Личностная и социальная идентичность*
читать дальшеСвоеобразной реакцией на социальные трансформации, происходящие в современном мире, стало особое внимание к проблеме идентичности.
Формирование представлений о соотноше-нии личностной и социальной идентичности происходило и происходит как в рамках социо-логического, так и психологического подходов, каждому из которых присущ свой взгляд на это соотношение. Так социологи отталкиваются от идеи социального формирования идентично-сти, рассматривая идентичность как продукт взаимодействия индивида и общества.
Психологический подход рассматривает идентичность как результат индивидуальной психологической деятельности, включения в определенные социальные структуры.
Так в рамках психоаналитического направ-ления (З. Фрейд, Э. Эриксон) фиксируется разделение понятий идентичности индивида и идентичности группы. Э. Эриксоном идентич-ность трактуется как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я, обос-новывается положение о поступательном формировании идентичности у индивида. Исследователь отмечет, что идентичность находится в глубокой психической структуре индивида, меняется и формируется в ходе взаимодействия индивида со средой, но именно во внутреннем мире личности происходят изменения. Развитие личностной идентичности как чувства уникальности и неповторимости жизненного опыта, определяющего тожде-ственность самому себе, неразрывно связано с развитием социальной идентичности. Социаль-ная идентичность определяется Э. Эриксоном как личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными групповыми ценностями, идеа-лами и нормами.
В работах представителей когнитивного направления противопоставление социальной и личностной идентичности получило свое развитие. Так согласно Г. Тэджфелу социальная идентичность, в отличие от личностной идентичности, означает способность индивида осмыслить не только свою «особость», но и поддерживать свою «целостность», социальную идентичность определяется как осознание личностью своей принадлежности к социальной группе и признание эмоциональной значимости такой принадлежности
Г. Брейкуэлл считает, что личностная и социальная идентичности – не различные аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней. Во взаимодействии с социальным миром человек усваивает понятия, с помощью которых познает затем себя как личность. С помощью категорий социальной идентичности человек также оценивает элементы собственной идентичности. Но, будучи сформированной, личностная идентичность начинает влиять на социальную, задавая, в свою очередь, критерии оценки последней.
В целом, в современной психологии наблю-дается отказ от жесткого противопоставления социальной и личностной идентичностью, указывается на их общее социальное проис-хождение, схожесть механизмов формирова-ния и изменения.
В социологическом подходе анализ фокуси-руется преимущественно на уровне социаль-ных структур, признается, что индивид как социальное существо обладает набором коллективных принадлежностей, при этом личностный аспект чаще определяется как вторичный, по отношению к социальному.
Теоретические подходы к личностной идентичности: психоаналитический, интеракционистский, когнитивный.
читать дальшеИнтеракционисткий (Мид).
Неосознаваемая (базируется на неосознан-но принятых нормах, привычках) и осознавае-мая (возникает, когда человек начинает размышлять о себе и своем поведении) идентичность.
Виды идентичности (Гофман): 1. социальная (типизация личности другими на основе атри-бутов соцгруппы) 2. личная (индивидуальные признаки – отпечатки пальцев) 3. Я-идентичность (субъективное ощущение своей жизненной ситуации.
Психодинамический (Эриксон). Элементы идентичности: 1. чувство идентичности 2. сознательное чувство личностной идентично-сти 3. переживание чувства идентичности с возрастом усиливается.
Марсиа: статусы идентичности:
1.достигнутая (статус прошедшего период кризиса человека, сформировавшего опреде-ленную совокупность личностно значимых целей, ценностей)
2. мораторий (кризис идентичности)
3.преждевременная (человек никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но обладает определенным набором целей, ценностей)
4. диффузная (человек не имеет прочных целей, ценностей, и не пытается сформировать их).
Развитие идентичности по Эриксону – взаи-модействие биологических, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за инте-грацию первых и вторых (восемь стадий развития идентичности).
Когнитивный подход.
Брэйкуэлл – компоненты идентичности:
1. биологический организм
2. содержательное измерение (характеристи-ки, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя)
3. ценностное измерение (каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную)
4. время
Тэджфел: достижение идентичности воз-можно как посредством развития личностной, так и через формирование социальной иден-тичности.
Тарнер – идея биполярного континуума, ввел понятие самокатегоризации – когнитивно-го группирования себя с некоторым классом идентичных объектов: самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность) и групповая самокатегоризация – социальная идентичность, а также лич-ностная самокатегоризация – личностная идентичность.
Социальная идентичность и устойчивость самоотношения личности.
читать дальшеСамоотношение – одно из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью; оно формирует потребность соответствовать не только уровню ок-ружающих, но и уровню собственных личностных оценок; определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; обеспечивает возможность оставаться самим собой, не-смотря на ситуации.
Проблема самоотношения рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самоотношения, а также – самосознания и самоотношения.
Самоотношение – осознание индивидом мо-ральных качеств личности (Мясищев, Плато-нов и др.).
Самоотношение – компонент самосознания (Ананьев, Божович, Леонтьев, Столин и др.).
Столин: уровни строения самосознания:
1. уровень органического самосознания – сенсорно-перцептивная природа
2. уровень индивидный – оценка себя други-ми и соответствующее самоотношение, возрастная, половая, социальная идентичность
3. личностный уровень – конфликтный смысл.
Мерлин: фазы развития самосознания:
1. сознание тождественности
2. сознание Я как активного начала, как субъекта деятельности
3. осознание своих психических свойств
4. социально-нравственное самоотношение
Лисина: самоотношение – механизм перера-ботки представлений на уровне аффективного процесса.
Самоотношение – одна из форм проявления самосознания, оценочная составляющая Я-концепции.
Социальная идентичность как существую-щая концепция самости*
читать дальшеВ современной литературе наиболее при-знанной теорией, сочетающей традиции обще-психологических, социально-психологических и когнитивистских направлений является теория социальной идентичности Дж. Тэшфела.
Тэджфела, идентичность является когнитивной структурой, направленной на регуляцию поведения в соответствующих условиях. Социальная идентичность является ценностно и эмоционально насыщенным знанием индивида относительно своей принадлежности к конкретным социальным группам (этническим, профессиональным и т.д.). При реальном взаимодействии с другими группами идентичность может проявляться в пределах четырех континуумов: поведенческо-го, когнитивного, аттитюдов, убеждений. В ходе взаимодействия актуализация идентичности зависит от степени осознания индивидом себя в качестве члена группы при соответствующем уровне ценностной идентификации и от особенностей ситуации, вынуждающих человека поступать как члена этой группы. Таким образом, в разных ситуациях один и тот же человек может действовать либо как личность, либо как член группы.
Последователь Тэшфела Дж. Тернер рас-сматривает на основе процессов социальной категоризации. Тернер первым упорядочил различные виды идентичности, выдвинув гипотезу о существовании трех уровней самокатегоризации, которые рассматриваются одновременно и как уровни идентичности (J.C.Turner): а) суперординатный - часть очень широкой общности; б) промежуточный - групповое членство, например, профессиональное; в) субординатный - индивидуальные, персональные термины.В дальнейшем эта гипотеза проверялась в различных работах (М. Brewer, S.Schneider, М. Jarumovicz, A. Kwatkowska и др.).
Самоопределением через принадлежность к социальной категории человек решает пробле-му своей личностной определенности. Пози-тивные различия в пользу своей группы дают ее членам высокий субъективный статус или престиж, а вследствие этого - позитивную социальную (или этническую) идентичность. В свою очередь, негативные различия или небла-гоприятное сравнение дает низкий престиж и негативную социальную (или этническую) идентичность.
Когда группа, к которой человек принадле-жит, утрачивает (в его глазах) позитивную определенность, он будет стремиться: 1) оставить эту группу физически; 2) разме-жеваться с ней психологически и претендовать на членство в группе, имеющей высокий статус; 3) прилагать усилия, для того чтобы восстановить позитивную определенность собственной группы.
В самосознании человека социальная иден-тичность представляет собой комплекс различных идентификационных характеристик, в связи с чем встает вопрос о видах социальной идентичности. Их может быть очень много, если за основу классификации взять тип социальной общности, к которой может принадлежать человек, например, этническая (национальная), социальная, культурная, гражданская, профессиональная и т.д. Они отражают разные компоненты социальной отнесенности.
Бессознательная идентичность проявляется в ряде признаков, например, можно считать себя представителем одной группы, но при этом проявлять качества, характерные преимущественно для другой. Частичная идентичность проявляется при многогрупповом членстве, когда человек воспринимает себя членом нескольких общностей (семья, профессиональная, спортивная группа и т.д.). Непосредственная идентичность осуществляется через группу, близкую той, к которой субъективно относит себя человек, но по каким-то причинам не может принадлежать ей непосредственно и т.д.
Важно подчеркнуть, что формальная при-надлежность к группе вовсе не означает истинного группового членства. Например, Т.Г. Стефаненко, изучая этническую иден-тичность, показала, что этническая идентичность, в отличие от этничности, активно конструируется индивидом на основе аскриптивной, предписываемой обществом этничности, но не сводится и может не совпадать с ней.
Основы и содержание социализации. Структура процесса социализации и его возрастные стадии
читать дальшеСоциализация – представляет собой сово-купность всех социальных процессов, благода-ря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Структура содержит грани:
1. инкультурация (трансляция культурно задаваемых ценностей)
2. интернализация социального опыта (соб-ственно усвоение)
3. социализация как адаптация
4. социальное конструирование
Сферы, в которых осуществляется становление личности:
1. деятельность (индивид осваивает все новые виды деятельности)
2. общение (расширение – умножение контак-тов; углубление – переход от монологического общения к диалогическому)
3. развитие самосознания (становление образа Я)
Стадии социализации:
1. дотрудовая (период жизни до начала трудо-вой деятельности):
ранняя социализация (до поступления в школу);
стадия обучения в школе;
стадия обучения в вузе.
2. трудовая стадия (период зрелости – весь период трудовой деятельности)
3. послетрудовая (пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта).
Стадии процесса социализации: адапта-ция, индивидуализация и интеграция
читать дальшеА.В.Петровский выделяет три стадии разви-тия личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Прохождение «микрофаз» описывает жизнен-ный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция).
Адаптация, представляющая усвоение и овладение общественными нормами, формами и средствами деятельности, человек обу-чается быть личностью.
Индивидуализация вызывается противоре-чием между достигнутым результатом адапта-ции и потребностью в максимальной реализа-ции своих индивидуальных особенностей, личность проявляет собственное «я».
Третья фаза вызывается противоречием между потребностью личности в реализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.
Если переход к новому периоду не подго-товлен внутри предыдущего успешным проте-канием фазы интеграции, то на рубеже между любыми периодами складываются условия для кризиса развития.
читать дальшеСвоеобразной реакцией на социальные трансформации, происходящие в современном мире, стало особое внимание к проблеме идентичности.
Формирование представлений о соотноше-нии личностной и социальной идентичности происходило и происходит как в рамках социо-логического, так и психологического подходов, каждому из которых присущ свой взгляд на это соотношение. Так социологи отталкиваются от идеи социального формирования идентично-сти, рассматривая идентичность как продукт взаимодействия индивида и общества.
Психологический подход рассматривает идентичность как результат индивидуальной психологической деятельности, включения в определенные социальные структуры.
Так в рамках психоаналитического направ-ления (З. Фрейд, Э. Эриксон) фиксируется разделение понятий идентичности индивида и идентичности группы. Э. Эриксоном идентич-ность трактуется как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я, обос-новывается положение о поступательном формировании идентичности у индивида. Исследователь отмечет, что идентичность находится в глубокой психической структуре индивида, меняется и формируется в ходе взаимодействия индивида со средой, но именно во внутреннем мире личности происходят изменения. Развитие личностной идентичности как чувства уникальности и неповторимости жизненного опыта, определяющего тожде-ственность самому себе, неразрывно связано с развитием социальной идентичности. Социаль-ная идентичность определяется Э. Эриксоном как личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными групповыми ценностями, идеа-лами и нормами.
В работах представителей когнитивного направления противопоставление социальной и личностной идентичности получило свое развитие. Так согласно Г. Тэджфелу социальная идентичность, в отличие от личностной идентичности, означает способность индивида осмыслить не только свою «особость», но и поддерживать свою «целостность», социальную идентичность определяется как осознание личностью своей принадлежности к социальной группе и признание эмоциональной значимости такой принадлежности
Г. Брейкуэлл считает, что личностная и социальная идентичности – не различные аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней. Во взаимодействии с социальным миром человек усваивает понятия, с помощью которых познает затем себя как личность. С помощью категорий социальной идентичности человек также оценивает элементы собственной идентичности. Но, будучи сформированной, личностная идентичность начинает влиять на социальную, задавая, в свою очередь, критерии оценки последней.
В целом, в современной психологии наблю-дается отказ от жесткого противопоставления социальной и личностной идентичностью, указывается на их общее социальное проис-хождение, схожесть механизмов формирова-ния и изменения.
В социологическом подходе анализ фокуси-руется преимущественно на уровне социаль-ных структур, признается, что индивид как социальное существо обладает набором коллективных принадлежностей, при этом личностный аспект чаще определяется как вторичный, по отношению к социальному.
Теоретические подходы к личностной идентичности: психоаналитический, интеракционистский, когнитивный.
читать дальшеИнтеракционисткий (Мид).
Неосознаваемая (базируется на неосознан-но принятых нормах, привычках) и осознавае-мая (возникает, когда человек начинает размышлять о себе и своем поведении) идентичность.
Виды идентичности (Гофман): 1. социальная (типизация личности другими на основе атри-бутов соцгруппы) 2. личная (индивидуальные признаки – отпечатки пальцев) 3. Я-идентичность (субъективное ощущение своей жизненной ситуации.
Психодинамический (Эриксон). Элементы идентичности: 1. чувство идентичности 2. сознательное чувство личностной идентично-сти 3. переживание чувства идентичности с возрастом усиливается.
Марсиа: статусы идентичности:
1.достигнутая (статус прошедшего период кризиса человека, сформировавшего опреде-ленную совокупность личностно значимых целей, ценностей)
2. мораторий (кризис идентичности)
3.преждевременная (человек никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но обладает определенным набором целей, ценностей)
4. диффузная (человек не имеет прочных целей, ценностей, и не пытается сформировать их).
Развитие идентичности по Эриксону – взаи-модействие биологических, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за инте-грацию первых и вторых (восемь стадий развития идентичности).
Когнитивный подход.
Брэйкуэлл – компоненты идентичности:
1. биологический организм
2. содержательное измерение (характеристи-ки, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя)
3. ценностное измерение (каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную)
4. время
Тэджфел: достижение идентичности воз-можно как посредством развития личностной, так и через формирование социальной иден-тичности.
Тарнер – идея биполярного континуума, ввел понятие самокатегоризации – когнитивно-го группирования себя с некоторым классом идентичных объектов: самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность) и групповая самокатегоризация – социальная идентичность, а также лич-ностная самокатегоризация – личностная идентичность.
Социальная идентичность и устойчивость самоотношения личности.
читать дальшеСамоотношение – одно из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью; оно формирует потребность соответствовать не только уровню ок-ружающих, но и уровню собственных личностных оценок; определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; обеспечивает возможность оставаться самим собой, не-смотря на ситуации.
Проблема самоотношения рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самоотношения, а также – самосознания и самоотношения.
Самоотношение – осознание индивидом мо-ральных качеств личности (Мясищев, Плато-нов и др.).
Самоотношение – компонент самосознания (Ананьев, Божович, Леонтьев, Столин и др.).
Столин: уровни строения самосознания:
1. уровень органического самосознания – сенсорно-перцептивная природа
2. уровень индивидный – оценка себя други-ми и соответствующее самоотношение, возрастная, половая, социальная идентичность
3. личностный уровень – конфликтный смысл.
Мерлин: фазы развития самосознания:
1. сознание тождественности
2. сознание Я как активного начала, как субъекта деятельности
3. осознание своих психических свойств
4. социально-нравственное самоотношение
Лисина: самоотношение – механизм перера-ботки представлений на уровне аффективного процесса.
Самоотношение – одна из форм проявления самосознания, оценочная составляющая Я-концепции.
Социальная идентичность как существую-щая концепция самости*
читать дальшеВ современной литературе наиболее при-знанной теорией, сочетающей традиции обще-психологических, социально-психологических и когнитивистских направлений является теория социальной идентичности Дж. Тэшфела.
Тэджфела, идентичность является когнитивной структурой, направленной на регуляцию поведения в соответствующих условиях. Социальная идентичность является ценностно и эмоционально насыщенным знанием индивида относительно своей принадлежности к конкретным социальным группам (этническим, профессиональным и т.д.). При реальном взаимодействии с другими группами идентичность может проявляться в пределах четырех континуумов: поведенческо-го, когнитивного, аттитюдов, убеждений. В ходе взаимодействия актуализация идентичности зависит от степени осознания индивидом себя в качестве члена группы при соответствующем уровне ценностной идентификации и от особенностей ситуации, вынуждающих человека поступать как члена этой группы. Таким образом, в разных ситуациях один и тот же человек может действовать либо как личность, либо как член группы.
Последователь Тэшфела Дж. Тернер рас-сматривает на основе процессов социальной категоризации. Тернер первым упорядочил различные виды идентичности, выдвинув гипотезу о существовании трех уровней самокатегоризации, которые рассматриваются одновременно и как уровни идентичности (J.C.Turner): а) суперординатный - часть очень широкой общности; б) промежуточный - групповое членство, например, профессиональное; в) субординатный - индивидуальные, персональные термины.В дальнейшем эта гипотеза проверялась в различных работах (М. Brewer, S.Schneider, М. Jarumovicz, A. Kwatkowska и др.).
Самоопределением через принадлежность к социальной категории человек решает пробле-му своей личностной определенности. Пози-тивные различия в пользу своей группы дают ее членам высокий субъективный статус или престиж, а вследствие этого - позитивную социальную (или этническую) идентичность. В свою очередь, негативные различия или небла-гоприятное сравнение дает низкий престиж и негативную социальную (или этническую) идентичность.
Когда группа, к которой человек принадле-жит, утрачивает (в его глазах) позитивную определенность, он будет стремиться: 1) оставить эту группу физически; 2) разме-жеваться с ней психологически и претендовать на членство в группе, имеющей высокий статус; 3) прилагать усилия, для того чтобы восстановить позитивную определенность собственной группы.
В самосознании человека социальная иден-тичность представляет собой комплекс различных идентификационных характеристик, в связи с чем встает вопрос о видах социальной идентичности. Их может быть очень много, если за основу классификации взять тип социальной общности, к которой может принадлежать человек, например, этническая (национальная), социальная, культурная, гражданская, профессиональная и т.д. Они отражают разные компоненты социальной отнесенности.
Бессознательная идентичность проявляется в ряде признаков, например, можно считать себя представителем одной группы, но при этом проявлять качества, характерные преимущественно для другой. Частичная идентичность проявляется при многогрупповом членстве, когда человек воспринимает себя членом нескольких общностей (семья, профессиональная, спортивная группа и т.д.). Непосредственная идентичность осуществляется через группу, близкую той, к которой субъективно относит себя человек, но по каким-то причинам не может принадлежать ей непосредственно и т.д.
Важно подчеркнуть, что формальная при-надлежность к группе вовсе не означает истинного группового членства. Например, Т.Г. Стефаненко, изучая этническую иден-тичность, показала, что этническая идентичность, в отличие от этничности, активно конструируется индивидом на основе аскриптивной, предписываемой обществом этничности, но не сводится и может не совпадать с ней.
Основы и содержание социализации. Структура процесса социализации и его возрастные стадии
читать дальшеСоциализация – представляет собой сово-купность всех социальных процессов, благода-ря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Структура содержит грани:
1. инкультурация (трансляция культурно задаваемых ценностей)
2. интернализация социального опыта (соб-ственно усвоение)
3. социализация как адаптация
4. социальное конструирование
Сферы, в которых осуществляется становление личности:
1. деятельность (индивид осваивает все новые виды деятельности)
2. общение (расширение – умножение контак-тов; углубление – переход от монологического общения к диалогическому)
3. развитие самосознания (становление образа Я)
Стадии социализации:
1. дотрудовая (период жизни до начала трудо-вой деятельности):
ранняя социализация (до поступления в школу);
стадия обучения в школе;
стадия обучения в вузе.
2. трудовая стадия (период зрелости – весь период трудовой деятельности)
3. послетрудовая (пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта).
Стадии процесса социализации: адапта-ция, индивидуализация и интеграция
читать дальшеА.В.Петровский выделяет три стадии разви-тия личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Прохождение «микрофаз» описывает жизнен-ный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция).
Адаптация, представляющая усвоение и овладение общественными нормами, формами и средствами деятельности, человек обу-чается быть личностью.
Индивидуализация вызывается противоре-чием между достигнутым результатом адапта-ции и потребностью в максимальной реализа-ции своих индивидуальных особенностей, личность проявляет собственное «я».
Третья фаза вызывается противоречием между потребностью личности в реализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.
Если переход к новому периоду не подго-товлен внутри предыдущего успешным проте-канием фазы интеграции, то на рубеже между любыми периодами складываются условия для кризиса развития.