19 Основные психологические ха-рактеристики феномена социально-психологического климата группы
читать дальшеСреди факторов, вызывающих пси-хологическую напряжённость далеко не последнее место занимают эмоциональ-ное напряжение, борьба мотивов и инте-ресов, конфликтные условия взаимодей-ствия членов коллектива, их настроение. Между тем, центральная проблема управления состоит в создании правиль-ного воззрения людей, положительного настроения с учётом их потребностей, наличием заинтересованности, формиро-ванием чувства причастности к общему делу.
В литературу психологии выделяют пять таких факторов: 1. Межличностные отношения, в т. ч. с руководителем 2. Стиль руководства 3. Воздействие физи-ческой среды (санитарно-гигиенические усло-вия, средства технической эстетики) 4. Организация труда 5. Система стимулирования
Не претендуя на всеобъемлющий охват возможных детерминантов психо-логического климата коллектива, под-черкнём лишь некоторые из них, пред-ставляющие наиболее значимыми: во-первых, экономических(например, зара-ботная плата), во – вторых , социальные (т.е. связанные с комплексом составля-ющих социальной инфраструктуры, включая обеспеченность людей жильём и его расположение, наличием транс-портных средств доставки людей на работу, насыщенность детскими учре-ждениями, предприятиями торговли и культурно – бытового обслуживания и т.д.) в- третьих, производственно гигие-нические ( в том числе окраска рабочих помещений, степень их зашумлённости, загрязнённости воздуха и т.д.), в – чет-вёртых, социально – психологические( связанные с фактором группы, коллекти-ва и порождаемые социумом феномена-ми), в – пятых, личностные, связанные с особенностями поведения отдельных членов коллектива. Из всего многообра-зия феноменов, наблюдаемых в коллек-тиве, руководство, пожалуй, в наиболь-шей степени сказывается на отношениях и эмоциональном самочувствии( удовле-творённости) людей.
Благоприятный морально – психо-логический климат – одно из важнейших условий эффективности производствен-ной деятельности.
Морально – психологический кли-мат – это интегральный параметр жизне-деятельности коллектива, включающий в себя поведенческие, познавательные и эмоциональные компоненты. Климат коллектива составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способству-ющих или препятствующих продуктив-ной совместной деятельности и всесто-роннему развитию личности. Психоло-гами установлено, что между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совмест-ной деятельности его членов существует положительная связь.
Как уже подчёркивалось, климат в коллективе определяется многими фак-торами, важнейшими из которых явля-ются два:
1. Рабочая ситуация в коллективах, включая комплекс организационных, технических и санитарно – гигиениче-ских элементов и др.
2. Морально – психологический фактор, т.е. комплекс групповых явлений и процессов, происходящих в отделах, коллективе в целом.
20 Психологические характери-стики больших социальных групп
читать дальшеБольшая социальная группа — это совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни тысяч людей, объ-единенных друг с другом по определен-ным социально-демографическим при-знакам, например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т. п. Такие группы отличаются от малых и средних не только по величине, но и по организованности. Они являются менее всего организованными. Большинство их участников не только не имеют между собой определенных взаимоотношений, но чаще всего лично друг друга не знают (иногда даже и не подозревают о суще-ствовании друг друга). Здесь нет внут-ренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей, объ-единяющей их цели или совместной деятельности. Особо выделяютя стихий-ные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стре-мящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.
Среди методов исследований боль-ших социальных групп предлагаются: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных соци-альных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод иссле-дования «социальных представлений» С.Московичи.
Особенности социально – психоло-гических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к еди-ным действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереоти-пом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое соци-альное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ группо-вой принадлежности; увеличение числа пассивных людей.
Психологическая характеристика больших групп. В макросистеме рож-даются система ценностей, обычаев, привычек. Они действуют на микро-группу. Преломляясь через микрогруппу воздействуют на человека. Содержание элементарной человеческой психики возникает на основе исторического опыта народа или большой социальной группы. Этот опыт лишь доводится до индивида. Например: посредством мифов, традиций, сказаний. Социально-психологический анализ дает возможность познания психических особенностей индивида. Они мало изучены, потому что лежало табу на это направление исследований.
Большие группы в количествен-ном отношении могут быть разделены на два вида:
1. Случайно возникшая, кратковре-менная (стихийная).Например: в театре.
2. Группы, которые сложились в хо-де исторического процесса (возрастные, классы, профессии). Специфические регуляторы поведения в сложившейся группе – нравы, обычаи, традиции. Их существование обуславливается истори-ческой практикой. Они составляют образ жизни группы. Любой тип группы отли-чается своеобразием и поэтому нельзя переносить закономерности одной груп-пы на особенности другой группы. В то же время все большие социальные груп-пы имеют примерно одинаковую струк-туру.
В структуру входят следующие образования, определяющие специфиче-ский психический склад: А. Устойчивое образование, социальный характер. Например: учителя и рабочие (нравы, обычаи, традиции, вкусы).
Б. Подвижное образование:
1. Это эмоциональная сфера (т.е. чувства какой-либо группы людей)
2. Это интересы, настроения, по-требности людей. Психологические склады группы и личности не совпадают между собой (совпадение может быть только частичное)
21 Межгрупповые отношения: межличностное и межгрупповое пове-дение групп, идентичность и предубеждение
читать дальшемежгрупповые отношения-совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отраже-ние (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Межгрупповое поведение
Действенность организационных структур управления зависит от меж-группового поведения.
В основе формирования и развития групп лежат такие цели, как обеспечение группой своей защиты, поддержание своих позиций и их усиление.
Основные фазы формирования групп:
1) начальная фаза формирования группы – члены группы стараются повысить свою роль, контакты осуществляются с осторожностью, соблюдаются общие правила и нормы;
2) взаимное раскрытие – члены группы выясняют близость своих позиций, критикуют методы работы и управления, закрепляются роли, решаются межлич-ностные отношения;
3) консенсус и кооперация – члены группы воспринимают группу как единое целое, укрепляются кооперация и единство мнений;
4) оптимальный коллектив – члены группы идентифицируют свои цели с целями группы, достигаются удовлетво-ренность и эффективность работы груп-пы.
При рассмотрении поведения отдельных групп и развития межгрупповых отно-шений горизонтальным системам управ-ления отдается большее предпочтение, чем пирамидальным структурам. Пира-мидальные структуры должны быть модифицированы так, чтобы обеспечить:
Понятие о межличностных от-ношениях.
Межличностные отношения – субъ-ективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимо-влияния людей.
Межличностные отношения в груп-пе могут быть гармоничными и противо-речивыми.
Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях:
— сходство установок (мнений) и «Я-концепций»; — адекватность воспри-ятия положительных и отрицательных черт; — сходство главных и различие второстепенных качеств «Я-концепции»; — приятный фон отношений; — условия сотрудничества.
Основными видами межличностных отношений являются:
— официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются; — неофициальные — складываются на базе личных взаимоот-ношений; — эмоциональные — на пер-вый план выступают субъективные оценки; — рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге; — деловые — возникают в связи с совместной рабо-той или по её поводу; — личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов.
Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими меха-низмами социальной перцепции и кау-зальной атрибуции.
Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов (людей, этнических групп и т.д.). Каузальная атрибуция (причина + придаю) - субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.
22 Понятие этнического стереоти-па, предубеждений, предрассудков и этнической идентификации
читать дальше. Этническая установка – это си-стема отношений человека к природе (времени, пространству и прочим при-родным явлениям), окружающим людям, самому себе, идеям и ценностям челове-ческих сообществ. На основе этнической установки возникают стереотипы. Эт-нический стереотип – жестко фиксиро-ванная этническая установка, напрямую регулирующая восприятие, поведение и интерпретацию поведения окружающих людей.
. Этнический стереотип представляет собой в первую очередь, «культурное» образование, естественное и неизбежное до тех пор, пока будут существовать народы и этнические группы. В свою очередь, предубеждение и предрассудок – это как бы более «социальные» уста-новки: их формирование в значительной степени зависит от конкретной обще-ственно-исторической ситуации. Предубеждение характеризуется нега-тивным эмоциональным зарядом и соот-ветствует таким формам поведения как избегание общения или уклонение от межэтнических контактов в определен-ных сферах жизнедеятельности. Пред-рассудок в свою очередь отличает боль-шая концентрация негативных эмоций, чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высо-комерным отношением и неприязнью к другим народам. Предрассудок в реаль-ном поведении уже не ограничивается стратегией избегания, а проявляется в конкретных поступках дискриминирую-щего характера.
Предрассудки и дискриминацион-ное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь мотивами. Появляются замаски-рованные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам – представителям нацио-нальных меньшинств и их дискримина-ция по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «совре-менным» или «культурным» расизмом. Современные предрассудки зачастую проявляются в завуалированном, неявном виде в наших предпочтениях того, что уже знакомо, похоже на нас и не доставляет неудобств; а также в форме некой «расовой чувствительности», которая приводит к неадекватным реакциям на действия отдельных пред-ставителей меньшинств – как в форме неоправданных восхвалений их дости-жений, так и в форме чрезвычайной критики их ошибок.
читать дальшеСреди факторов, вызывающих пси-хологическую напряжённость далеко не последнее место занимают эмоциональ-ное напряжение, борьба мотивов и инте-ресов, конфликтные условия взаимодей-ствия членов коллектива, их настроение. Между тем, центральная проблема управления состоит в создании правиль-ного воззрения людей, положительного настроения с учётом их потребностей, наличием заинтересованности, формиро-ванием чувства причастности к общему делу.
В литературу психологии выделяют пять таких факторов: 1. Межличностные отношения, в т. ч. с руководителем 2. Стиль руководства 3. Воздействие физи-ческой среды (санитарно-гигиенические усло-вия, средства технической эстетики) 4. Организация труда 5. Система стимулирования
Не претендуя на всеобъемлющий охват возможных детерминантов психо-логического климата коллектива, под-черкнём лишь некоторые из них, пред-ставляющие наиболее значимыми: во-первых, экономических(например, зара-ботная плата), во – вторых , социальные (т.е. связанные с комплексом составля-ющих социальной инфраструктуры, включая обеспеченность людей жильём и его расположение, наличием транс-портных средств доставки людей на работу, насыщенность детскими учре-ждениями, предприятиями торговли и культурно – бытового обслуживания и т.д.) в- третьих, производственно гигие-нические ( в том числе окраска рабочих помещений, степень их зашумлённости, загрязнённости воздуха и т.д.), в – чет-вёртых, социально – психологические( связанные с фактором группы, коллекти-ва и порождаемые социумом феномена-ми), в – пятых, личностные, связанные с особенностями поведения отдельных членов коллектива. Из всего многообра-зия феноменов, наблюдаемых в коллек-тиве, руководство, пожалуй, в наиболь-шей степени сказывается на отношениях и эмоциональном самочувствии( удовле-творённости) людей.
Благоприятный морально – психо-логический климат – одно из важнейших условий эффективности производствен-ной деятельности.
Морально – психологический кли-мат – это интегральный параметр жизне-деятельности коллектива, включающий в себя поведенческие, познавательные и эмоциональные компоненты. Климат коллектива составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способству-ющих или препятствующих продуктив-ной совместной деятельности и всесто-роннему развитию личности. Психоло-гами установлено, что между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совмест-ной деятельности его членов существует положительная связь.
Как уже подчёркивалось, климат в коллективе определяется многими фак-торами, важнейшими из которых явля-ются два:
1. Рабочая ситуация в коллективах, включая комплекс организационных, технических и санитарно – гигиениче-ских элементов и др.
2. Морально – психологический фактор, т.е. комплекс групповых явлений и процессов, происходящих в отделах, коллективе в целом.
20 Психологические характери-стики больших социальных групп
читать дальшеБольшая социальная группа — это совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни тысяч людей, объ-единенных друг с другом по определен-ным социально-демографическим при-знакам, например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т. п. Такие группы отличаются от малых и средних не только по величине, но и по организованности. Они являются менее всего организованными. Большинство их участников не только не имеют между собой определенных взаимоотношений, но чаще всего лично друг друга не знают (иногда даже и не подозревают о суще-ствовании друг друга). Здесь нет внут-ренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей, объ-единяющей их цели или совместной деятельности. Особо выделяютя стихий-ные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стре-мящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.
Среди методов исследований боль-ших социальных групп предлагаются: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных соци-альных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод иссле-дования «социальных представлений» С.Московичи.
Особенности социально – психоло-гических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к еди-ным действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереоти-пом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое соци-альное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ группо-вой принадлежности; увеличение числа пассивных людей.
Психологическая характеристика больших групп. В макросистеме рож-даются система ценностей, обычаев, привычек. Они действуют на микро-группу. Преломляясь через микрогруппу воздействуют на человека. Содержание элементарной человеческой психики возникает на основе исторического опыта народа или большой социальной группы. Этот опыт лишь доводится до индивида. Например: посредством мифов, традиций, сказаний. Социально-психологический анализ дает возможность познания психических особенностей индивида. Они мало изучены, потому что лежало табу на это направление исследований.
Большие группы в количествен-ном отношении могут быть разделены на два вида:
1. Случайно возникшая, кратковре-менная (стихийная).Например: в театре.
2. Группы, которые сложились в хо-де исторического процесса (возрастные, классы, профессии). Специфические регуляторы поведения в сложившейся группе – нравы, обычаи, традиции. Их существование обуславливается истори-ческой практикой. Они составляют образ жизни группы. Любой тип группы отли-чается своеобразием и поэтому нельзя переносить закономерности одной груп-пы на особенности другой группы. В то же время все большие социальные груп-пы имеют примерно одинаковую струк-туру.
В структуру входят следующие образования, определяющие специфиче-ский психический склад: А. Устойчивое образование, социальный характер. Например: учителя и рабочие (нравы, обычаи, традиции, вкусы).
Б. Подвижное образование:
1. Это эмоциональная сфера (т.е. чувства какой-либо группы людей)
2. Это интересы, настроения, по-требности людей. Психологические склады группы и личности не совпадают между собой (совпадение может быть только частичное)
21 Межгрупповые отношения: межличностное и межгрупповое пове-дение групп, идентичность и предубеждение
читать дальшемежгрупповые отношения-совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отраже-ние (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Межгрупповое поведение
Действенность организационных структур управления зависит от меж-группового поведения.
В основе формирования и развития групп лежат такие цели, как обеспечение группой своей защиты, поддержание своих позиций и их усиление.
Основные фазы формирования групп:
1) начальная фаза формирования группы – члены группы стараются повысить свою роль, контакты осуществляются с осторожностью, соблюдаются общие правила и нормы;
2) взаимное раскрытие – члены группы выясняют близость своих позиций, критикуют методы работы и управления, закрепляются роли, решаются межлич-ностные отношения;
3) консенсус и кооперация – члены группы воспринимают группу как единое целое, укрепляются кооперация и единство мнений;
4) оптимальный коллектив – члены группы идентифицируют свои цели с целями группы, достигаются удовлетво-ренность и эффективность работы груп-пы.
При рассмотрении поведения отдельных групп и развития межгрупповых отно-шений горизонтальным системам управ-ления отдается большее предпочтение, чем пирамидальным структурам. Пира-мидальные структуры должны быть модифицированы так, чтобы обеспечить:
Понятие о межличностных от-ношениях.
Межличностные отношения – субъ-ективно переживаемые объективно существующие взаимосвязи и взаимо-влияния людей.
Межличностные отношения в груп-пе могут быть гармоничными и противо-речивыми.
Взаимные симпатии и притяжения в группе могут быть сформированы при следующих условиях:
— сходство установок (мнений) и «Я-концепций»; — адекватность воспри-ятия положительных и отрицательных черт; — сходство главных и различие второстепенных качеств «Я-концепции»; — приятный фон отношений; — условия сотрудничества.
Основными видами межличностных отношений являются:
— официальные — возникают на должностной основе, фиксируются и регламентируются; — неофициальные — складываются на базе личных взаимоот-ношений; — эмоциональные — на пер-вый план выступают субъективные оценки; — рациональные — основаны на знаниях людей друг о друге; — деловые — возникают в связи с совместной рабо-той или по её поводу; — личные — складываются на основе личностных симпатий, общих интересов.
Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими меха-низмами социальной перцепции и кау-зальной атрибуции.
Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов (людей, этнических групп и т.д.). Каузальная атрибуция (причина + придаю) - субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.
22 Понятие этнического стереоти-па, предубеждений, предрассудков и этнической идентификации
читать дальше. Этническая установка – это си-стема отношений человека к природе (времени, пространству и прочим при-родным явлениям), окружающим людям, самому себе, идеям и ценностям челове-ческих сообществ. На основе этнической установки возникают стереотипы. Эт-нический стереотип – жестко фиксиро-ванная этническая установка, напрямую регулирующая восприятие, поведение и интерпретацию поведения окружающих людей.
. Этнический стереотип представляет собой в первую очередь, «культурное» образование, естественное и неизбежное до тех пор, пока будут существовать народы и этнические группы. В свою очередь, предубеждение и предрассудок – это как бы более «социальные» уста-новки: их формирование в значительной степени зависит от конкретной обще-ственно-исторической ситуации. Предубеждение характеризуется нега-тивным эмоциональным зарядом и соот-ветствует таким формам поведения как избегание общения или уклонение от межэтнических контактов в определен-ных сферах жизнедеятельности. Пред-рассудок в свою очередь отличает боль-шая концентрация негативных эмоций, чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высо-комерным отношением и неприязнью к другим народам. Предрассудок в реаль-ном поведении уже не ограничивается стратегией избегания, а проявляется в конкретных поступках дискриминирую-щего характера.
Предрассудки и дискриминацион-ное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь мотивами. Появляются замаски-рованные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам – представителям нацио-нальных меньшинств и их дискримина-ция по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «совре-менным» или «культурным» расизмом. Современные предрассудки зачастую проявляются в завуалированном, неявном виде в наших предпочтениях того, что уже знакомо, похоже на нас и не доставляет неудобств; а также в форме некой «расовой чувствительности», которая приводит к неадекватным реакциям на действия отдельных пред-ставителей меньшинств – как в форме неоправданных восхвалений их дости-жений, так и в форме чрезвычайной критики их ошибок.