13 Влияние группы на личность
читать дальшеКаждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности. Влияние различных групп на индивида может носить как положительный, отри-цательный и амбивалентный характер.
I – Положительное влияние группы на личность.
1) Группа способствует повышению общего культурного уровня личности. Необходимо отметить, что такого рода влияние реализуется в том случае, если культурный уровень развития группы близок культурному уровню развития индивида. Если уровень развития группы значительно выше, то индивид испыты-вает дискомфорт, свою ущербность, теряет интерес к групповой жизни. Если же уровень развития группы значительно ниже, индивид либо деградирует, либо стремится покинуть такую группу.
2) Включаясь в систему групповых взаимоотношений, индивид усваивает позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, лежащие в основе отношений.
3) В группе человек успешнее выраба-тывает коммуникативные умения и навыки.
4) В группе индивид получает информа-цию, позволяющую ему бо-лее объективно воспринимать и оце-нивать себя.
5) Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных под-креплений, необходимых для его разви-тия. Групповое членство, общение с другими позволяет человеку осознать свою важность, значимость для других, получить от них признание.
6) Социальная фасилитация - тенден-ция, проявляющаяся в усилении доми-нантных реакций индивида в присутствии других.
Отрицательное влияние группы на личность
1) Социальная леность - тенденция людей меньше прилагать усилий для достижения групповой цели при отсут-ствии индивидуальной ответственности.
2) Деиндивидуализация – утрата само-сознания, обезличивание, возникающие в групповых ситуациях, которые обеспе-чивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
3) Огруппление мышления – стремление членов группы при принятии решения подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии. Причинами огруппления мышления могут быть дружеская сплоченность группы, срав-нительная изоляция группы от противо-речащих мнений, а также директивный стиль лидерства.
4) Социальная ингибиция – повышен-ное возбуждение в присутствии других ухудшает выполнение трудных, непри-вычных задач.
Амбивалентное влияние группы на личность.
1) Групповая поляризация – тенденция, когда мнения членов группы после обсуждения проблемы отклоняются к своему крайнему полюсу. В повседнев-ной жизни люди обычно объединяются с теми, чьи установки близки к их соб-ственным.. Чем больше члены группы повторяют идеи друг друга, тем больше они их усваивают и ценят, признавая их реальность. Желая понравиться членам группы, с которой индивид себя иденти-фицирует, заставляет его выражать более жесткие мнения, разделяемые другими.
2) Конформизм – подверженность чело-века реальному или воображаемому давлению группы.
14. Лидерство в малых группах
читать дальшеФеномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимо-стью проблемы с точки зрения повыше-ния эффективности управления в раз-личных сферах общественной жиз-ни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния инди-вида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдель-ных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, склады-вающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе кото-рого лежит использование экономиче-ских, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин).
Основными референтами (при-знаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой сов-местных задач, большая информирован-ность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на дру-гих членов группы, большее соответ-ствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лиде-ра: организация совместной жизнедея-тельности в различных ее сферах, выра-ботка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельно-сти и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидер-ства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное ли-дерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разны-ми членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоци-онального настроя и т.д.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психо-логические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
17 Развитие малой группы
читать дальшеНа основе двухфакторной модели груп-пы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития группы.
1. Этап формирования представлений учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны, и ведут к образованию диад. Учитель воспринима-ется как основной авторитет в классе.
2. Вторая стадия – период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.
3. Стадия конфликта – наблюдаются столкновения между отдельными члена-ми класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно, не консуль-тируясь с учителем.
4. Четвертая стадия – переход от состо-яния конфликта к состоянию сбаланси-рованности между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы груп-повой солидарности и сплоченности.
5. Возникновение чувства «Мы», в котором проявляются забота всех уча-щихся о классе, интерес к нему и спло-чения на этой стадии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуаль-ной цели, причем ведущими становятся учебные цели. Это наиболее удобный для учителя этап.
6. На шестом этапе, картина мира меня-ется и доминирующую роль теперь играет не деловая, а эмоциональная активность, личные взаимодействия становятся особенно тесным («Я–ТЫ»), происходит переоценка групповых норм.
7. Актуализация – высший этап группо-вой зрелости, когда уровни эмоциональ-ной и деловой сферы выровнены и спло-ченность высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.
18 Методы исследования группы
читать дальшеМалая группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Исследование любой социальной группы может носить по меньшей мере троякий характер:
выступать как исследование данной конкретной группы на предмет выявления только ей присущих особенностей, раскрытия своеобразия протекающих в ней процессов;
использоваться (своими результатами) для выделения и систематизации признаков групп определенного типа: например, производственных, научных, спортивных и т.д.;
осуществляться с целью описания общих, наиболее существенных закономерностей группы как социального организма, безотносительно к частным характеристикам конкретного эмпирического объекта и его отнесенности к тому или иному типу (классу) групп.
За более чем столетнюю историю изучения малых групп учеными накоплен солидный арсенал методических средств, позволяющих не только исследовать различные аспекты группового функционирования, но и влиять на разворачивающиеся при этом процессы. Условно упомянутый арсенал можно подразделить на три группы методов:
сбор научной информации о груп-пе;обработка полученных дан-ных;преобразование наличных процессов групповой жизни.
Основные инструменты сбора информации: эксперимент;наблюдение;разнообразные опросные методы;
анализ документов.
Полученная информация обрабатывает-ся:методом количественной обработки данных с использованием аппарата математической статистики;методом качественного анализа данных.Преобразование тех или иных аспектов группового процес-са:формирующий экспери-мент;развивающий эксперимент.
читать дальшеКаждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности. Влияние различных групп на индивида может носить как положительный, отри-цательный и амбивалентный характер.
I – Положительное влияние группы на личность.
1) Группа способствует повышению общего культурного уровня личности. Необходимо отметить, что такого рода влияние реализуется в том случае, если культурный уровень развития группы близок культурному уровню развития индивида. Если уровень развития группы значительно выше, то индивид испыты-вает дискомфорт, свою ущербность, теряет интерес к групповой жизни. Если же уровень развития группы значительно ниже, индивид либо деградирует, либо стремится покинуть такую группу.
2) Включаясь в систему групповых взаимоотношений, индивид усваивает позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, лежащие в основе отношений.
3) В группе человек успешнее выраба-тывает коммуникативные умения и навыки.
4) В группе индивид получает информа-цию, позволяющую ему бо-лее объективно воспринимать и оце-нивать себя.
5) Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных под-креплений, необходимых для его разви-тия. Групповое членство, общение с другими позволяет человеку осознать свою важность, значимость для других, получить от них признание.
6) Социальная фасилитация - тенден-ция, проявляющаяся в усилении доми-нантных реакций индивида в присутствии других.
Отрицательное влияние группы на личность
1) Социальная леность - тенденция людей меньше прилагать усилий для достижения групповой цели при отсут-ствии индивидуальной ответственности.
2) Деиндивидуализация – утрата само-сознания, обезличивание, возникающие в групповых ситуациях, которые обеспе-чивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
3) Огруппление мышления – стремление членов группы при принятии решения подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии. Причинами огруппления мышления могут быть дружеская сплоченность группы, срав-нительная изоляция группы от противо-речащих мнений, а также директивный стиль лидерства.
4) Социальная ингибиция – повышен-ное возбуждение в присутствии других ухудшает выполнение трудных, непри-вычных задач.
Амбивалентное влияние группы на личность.
1) Групповая поляризация – тенденция, когда мнения членов группы после обсуждения проблемы отклоняются к своему крайнему полюсу. В повседнев-ной жизни люди обычно объединяются с теми, чьи установки близки к их соб-ственным.. Чем больше члены группы повторяют идеи друг друга, тем больше они их усваивают и ценят, признавая их реальность. Желая понравиться членам группы, с которой индивид себя иденти-фицирует, заставляет его выражать более жесткие мнения, разделяемые другими.
2) Конформизм – подверженность чело-века реальному или воображаемому давлению группы.
14. Лидерство в малых группах
читать дальшеФеномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимо-стью проблемы с точки зрения повыше-ния эффективности управления в раз-личных сферах общественной жиз-ни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния инди-вида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдель-ных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, склады-вающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе кото-рого лежит использование экономиче-ских, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин).
Основными референтами (при-знаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой сов-местных задач, большая информирован-ность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на дру-гих членов группы, большее соответ-ствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лиде-ра: организация совместной жизнедея-тельности в различных ее сферах, выра-ботка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельно-сти и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидер-ства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное ли-дерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разны-ми членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоци-онального настроя и т.д.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психо-логические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
17 Развитие малой группы
читать дальшеНа основе двухфакторной модели груп-пы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития группы.
1. Этап формирования представлений учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны, и ведут к образованию диад. Учитель воспринима-ется как основной авторитет в классе.
2. Вторая стадия – период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.
3. Стадия конфликта – наблюдаются столкновения между отдельными члена-ми класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно, не консуль-тируясь с учителем.
4. Четвертая стадия – переход от состо-яния конфликта к состоянию сбаланси-рованности между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы груп-повой солидарности и сплоченности.
5. Возникновение чувства «Мы», в котором проявляются забота всех уча-щихся о классе, интерес к нему и спло-чения на этой стадии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуаль-ной цели, причем ведущими становятся учебные цели. Это наиболее удобный для учителя этап.
6. На шестом этапе, картина мира меня-ется и доминирующую роль теперь играет не деловая, а эмоциональная активность, личные взаимодействия становятся особенно тесным («Я–ТЫ»), происходит переоценка групповых норм.
7. Актуализация – высший этап группо-вой зрелости, когда уровни эмоциональ-ной и деловой сферы выровнены и спло-ченность высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.
18 Методы исследования группы
читать дальшеМалая группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Исследование любой социальной группы может носить по меньшей мере троякий характер:
выступать как исследование данной конкретной группы на предмет выявления только ей присущих особенностей, раскрытия своеобразия протекающих в ней процессов;
использоваться (своими результатами) для выделения и систематизации признаков групп определенного типа: например, производственных, научных, спортивных и т.д.;
осуществляться с целью описания общих, наиболее существенных закономерностей группы как социального организма, безотносительно к частным характеристикам конкретного эмпирического объекта и его отнесенности к тому или иному типу (классу) групп.
За более чем столетнюю историю изучения малых групп учеными накоплен солидный арсенал методических средств, позволяющих не только исследовать различные аспекты группового функционирования, но и влиять на разворачивающиеся при этом процессы. Условно упомянутый арсенал можно подразделить на три группы методов:
сбор научной информации о груп-пе;обработка полученных дан-ных;преобразование наличных процессов групповой жизни.
Основные инструменты сбора информации: эксперимент;наблюдение;разнообразные опросные методы;
анализ документов.
Полученная информация обрабатывает-ся:методом количественной обработки данных с использованием аппарата математической статистики;методом качественного анализа данных.Преобразование тех или иных аспектов группового процес-са:формирующий экспери-мент;развивающий эксперимент.
@темы: социальная