Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия): роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: ореола, первичности, новизны, центра, контраста, стереотипизации.
читать дальшеИдентификация буквально означает отож-дествление себя с другим, уподобление ему, иногда ее определяют как умение встать на точку зрения другого. В отдельных случаях понять другого – действительно означает сочувственно отнестись к нему (эмпатия) и принять его полностью таким, каков он есть. В данном случае уместно говорить об идентифи-кации. В ряде реальных жизненных ситуаций понять человека не означает обязательно полностью принять его позицию и даже перей-ти на нее. Понять в данном случае – всего лишь принять в расчет объяснения, учесть их, но вовсе не согласиться безоговорочно с ними.
Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.
«Гало-эффект» (эффект ореола) – при вос-приятии незнакомого человека образ строится не на основе непосредственно воспринятого, а встраивается в некоторую предшествующую информацию о человеке, окружающую его определенным ореолом. Эффект проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется минимальная предвари-тельная информация о воспринимаемом чело-веке.
С этим эффектом связаны другие – первич-ности и новизны, обусловливающие по-строение образа воспринимаемого человека в зависимости от порядка предъявления инфор-мации о нем (какие качества называются вначале и какие – впоследствии).
Самый значительный эффект – стереотипи-зация (построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной или этнической группы. Стереотипизация в процессе восприятия человеком человека может иметь два различных следствия. С одной стороны, она упрощает процесс построения образа другого человека, с другой – при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение, или, напротив, переоценку реальных свойство объекта восприятия. Особое значение стереотипы имеют в области межэтнических отношений.
Эффект бумеранга - наблюдающийся глав-ным образом в психологии эффект, заключаю-щийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обрат-ный ожидаемому. Как правило, эффект буме-ранга возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однооб-разный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т. п.
Эффект края - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся вначале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Э66ингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов. Э. к. проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия процессов внутреннего торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его. В современных исследованиях Э. к. изучается как эффект первичности и эффект недавности.
Эффект недавности - увеличение вероятно-сти припомннания последних элементов распо-ложенного в ряд материала па сравнению со средними элементами ряда. Эффект недавно-сти (известный больше как эффект новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.
Эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», кот.закл. в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует эффект первичности.
Континуумная модель формирования впе-чатления Фиске и Ньюберга
читать дальшеМодели двойных процессов – направление в исследовании социальной категоризации; в основе – предположения:
1. социальная категоризация – всегда пер-вый шаг в формировании впечатления
2. противоположные процессы обработки информации: восходящий и нисходящий
Континуумная модель Фиске и Ньюберга: впечатление о другом человеке формируется в результате работы двух антагонистических процессов:
нисходящая обработка – опора на уже име-ющиеся знания (схемы, стереотипы);
восходящая обработка – упор делается на индивидуальные качества, наблюдаемые в реальном поведении людей.
Наличие двух сторон континуума обуслов-лено тем, что люди обладают двумя противоречащими потребностями: включения в группы и отделения от других людей. Когда необходима точность, выбор падает на восходящую обработку. Однако наиболее продуктивна нисходящая обработка информации (стереотипы позволяют сэкономить время.
Модель не рассматривает формирование впечатления о группе людей.
Самопрезентация: сущность, особенности формирования, предъявления и рефлексирования.
читать дальшеСамопрезентация – процесс осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определенных аспектов собственной самости окружающим.
Гофман: концепция социальной драматургии (межличностное поведение как спектакль); впервые поставил вопрос о существовании двух Я – Я для себя и Я для других.
Тактики самопрезентации:
1. запугивание (презентация себя как власт-ного в целях устрашения)
2. мольба (-//- как слабого и беззащитного в целях вызывания сочувствия)
3. образцовость (-//- как морально выдер-жанного в целях вызывания чувства стыда за свои грехи)
4. «биение себя в грудь» (презентирование собственных достоинство в целях вызывания уважительного отношения)
5. вкрадчивое обращение (презентирование вызывающего симпатию у окружающих об-раза)
Такие тактики носят манипулятивный характер, основная цель – контроль над поведением других.
Факторы своеобразия самопрезентации:
1. ее полезность для презентирующего
2. правдоподобность предъявляемого образа
Социальная установка как механизм прояв-ления социального опыта. Социальная установка и аттитюд
читать дальшеСоциальная установка – состояние психо-логической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на про-шлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозна-чения социальных установок используется термин «аттитюд».
Социальная установка /аттитюд - определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.
Функции:
1. автомативная (упрощение контроля сознания за деятельностью в ранее встречавшихся ситуациях)
2. адаптивная (направление к тем объектам, которые служат достижению целей)
3. защитная (способствует разрешению внутренних конфликтов личности)
4. когнитивная (помогает выбрать способ поведения относительно конкретного объекта)
5. регулятивная (освобождает от внутреннего напряжения)
6. ригидная (затрудняет приспособление к новым ситуациям)
7. стабилизирующая (определяет устойчи-вый характер деятельности независимо от ситуации)
Компоненты:
1. аффективный (эмоционально-оценочный)
2. когнитивный (знание)
3. поведенческий (готовность реализовать определенное поведение)
Этапы формирования (Годфруа):
1. до 12 лет – установки соответствуют родительским
2. с 12 до 20 лет – приобретают более кон-кретную форму, что связано с усвоением социальных ролей
3. от 20 до 30 лет – формирование на основе установок системы убеждений
4. от 30 лет – установки стабильны, плохо поддаются изменениям.
Межличностная аттракция: сущность, механизмы проявления, детерминирующие факторы. Приемы формирования межлич-ностной аттракции.
читать дальшеМежличностная аттракция – формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу. Исследования – Морено и Нью-комб.
Модель подкрепления Лота:
1. люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых
2. позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные – с наказанием.
3. стимулы оцениваются в определениях, вызываемых ими чувств. Оценка позитивна с случае возникновения позитивных чувств и негативна – при возникновении негативных чувств
4. любой нейтральный стимул , ассоциируе-мый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства, в то время как любой нейтральный стимул – с негативными чувства-ми.
Теория равенства (Адамс): 1. взаимный об-мен ресурсов (супружеские отношения) 2. обмен, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (компенсация ущерба)
Факторы межличностной аттракции:
1. физическая привлекательность (на этапе становления взаимоотношений влияние внеш-ней привлекательности достаточно велико).
2. пространственная близость или дистан-ция общения (с увеличением при-влекательности изменяется и дистанция общения)
3. знакомство
4. доступность (люди, взаимоотношения с которыми не требуют сверхусилий восприни-маются более положительно)
5. ожидание продолжения взаимодействия
6. взаимность
7. сходство
8. взаимодополняемость
9. эмпатия (сочувствие, сопереживание)
10. способствование достижению личностно значимых целей
11. личностная гармония
Приемы аттракции: 1. имя (называйте имя собеседника как можно чаще)
2. расстояние (важно правильно выбрать дистанцию)
3. пространственное расположение (для коллег оптимально находиться сбоку друг от друга, прямая позиция может вызвать ненуж-ную агрессию)
4. зеркало души (чаще улыбайтесь)
5. золотые слова (чаще говорите приятные слова, комплименты)
6. терпеливый слушатель (не перебивайте, показывайте свое понимание)
7. жесты (используйте жесты, которые рас-положат к вам собеседника – копирование его жестов) 8. личная жизнь (интересуйтесь жизнью своего собеседника)
Атрибутирование и наученная беспомощность. Этапы формирования наученной беспомощности
читать дальшеНаученная беспомощность – наученное со-стояние, вызываемое предъявлениями вредных вызывающих неудовольствие ситуаций, кото-рых невозможно избежать.
Сталкиваясь с многочисленными неудачами, человек формирует своеобразную предугото-ванность к будущим неудачам, снижает ожидаемую эффективность, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи.
Описание феномена наученной беспомощности – Абрамсон, Селигман и Тисдейл.
Модель формирования:
1. объективная непреодолимость
2. восприятие настоящей и прошлой непре-одолимости
3. атрибутирование настоящей и прошлой непреодолимости
4. ожидание будущей непреодолимости
5. симптомы беспомощности
Один из основных факторов наученной бес-помощности – формирование соответствую-щей атрибутивной схемы, демобилизующей индивида перед лицом непреодолимого препят-ствия. Следовательно, преодоление наученной беспомощности становится возможным лишь в результате трансформации данной атрибутив-ной схемы, т. е. атрибутивного реструктуриро-вания.
Стратегии реструктурирования:
1. обогащение окружения
2. обучение личностному контролю
3. научение смирению
4. переучивание атрибуции (реструктурирование)
Воздействие в процессе взаимодействия. Значение способов и методов воздействия в процессе общения и практической деятельности людей.
читать дальшеЛюди не просто взаимодействуют, общают-ся, выстраивают свои отношения, но и оказы-вают воздействие друг на друга.
Психологическое воздействие – социально-психологическая активность с целью изме-нения психологических характеристик лично-сти, групповых норм. Подразделяется на:
1. информационно-психологическое воздей-ствие (информационно-пропагандисткое, идеологическое) – воздействие словом, инфор-мацией. Цель – формирование определенных идеологически (социальных) идей, взглядов, убеждений.
2. психогенное воздействие (является след-ствием: физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности; шокового воздействия окружа-ющих условий или каких-то событий на созна-ние человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику)
3. психоаналитическое (психокоррекцион-ное) воздействие – воздействие на подсознании терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.
4. нейролингвистическое воздействие (НЛП) – вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию путем введения в сознание специальных лингвистических про-грамм.
психоаналитический и нейролингвистиче-ский виды воздействий полезны тогда, когда они используются в гуманных целях.
5. психотронное (парапсихологическое, экс-трасенсорное) воздействие – воздействие на других людей, осуществляемое путем пере-дачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие. Феномен 25го кадра связан с тем, что человек имеет не только сенсорный (осознанный) диапазон восприятия, но и субсенсорный (неосознанный), в котором информация усваивается психикой, минуя сознание. Если в течение фильма к 24 кадрам в секунду добавить еще 25й – с совершенно иной инфор-мацией, то зрители его не замечают, но на их эмоциональное состояние и поведение он ощутимо воздействует.
6. психотропное воздействие (воздействие на психику с помощью медицинских препара-тов, химических или биологических веществ; сильно воздействуют на психику, например, некоторые пахучие вещества.
Способы убеждающего воздействия и их характеристика.
читать дальшеУбеждение – это метод воздействия на со-знание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.
Убеждая, необходимо следовать определен-ным правилам:
логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной.
Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность.
Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий. Важная характеристика убежденности – ее глубина.
Эффективность убеждения зависит от мно-гих факторов:
1. от того, насколько оно доказательно и убедительно;
2. как подобрана, построена и подана его аргументация.
Выделяют три основные категории аргумен-тов для убеждения:
истинные факты;
аргументы, дающие своего рода психологи-ческое удовлетворения, приме – информацион-но-пропагандисткие материалы, рекламирую-щие хорошие условия жизни;
аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям.
3. от правильного выбора его формы (радио-вещание гарантирует высокую оперативность;
4. от ситуации информирования:
индивидуальная ситуация складывается тогда, когда воздействие удается осуществить на какую-то конкретную аудиторию;
массовая ситуация – на многочисленную разнородную аудиторию.
читать дальшеИдентификация буквально означает отож-дествление себя с другим, уподобление ему, иногда ее определяют как умение встать на точку зрения другого. В отдельных случаях понять другого – действительно означает сочувственно отнестись к нему (эмпатия) и принять его полностью таким, каков он есть. В данном случае уместно говорить об идентифи-кации. В ряде реальных жизненных ситуаций понять человека не означает обязательно полностью принять его позицию и даже перей-ти на нее. Понять в данном случае – всего лишь принять в расчет объяснения, учесть их, но вовсе не согласиться безоговорочно с ними.
Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.
«Гало-эффект» (эффект ореола) – при вос-приятии незнакомого человека образ строится не на основе непосредственно воспринятого, а встраивается в некоторую предшествующую информацию о человеке, окружающую его определенным ореолом. Эффект проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется минимальная предвари-тельная информация о воспринимаемом чело-веке.
С этим эффектом связаны другие – первич-ности и новизны, обусловливающие по-строение образа воспринимаемого человека в зависимости от порядка предъявления инфор-мации о нем (какие качества называются вначале и какие – впоследствии).
Самый значительный эффект – стереотипи-зация (построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной или этнической группы. Стереотипизация в процессе восприятия человеком человека может иметь два различных следствия. С одной стороны, она упрощает процесс построения образа другого человека, с другой – при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение, или, напротив, переоценку реальных свойство объекта восприятия. Особое значение стереотипы имеют в области межэтнических отношений.
Эффект бумеранга - наблюдающийся глав-ным образом в психологии эффект, заключаю-щийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обрат-ный ожидаемому. Как правило, эффект буме-ранга возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однооб-разный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т. п.
Эффект края - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся вначале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Э66ингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов. Э. к. проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия процессов внутреннего торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его. В современных исследованиях Э. к. изучается как эффект первичности и эффект недавности.
Эффект недавности - увеличение вероятно-сти припомннания последних элементов распо-ложенного в ряд материала па сравнению со средними элементами ряда. Эффект недавно-сти (известный больше как эффект новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.
Эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», кот.закл. в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует эффект первичности.
Континуумная модель формирования впе-чатления Фиске и Ньюберга
читать дальшеМодели двойных процессов – направление в исследовании социальной категоризации; в основе – предположения:
1. социальная категоризация – всегда пер-вый шаг в формировании впечатления
2. противоположные процессы обработки информации: восходящий и нисходящий
Континуумная модель Фиске и Ньюберга: впечатление о другом человеке формируется в результате работы двух антагонистических процессов:
нисходящая обработка – опора на уже име-ющиеся знания (схемы, стереотипы);
восходящая обработка – упор делается на индивидуальные качества, наблюдаемые в реальном поведении людей.
Наличие двух сторон континуума обуслов-лено тем, что люди обладают двумя противоречащими потребностями: включения в группы и отделения от других людей. Когда необходима точность, выбор падает на восходящую обработку. Однако наиболее продуктивна нисходящая обработка информации (стереотипы позволяют сэкономить время.
Модель не рассматривает формирование впечатления о группе людей.
Самопрезентация: сущность, особенности формирования, предъявления и рефлексирования.
читать дальшеСамопрезентация – процесс осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определенных аспектов собственной самости окружающим.
Гофман: концепция социальной драматургии (межличностное поведение как спектакль); впервые поставил вопрос о существовании двух Я – Я для себя и Я для других.
Тактики самопрезентации:
1. запугивание (презентация себя как власт-ного в целях устрашения)
2. мольба (-//- как слабого и беззащитного в целях вызывания сочувствия)
3. образцовость (-//- как морально выдер-жанного в целях вызывания чувства стыда за свои грехи)
4. «биение себя в грудь» (презентирование собственных достоинство в целях вызывания уважительного отношения)
5. вкрадчивое обращение (презентирование вызывающего симпатию у окружающих об-раза)
Такие тактики носят манипулятивный характер, основная цель – контроль над поведением других.
Факторы своеобразия самопрезентации:
1. ее полезность для презентирующего
2. правдоподобность предъявляемого образа
Социальная установка как механизм прояв-ления социального опыта. Социальная установка и аттитюд
читать дальшеСоциальная установка – состояние психо-логической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на про-шлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозна-чения социальных установок используется термин «аттитюд».
Социальная установка /аттитюд - определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.
Функции:
1. автомативная (упрощение контроля сознания за деятельностью в ранее встречавшихся ситуациях)
2. адаптивная (направление к тем объектам, которые служат достижению целей)
3. защитная (способствует разрешению внутренних конфликтов личности)
4. когнитивная (помогает выбрать способ поведения относительно конкретного объекта)
5. регулятивная (освобождает от внутреннего напряжения)
6. ригидная (затрудняет приспособление к новым ситуациям)
7. стабилизирующая (определяет устойчи-вый характер деятельности независимо от ситуации)
Компоненты:
1. аффективный (эмоционально-оценочный)
2. когнитивный (знание)
3. поведенческий (готовность реализовать определенное поведение)
Этапы формирования (Годфруа):
1. до 12 лет – установки соответствуют родительским
2. с 12 до 20 лет – приобретают более кон-кретную форму, что связано с усвоением социальных ролей
3. от 20 до 30 лет – формирование на основе установок системы убеждений
4. от 30 лет – установки стабильны, плохо поддаются изменениям.
Межличностная аттракция: сущность, механизмы проявления, детерминирующие факторы. Приемы формирования межлич-ностной аттракции.
читать дальшеМежличностная аттракция – формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу. Исследования – Морено и Нью-комб.
Модель подкрепления Лота:
1. люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых
2. позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные – с наказанием.
3. стимулы оцениваются в определениях, вызываемых ими чувств. Оценка позитивна с случае возникновения позитивных чувств и негативна – при возникновении негативных чувств
4. любой нейтральный стимул , ассоциируе-мый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства, в то время как любой нейтральный стимул – с негативными чувства-ми.
Теория равенства (Адамс): 1. взаимный об-мен ресурсов (супружеские отношения) 2. обмен, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (компенсация ущерба)
Факторы межличностной аттракции:
1. физическая привлекательность (на этапе становления взаимоотношений влияние внеш-ней привлекательности достаточно велико).
2. пространственная близость или дистан-ция общения (с увеличением при-влекательности изменяется и дистанция общения)
3. знакомство
4. доступность (люди, взаимоотношения с которыми не требуют сверхусилий восприни-маются более положительно)
5. ожидание продолжения взаимодействия
6. взаимность
7. сходство
8. взаимодополняемость
9. эмпатия (сочувствие, сопереживание)
10. способствование достижению личностно значимых целей
11. личностная гармония
Приемы аттракции: 1. имя (называйте имя собеседника как можно чаще)
2. расстояние (важно правильно выбрать дистанцию)
3. пространственное расположение (для коллег оптимально находиться сбоку друг от друга, прямая позиция может вызвать ненуж-ную агрессию)
4. зеркало души (чаще улыбайтесь)
5. золотые слова (чаще говорите приятные слова, комплименты)
6. терпеливый слушатель (не перебивайте, показывайте свое понимание)
7. жесты (используйте жесты, которые рас-положат к вам собеседника – копирование его жестов) 8. личная жизнь (интересуйтесь жизнью своего собеседника)
Атрибутирование и наученная беспомощность. Этапы формирования наученной беспомощности
читать дальшеНаученная беспомощность – наученное со-стояние, вызываемое предъявлениями вредных вызывающих неудовольствие ситуаций, кото-рых невозможно избежать.
Сталкиваясь с многочисленными неудачами, человек формирует своеобразную предугото-ванность к будущим неудачам, снижает ожидаемую эффективность, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи.
Описание феномена наученной беспомощности – Абрамсон, Селигман и Тисдейл.
Модель формирования:
1. объективная непреодолимость
2. восприятие настоящей и прошлой непре-одолимости
3. атрибутирование настоящей и прошлой непреодолимости
4. ожидание будущей непреодолимости
5. симптомы беспомощности
Один из основных факторов наученной бес-помощности – формирование соответствую-щей атрибутивной схемы, демобилизующей индивида перед лицом непреодолимого препят-ствия. Следовательно, преодоление наученной беспомощности становится возможным лишь в результате трансформации данной атрибутив-ной схемы, т. е. атрибутивного реструктуриро-вания.
Стратегии реструктурирования:
1. обогащение окружения
2. обучение личностному контролю
3. научение смирению
4. переучивание атрибуции (реструктурирование)
Воздействие в процессе взаимодействия. Значение способов и методов воздействия в процессе общения и практической деятельности людей.
читать дальшеЛюди не просто взаимодействуют, общают-ся, выстраивают свои отношения, но и оказы-вают воздействие друг на друга.
Психологическое воздействие – социально-психологическая активность с целью изме-нения психологических характеристик лично-сти, групповых норм. Подразделяется на:
1. информационно-психологическое воздей-ствие (информационно-пропагандисткое, идеологическое) – воздействие словом, инфор-мацией. Цель – формирование определенных идеологически (социальных) идей, взглядов, убеждений.
2. психогенное воздействие (является след-ствием: физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности; шокового воздействия окружа-ющих условий или каких-то событий на созна-ние человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику)
3. психоаналитическое (психокоррекцион-ное) воздействие – воздействие на подсознании терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.
4. нейролингвистическое воздействие (НЛП) – вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию путем введения в сознание специальных лингвистических про-грамм.
психоаналитический и нейролингвистиче-ский виды воздействий полезны тогда, когда они используются в гуманных целях.
5. психотронное (парапсихологическое, экс-трасенсорное) воздействие – воздействие на других людей, осуществляемое путем пере-дачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие. Феномен 25го кадра связан с тем, что человек имеет не только сенсорный (осознанный) диапазон восприятия, но и субсенсорный (неосознанный), в котором информация усваивается психикой, минуя сознание. Если в течение фильма к 24 кадрам в секунду добавить еще 25й – с совершенно иной инфор-мацией, то зрители его не замечают, но на их эмоциональное состояние и поведение он ощутимо воздействует.
6. психотропное воздействие (воздействие на психику с помощью медицинских препара-тов, химических или биологических веществ; сильно воздействуют на психику, например, некоторые пахучие вещества.
Способы убеждающего воздействия и их характеристика.
читать дальшеУбеждение – это метод воздействия на со-знание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.
Убеждая, необходимо следовать определен-ным правилам:
логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной.
Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность.
Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий. Важная характеристика убежденности – ее глубина.
Эффективность убеждения зависит от мно-гих факторов:
1. от того, насколько оно доказательно и убедительно;
2. как подобрана, построена и подана его аргументация.
Выделяют три основные категории аргумен-тов для убеждения:
истинные факты;
аргументы, дающие своего рода психологи-ческое удовлетворения, приме – информацион-но-пропагандисткие материалы, рекламирую-щие хорошие условия жизни;
аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям.
3. от правильного выбора его формы (радио-вещание гарантирует высокую оперативность;
4. от ситуации информирования:
индивидуальная ситуация складывается тогда, когда воздействие удается осуществить на какую-то конкретную аудиторию;
массовая ситуация – на многочисленную разнородную аудиторию.