Институты социализации и механизмы их влияния: семья, школа, неформальное и формальное окружения, массовая коммуникация.Семья.
читать дальшеВ сфере деятельности – первая ячейка, где ребенок овладевает начальными формами взаимодействия. Именно через семью в созна-нии ребенка закладываются первые представ-ления о внешнем, более широком мире. Взаи-модействие в семь е фиксирует также и принадлежность к определенному полу: в ряде случаев восприятие мира предлагается семьей по-разному для мальчиков и девочек.
С одной стороны, семья транслирует нормы и ценности общества, с другой – представляет свои собственные, семейные нормы и ценности общества. Эти два вида норм могут находиться друг с другом в согласии, но могут и противоречить друг другу, даже вступать в конфликт. Закладываются первые элементы менталитета. Овладение совокупностью различных ролей, в том числе, социальных.
В сфере общения семья также дает первые навыки. Их характер во многом зависит от того, какие образцы общения демонстрируют сами взрослые. Формируются конкретные формы и способы общения с другими людьми.
Особое значение имеет семья для формиро-вания самосознания ребенка, а следовательно, для формирования у него образа Я. Бернс считает, что это зависит и от типа поведения родителей – авторитарного или либерального.
Отношение ребенка к миру определяется во многом тем, как он принят в семье. Роджерс считает, что ребенок нуждается в позитивном отношении к себе, в принятии его не за то, что он хорош, а за то, что он их ребенок.
Школа и группы сверстников.
В школе впервые по-настоящему раскрыва-ются две главные задачи процесса социализа-ции: приобщение к социальному опыту, усвое-ние его и подготовка к тому, чтобы опыт этот приумножить. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, что порождает возникновение ценности достижения.
Умение совершать выбор. Школа не только предоставляет возможность для совершения выбора на любом уровне, но и определенной гражданской позиции.
Поиск идентичности.
Особая роль в формирования образа мира в школе играют группы сверстников (Кон: психологические функции: они представляют собой специфический канал информации, воплощают в себе особый вид деятельности и межличностных отношений, предлагают особый вид эмоциональных контактов – лю-бовь и уважение равных). Могут рождаться специфические стереотипы даже относительно ближайшего окружения, отношение к труду, досугу. Ситуация школы превращает человека в подлинный субъект социального познания.
Важнейшая функция – обогащение индивида разнообразной информацией, в том числе касающейся сугубо социальных проблем. Школа играет важнейшую роль в политической социализации человека.
СМИпечать, радио, телевидение – каналы формирования массового сознания.
Наряду с такими социальными функциями, как обеспечение социального контроля и управления, интеграции общества, реализации социальной активности граждан, формирования общественного мнения и распространения культуры, в СМИ выделяются и специфические социально-психологические функции: социальное ориентировка человека и группы, формиро-вание социальной идентичности, контакта с другим человеком, его самоутверждения. Функция аффиляции – создание чувства при-общения к группе, сопричастности с ней.
На процесс социального познания оказывают воздействие и другие социальные институты (церковь), а также и неформальные объединения типа групп друзей, коллег, соседства и др.
Структура, содержание, механизмы и особенности конструирования социального опыта
читать дальшеУсвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально, поэтому присваиваемый социальный опыт выступает источником индивидуализации личности. Важно также понимать личность в качестве активного субъекта социализации, т. к. человек – прежде всего, субъект социального развития и актив-ный субъект саморазвития и самовоспитания.
Для того, чтобы взрослеющий человек мог в последующем принимать активное участие в общественных событиях, он должен быть воспитан (должен усвоить уровень духовной и материальной культуры и воспроизвести его в индивидуально свободной форме).
Усиление социальной направленности вос-питания, соответствие его содержания, средств и методов новым реалиям социальной ситуации развития позволяет «рассматривать воспитание как деятельность по приобщению людей к социальному опыту во всех его формах». Именно в процессе воспитания социальные требования, задачи, предъявляемые личности, преобразуются в социально-необходимое поведение индивида в обществе.
С этой, «средовой» точки зрения, социали-зация представляется двусторонним процес-сом, с одной стороны включающим в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных связей и, с другой, – воспроизведение системы социаль-ных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Вместе с тем социализация не может рас-сматриваться только лишь как процесс механического отражения индивидом непо-средственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: вос-приятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно, различные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт.
Наиболее эффективно социализация осу-ществляется в общении. С этой точки зрения социализация понимается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную общность, в которой он усваивает социальный опыт и активно реализует себя.
Исторические особенности становления представлений о природе социально-познавательной активности
читать дальшеПервые попытки формиров. представлений о соц.-познавательной активности связаны с именем В.Вундта. Для понимания сути позна-вательной активности чел-ка он использовал методы самонаблюд. и интроспекции.
Бихевиоризм (изучается не внутренняя по-знав. активность, а внешне наблюдаемые и контролируемые явл-ния).
С 1960-х гг. возобновляется интерес к по-знав. активности. Предпосылкой к этому послужило:
1. Громоздкость и неадекв. бихевиорист-ских объяснений языка и коммуникации.
2. Возрастание интереса к изучению вопро-сов манипуляции и передачи информации.
Первые обзорные работы появились с нача-ла 70-х гг. Наиболее фундаментальный труд – С. Фиске и Ш. Тейлор «Социальное познание» 1994 г.
Области, где сложились предпосылки для изучения социального познания:
1. Соц. перцепция – восприятие. В работах Дж. Брунера соц. воспр. трактуется как социальное познание, т.к. человек не просто восприним. соц. объекты, но и интерпретирует поведение другого человека.
2. теория корреспондирующего вывода Джонса и Дэвиса, теория ковариации Келли. (социальное познание не может сводится к соц. воспр., т.к субъект восприятия рассматривается как рациональная личность, кот. нечто знает о действительности и может приписывать причины наблюдаемому поведению)
3. Теории когнитивного соответствия. Изу-чение логики обыденного человека познающего мир.
Компьютерная и когнитивная революция сделали возможным моделирование когнитив-ных процессов. Компьютер стал метафорой человеческой мыслительной активности, кот. лежит в основе социального познания.
Изучение процессов социального познания – важная область в когнитивной психологии.
Модели рассмотрения личности как субъекта социально-познавательной активности: наивный ученый (Ф. Хейдер); обрабатывающий данные лаборант читать дальше(Андерсон); познавательный скупец (Лейенс, Дарденн); мотивированный тактик или социальный агент (Фиске, Тейлор).
Наивный ученый – обыденный человек, ко-торый полагается на сложившиеся у него представления о некотором сцеплении черт в человеке (все серьезные люди упрямы, все веселые – легкомысленны).
Обрабатывающий данные лаборант – чело-век, который оценивает другого человека не в связи с существующими у субъекта имплицит-ными теориями личности, а исключительно на основании порядка предъявления информации о воспринимаемом.
Познавательный скупец – человек, допуска-ющий много ошибок в оценивании другого из-за излишней экономности своих суждений, такой человек опирается на наиболее привычные сочетания, на кажущуюся близость тех или иных объектов, склонен видеть лишь вершину айсберга.
Мотивированный тактик или социальный агент Фиске и Тейлор. Думающий чел-к, имеет в своем распоряжении различные стратегии и возможности выбора в соответствии со своими потребностями, мотивами и целями.
Естественно, эта типология, как и всякая типология достаточно условна, вряд ли описанные типы существую в чистом виде.
Основные процессы социального позна-ния: категоризация, схематизация, стерео-типизация, социальное репрезентирование.
читать дальшеКатегоризация.
Категория – группировка двух или более различаемых объектов, к которым могут быть применены сходные способы обращения.
Процесс категоризации – психический про-цесс отнесения объекта, события, пережива-ния к некоторому классу.
Категоризация рассматривается как фунда-ментальная для процессов восприятия, мышления, языка и деятельности. Осуществляется автоматически.
Схематизация.
Это нахождение в опыте соответствующей схемы (представляет собой ряд взаимосвязаны мыслей, представлений, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов.
Типы схем:
1. схемы личности (структуры знаний о кон-кретных людях и их особенностях);
2. Ролевые схемы (структуры знаний о тре-бованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям);
3. Скрипты (схемы ситуаций – структуры знаний об определенных событиях)
4. Схемы свободного содержания (содержат ограниченный набор правил обработки инфор-мации, способствующий ориентированию и принятию решения в ситуациях, не имеющих аналогов в жизненном опыте – пример – прави-ла формальной логики)
5. Схемы самости (охватывают значимые аспекты представлений людей о самих себе)
Отличительный признак схемы – статич-ность и трудная изменяемость.
Стереотипизация.
стереотип – ряд широко распространенных обобщений о психологических характеристиках группы или класс людей.
Стереотипы сложно изменить.
Социальное репрезентирование.
Московичи: социальные репрезентации – когнитивные системы, обладающие собствен-ной логикой и языком, теории или области знаний со своими собственными правами для открытия и организации реальности.
Компоненты социальных репрезентаций:
информация (суммы знаний об объекте представления),
установки (обозначение эмоционального отношения к объекту представления)
поля представления (внутренняя организа-ция элементов представления).
Социальный стереотип и особенности его формирования и проявления. Функции стереотипов. Изменение стереотипов
читать дальшестереотип – ряд широко распространенных обобщений о психологических характеристиках группы или класс людей.
Функции:
1. позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность
2. ускоряет процесс познания
3. предоставляет хоть какое-то первичное основание для ориентировки в происходящем
Часто оказывается ложным, формируя оши-бочные представления людей о происходящем.
Формируются в результате воспринимаемой характерности фиксируемых отличий или особенностей.
Сложно изменяются.
Природа социальных репрезентаций. Функ-ции социальных репрезентаций.
читать дальшеМосковичи: социальные репрезентации – когнитивные системы, обладающие собствен-ной логикой и языком, теории или области знаний со своими собственными правами для открытия и организации реальности.
Компоненты социальных репрезентаций:
информация (суммы знаний об объекте представления),
установки (обозначение эмоционального отношения к объекту представления)
поля представления (внутренняя организа-ция элементов представления).
Поле представления: центральное ядро (служит для организации внутреннего строения и придания смысла всей репрезентации) и периферия (менее устойчивая часть – состоит из скриптов, схем, стереотипов и др.).
Социальные репрезентации являются исто-рическими по природе, пластичны (постоянно перестраиваются), автономны.
Функции:
1. идентифицируют группы
2. регулируют, предвосхищают и подтвер-ждают социальные связи, установленные между группами
3. направляют социализацию
4. способны делать незнакомое знакомым
Методология и методы исследования социальных репрезентаций. Критика теории социальных репрезентаций
читать дальшеКритика теории социальных репрезентаций представлена труде Р. Рорти «Философия и зеркало природы», где репрезентация является одним из центральных понятий. Традиционная теория познания Дж. Локка, Р. Декарта и И. Канта исходит из постижения «ментальных процессов», «ума» как отдельной сущности, в которой происходят эти процессы, и «активно-сти репрезентаций», делающих возможным познание. Познание предстает – Зеркало Природы, точная копия (репрезентация) того, что находится за пределами ума и ментальных процессов, и задача заключается в том, чтобы найти наиболее точные репрезентации.
Во многих конкретных эмпирических обла-стях современной науки репрезентация, предполагающая визуальное понимание и мышление, по-прежнему принимается в качестве фундаментальной процедуры познавательной деятельности.
Вместе с тем в эпистемологической литера-туре репрезентация как концепция подвергает-ся критике, и прежде всего потому, что отож-дествление ее с отражением структуры предмета, факта, положения вещей давно получило свое опровержение как «оптическая теория познания», строящаяся на догадках о том, что происходит в акте зрения (Дж. Дьюи). Устарела сама концепция — теория, объясняющая все познание как репрезентацию-отражение. Репрезентация не противоречит идее конструирования объекта познания, поскольку «фактически предметы познания создаются, конструируются в деятельности с предметами-посредниками» (В.А. Лекторский). Все репрезентации несут на себе печать школы, парадигмы, научного сообщества, к которому он принадлежит. Таким образом, реальный мир предстает в науке в различных «обликах», что обеспечивает «объемность» знаний, а правиль-ность многообразных действий-методов ученого можно обосновывать различными способами. Все эти важные моменты хорошо иллюстрируются на таком научном методе — главной форме репрезентации, — как моделирование.
читать дальшеВ сфере деятельности – первая ячейка, где ребенок овладевает начальными формами взаимодействия. Именно через семью в созна-нии ребенка закладываются первые представ-ления о внешнем, более широком мире. Взаи-модействие в семь е фиксирует также и принадлежность к определенному полу: в ряде случаев восприятие мира предлагается семьей по-разному для мальчиков и девочек.
С одной стороны, семья транслирует нормы и ценности общества, с другой – представляет свои собственные, семейные нормы и ценности общества. Эти два вида норм могут находиться друг с другом в согласии, но могут и противоречить друг другу, даже вступать в конфликт. Закладываются первые элементы менталитета. Овладение совокупностью различных ролей, в том числе, социальных.
В сфере общения семья также дает первые навыки. Их характер во многом зависит от того, какие образцы общения демонстрируют сами взрослые. Формируются конкретные формы и способы общения с другими людьми.
Особое значение имеет семья для формиро-вания самосознания ребенка, а следовательно, для формирования у него образа Я. Бернс считает, что это зависит и от типа поведения родителей – авторитарного или либерального.
Отношение ребенка к миру определяется во многом тем, как он принят в семье. Роджерс считает, что ребенок нуждается в позитивном отношении к себе, в принятии его не за то, что он хорош, а за то, что он их ребенок.
Школа и группы сверстников.
В школе впервые по-настоящему раскрыва-ются две главные задачи процесса социализа-ции: приобщение к социальному опыту, усвое-ние его и подготовка к тому, чтобы опыт этот приумножить. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, что порождает возникновение ценности достижения.
Умение совершать выбор. Школа не только предоставляет возможность для совершения выбора на любом уровне, но и определенной гражданской позиции.
Поиск идентичности.
Особая роль в формирования образа мира в школе играют группы сверстников (Кон: психологические функции: они представляют собой специфический канал информации, воплощают в себе особый вид деятельности и межличностных отношений, предлагают особый вид эмоциональных контактов – лю-бовь и уважение равных). Могут рождаться специфические стереотипы даже относительно ближайшего окружения, отношение к труду, досугу. Ситуация школы превращает человека в подлинный субъект социального познания.
Важнейшая функция – обогащение индивида разнообразной информацией, в том числе касающейся сугубо социальных проблем. Школа играет важнейшую роль в политической социализации человека.
СМИпечать, радио, телевидение – каналы формирования массового сознания.
Наряду с такими социальными функциями, как обеспечение социального контроля и управления, интеграции общества, реализации социальной активности граждан, формирования общественного мнения и распространения культуры, в СМИ выделяются и специфические социально-психологические функции: социальное ориентировка человека и группы, формиро-вание социальной идентичности, контакта с другим человеком, его самоутверждения. Функция аффиляции – создание чувства при-общения к группе, сопричастности с ней.
На процесс социального познания оказывают воздействие и другие социальные институты (церковь), а также и неформальные объединения типа групп друзей, коллег, соседства и др.
Структура, содержание, механизмы и особенности конструирования социального опыта
читать дальшеУсвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально, поэтому присваиваемый социальный опыт выступает источником индивидуализации личности. Важно также понимать личность в качестве активного субъекта социализации, т. к. человек – прежде всего, субъект социального развития и актив-ный субъект саморазвития и самовоспитания.
Для того, чтобы взрослеющий человек мог в последующем принимать активное участие в общественных событиях, он должен быть воспитан (должен усвоить уровень духовной и материальной культуры и воспроизвести его в индивидуально свободной форме).
Усиление социальной направленности вос-питания, соответствие его содержания, средств и методов новым реалиям социальной ситуации развития позволяет «рассматривать воспитание как деятельность по приобщению людей к социальному опыту во всех его формах». Именно в процессе воспитания социальные требования, задачи, предъявляемые личности, преобразуются в социально-необходимое поведение индивида в обществе.
С этой, «средовой» точки зрения, социали-зация представляется двусторонним процес-сом, с одной стороны включающим в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных связей и, с другой, – воспроизведение системы социаль-ных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Вместе с тем социализация не может рас-сматриваться только лишь как процесс механического отражения индивидом непо-средственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: вос-приятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно, различные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт.
Наиболее эффективно социализация осу-ществляется в общении. С этой точки зрения социализация понимается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную общность, в которой он усваивает социальный опыт и активно реализует себя.
Исторические особенности становления представлений о природе социально-познавательной активности
читать дальшеПервые попытки формиров. представлений о соц.-познавательной активности связаны с именем В.Вундта. Для понимания сути позна-вательной активности чел-ка он использовал методы самонаблюд. и интроспекции.
Бихевиоризм (изучается не внутренняя по-знав. активность, а внешне наблюдаемые и контролируемые явл-ния).
С 1960-х гг. возобновляется интерес к по-знав. активности. Предпосылкой к этому послужило:
1. Громоздкость и неадекв. бихевиорист-ских объяснений языка и коммуникации.
2. Возрастание интереса к изучению вопро-сов манипуляции и передачи информации.
Первые обзорные работы появились с нача-ла 70-х гг. Наиболее фундаментальный труд – С. Фиске и Ш. Тейлор «Социальное познание» 1994 г.
Области, где сложились предпосылки для изучения социального познания:
1. Соц. перцепция – восприятие. В работах Дж. Брунера соц. воспр. трактуется как социальное познание, т.к. человек не просто восприним. соц. объекты, но и интерпретирует поведение другого человека.
2. теория корреспондирующего вывода Джонса и Дэвиса, теория ковариации Келли. (социальное познание не может сводится к соц. воспр., т.к субъект восприятия рассматривается как рациональная личность, кот. нечто знает о действительности и может приписывать причины наблюдаемому поведению)
3. Теории когнитивного соответствия. Изу-чение логики обыденного человека познающего мир.
Компьютерная и когнитивная революция сделали возможным моделирование когнитив-ных процессов. Компьютер стал метафорой человеческой мыслительной активности, кот. лежит в основе социального познания.
Изучение процессов социального познания – важная область в когнитивной психологии.
Модели рассмотрения личности как субъекта социально-познавательной активности: наивный ученый (Ф. Хейдер); обрабатывающий данные лаборант читать дальше(Андерсон); познавательный скупец (Лейенс, Дарденн); мотивированный тактик или социальный агент (Фиске, Тейлор).
Наивный ученый – обыденный человек, ко-торый полагается на сложившиеся у него представления о некотором сцеплении черт в человеке (все серьезные люди упрямы, все веселые – легкомысленны).
Обрабатывающий данные лаборант – чело-век, который оценивает другого человека не в связи с существующими у субъекта имплицит-ными теориями личности, а исключительно на основании порядка предъявления информации о воспринимаемом.
Познавательный скупец – человек, допуска-ющий много ошибок в оценивании другого из-за излишней экономности своих суждений, такой человек опирается на наиболее привычные сочетания, на кажущуюся близость тех или иных объектов, склонен видеть лишь вершину айсберга.
Мотивированный тактик или социальный агент Фиске и Тейлор. Думающий чел-к, имеет в своем распоряжении различные стратегии и возможности выбора в соответствии со своими потребностями, мотивами и целями.
Естественно, эта типология, как и всякая типология достаточно условна, вряд ли описанные типы существую в чистом виде.
Основные процессы социального позна-ния: категоризация, схематизация, стерео-типизация, социальное репрезентирование.
читать дальшеКатегоризация.
Категория – группировка двух или более различаемых объектов, к которым могут быть применены сходные способы обращения.
Процесс категоризации – психический про-цесс отнесения объекта, события, пережива-ния к некоторому классу.
Категоризация рассматривается как фунда-ментальная для процессов восприятия, мышления, языка и деятельности. Осуществляется автоматически.
Схематизация.
Это нахождение в опыте соответствующей схемы (представляет собой ряд взаимосвязаны мыслей, представлений, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов.
Типы схем:
1. схемы личности (структуры знаний о кон-кретных людях и их особенностях);
2. Ролевые схемы (структуры знаний о тре-бованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям);
3. Скрипты (схемы ситуаций – структуры знаний об определенных событиях)
4. Схемы свободного содержания (содержат ограниченный набор правил обработки инфор-мации, способствующий ориентированию и принятию решения в ситуациях, не имеющих аналогов в жизненном опыте – пример – прави-ла формальной логики)
5. Схемы самости (охватывают значимые аспекты представлений людей о самих себе)
Отличительный признак схемы – статич-ность и трудная изменяемость.
Стереотипизация.
стереотип – ряд широко распространенных обобщений о психологических характеристиках группы или класс людей.
Стереотипы сложно изменить.
Социальное репрезентирование.
Московичи: социальные репрезентации – когнитивные системы, обладающие собствен-ной логикой и языком, теории или области знаний со своими собственными правами для открытия и организации реальности.
Компоненты социальных репрезентаций:
информация (суммы знаний об объекте представления),
установки (обозначение эмоционального отношения к объекту представления)
поля представления (внутренняя организа-ция элементов представления).
Социальный стереотип и особенности его формирования и проявления. Функции стереотипов. Изменение стереотипов
читать дальшестереотип – ряд широко распространенных обобщений о психологических характеристиках группы или класс людей.
Функции:
1. позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность
2. ускоряет процесс познания
3. предоставляет хоть какое-то первичное основание для ориентировки в происходящем
Часто оказывается ложным, формируя оши-бочные представления людей о происходящем.
Формируются в результате воспринимаемой характерности фиксируемых отличий или особенностей.
Сложно изменяются.
Природа социальных репрезентаций. Функ-ции социальных репрезентаций.
читать дальшеМосковичи: социальные репрезентации – когнитивные системы, обладающие собствен-ной логикой и языком, теории или области знаний со своими собственными правами для открытия и организации реальности.
Компоненты социальных репрезентаций:
информация (суммы знаний об объекте представления),
установки (обозначение эмоционального отношения к объекту представления)
поля представления (внутренняя организа-ция элементов представления).
Поле представления: центральное ядро (служит для организации внутреннего строения и придания смысла всей репрезентации) и периферия (менее устойчивая часть – состоит из скриптов, схем, стереотипов и др.).
Социальные репрезентации являются исто-рическими по природе, пластичны (постоянно перестраиваются), автономны.
Функции:
1. идентифицируют группы
2. регулируют, предвосхищают и подтвер-ждают социальные связи, установленные между группами
3. направляют социализацию
4. способны делать незнакомое знакомым
Методология и методы исследования социальных репрезентаций. Критика теории социальных репрезентаций
читать дальшеКритика теории социальных репрезентаций представлена труде Р. Рорти «Философия и зеркало природы», где репрезентация является одним из центральных понятий. Традиционная теория познания Дж. Локка, Р. Декарта и И. Канта исходит из постижения «ментальных процессов», «ума» как отдельной сущности, в которой происходят эти процессы, и «активно-сти репрезентаций», делающих возможным познание. Познание предстает – Зеркало Природы, точная копия (репрезентация) того, что находится за пределами ума и ментальных процессов, и задача заключается в том, чтобы найти наиболее точные репрезентации.
Во многих конкретных эмпирических обла-стях современной науки репрезентация, предполагающая визуальное понимание и мышление, по-прежнему принимается в качестве фундаментальной процедуры познавательной деятельности.
Вместе с тем в эпистемологической литера-туре репрезентация как концепция подвергает-ся критике, и прежде всего потому, что отож-дествление ее с отражением структуры предмета, факта, положения вещей давно получило свое опровержение как «оптическая теория познания», строящаяся на догадках о том, что происходит в акте зрения (Дж. Дьюи). Устарела сама концепция — теория, объясняющая все познание как репрезентацию-отражение. Репрезентация не противоречит идее конструирования объекта познания, поскольку «фактически предметы познания создаются, конструируются в деятельности с предметами-посредниками» (В.А. Лекторский). Все репрезентации несут на себе печать школы, парадигмы, научного сообщества, к которому он принадлежит. Таким образом, реальный мир предстает в науке в различных «обликах», что обеспечивает «объемность» знаний, а правиль-ность многообразных действий-методов ученого можно обосновывать различными способами. Все эти важные моменты хорошо иллюстрируются на таком научном методе — главной форме репрезентации, — как моделирование.