совместно-взаимодействующая дея-тельность (приме – спортивные команды).
Взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Классификация форм совместной деятельности с точки зрения типов объединения индивидуальных вкладов участников.
читать дальшеВ социальной психологии смысл взаимодей-ствий раскрывается лишь при условии вклю-ченности их в некоторую общую деятель-ность.
Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных вкладов, которые делаются участниками. Три возможные формы, или модели:
когда каждый участник делают свою часть общей работы независимо от других – совместно-индивидуальная деятельность (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого челна свое задание);
когда общая задача выполняется последова-тельно каждым участником – совместно-последовательная деятельность (пример – конвейер);
когда имеет место одновременное взаимо-действие каждого участника со всеми осталь-ными – совместно-взаимодействующая дея-тельность (приме – спортивные команды).
Общественные отношения даны во взаимо-действии через ту реальную социальную деятельность, частью которой взаимодействие является. Межличностные отношения также даны во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Межличностное взаимодействие как процесс формирования разделяемого поля значений. Особенности формирования разделяемого поля значений в процессе межличностного взаимодействия.
читать дальшеМежличностное взаимодействие связано с процессом взаимопонимания участвующих сторон. Мы никогда не имеем и не будем иметь возможности непосредственного доступа к тому, что происходит во внутреннем мире другого человека и в этом смысле вполне оправданной является поговорка о том, что «чужая душа – потемки». По существу, пытаясь понять другого человека, мы опираемся только на те сигналы и знаки, которые он транслирует нам, а также на собственный и совокупный опыт предположе-ний о том, что это могло бы значить.
Опосредованность знаками межличностного взаимодействия вполне очевидна. Интерпрета-ция сигналов невербальной коммуникации – мимики, жестов и т.п. Один и тот же жест может иметь совершенно отличное значение в разных ситуативных контекстах. Может иметь множественные значения, определяемые в том числе и собственным опытом, людей, пытаю-щихся его понять.
С течением времени нахождение новых под-ходов привело к выводам: взаимодействие не статично, а интерактивно, что в процессе взаимодействия имеет место не обмен некото-рыми неизменными сигналами или знаками, а значениями, которые устанавливаются, формируются и постоянно развиваются. Второй вывод связан с осознанием необходимости погружения во внутренние миры взаимодействующих сторон с целью выяснения того, как формируемые значения синхронизируются и верифицируются. Взаимоотношения – продукт совместный. И если одна из сторон не стремится к построению здания совместных взаимоот-ношений, то и природа их будет весьма недол-говечна.
Индивиды, вступающие во взаимоотноше-ния, пытаются в первую очередь не «прочи-тать», а понять друг друга, стремясь сконструировать системы значений каждого из участников взаимодействия в собственных понятиях. По мере включения во взаимоотношения, взаимное изучение начинается с включения полученных от партнера сигналов в контекст особой истории совместных взаимоотношений.
Интегративно-эклектический подход: понятие, рамки, возможности (Янчук)
читать дальшеМетодологический подход, построенный на многомерной логике, предполагающей возмож-ность использования достижений психологиче-ского знания, накопленного в разных, в том числе и альтернативных, традициях, для более глубокого постижения социально-психологической феноменологии.
Проблема – механическое соединение несо-единяемого (включение в содержание курсо-вых, дипломных работ, качественно различаю-щихся теоретических моделей и исследовательских методологий.
Научная строгость и определенность, адек-ватность и последовательность как в области теоретического, так и эмпирического доказа-тельства и составляют психологическую культуру исследования. На формирование этой культуры и направлен интегративно-эклектический подход, ориентированный на теоретико-методологическое обеспечение научного диалога и доказательства в суще-ствующих условиях многомерности подходов и решений.
Интегративно-эклектический подход пред-полагает постижение природы феномена через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование различных традиций, логик и инструментов при сохранении их автономии в последующем развитии. Суть его заключается в многоплоскостном, разновекторном анализе.
Методологический фундамент интегратив-ной эклектики составляют такие понятия как поливариантность истины, онтологический плюрализм, диалогика и диатропика.
Методологический плюрализм утверждает, что наука должна рассматриваться как разви-вающийся процесс, имеющий место в структуре исторических обстоятельств, используя многообразие методов, а не какой-нибудь один.
Диалогика обосновывает привлечение раз-ных логик. Диалог разных традиций, разных взглядов и подходов способствует рас-ширению горизонта и изучения проблемных областей, нахождению новых решений и перспектив развития.
Диатропика позволяет создать необходимые предпосылки определения оптимального соотношения идиографии и номотетики в психологическом исследовании, признания уникальности индивидуальности.
Интегративно-эклектический подход как средство теоретико-методологического обеспечения межпарадигмального диалога, направленного на углубление представлений и понимания психологической феноменологии, посредством привлечения их взаимообогащающих ресурсов.