7. Из истории и современное состояние психодиагностики.
читать дальшеСовременная психодиагностика берёт своё начало в п.п. 19 века, когда психологические знания о человеке получали врачи. Этот период называется клиническим. В клинический период появляются такие методы психодиагностики как наблюдение, анализ документов, опрос. Эти методы имели качественный характер. Медико-психологический этап в развитии психодиагностики связан с созданием количественных методов, которые появились с возможностью применения в психологии математической статистики. Основными в этот период стали следующие события. В 1878г. нем. психолог В.Вундт открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. Здесь в целях психодиагностики применялись технические устройства и приборы. В 1884г. В Англии психолог Ф.Гальтон основал антропометрическую лабораторию, где получал статистические данные о способностях человека. Тесты Ф.Гальтона привлекли внимание Дж.Кеттелла, который занимался измерением ума. Идеи Ф.Гальтона также вдохновили исследователей на создание концепций интеллекта (Ч.Спирмен, Л.Терстоун). Начало становления медико-психолого-педагогического этапа в развитии диагностики связано с научными работами французских врачей и психологов А.Бине и Т.Симона. Учёными в 1905г. была создана шкала интеллекта Бине-Симона. Задания в шкалах распределялись по возрастам. Показателем интеллекта в шкалах Бине-Симона был умственный возраст. Это несовпадение являлось показателем либо N. умственной отсталости или одаренности. Позже шкалы Бине-Симона редактировались как самими авторами, так и другими учёными. В 1916г. шкалы переименовали в шкалу Стэнфорд-Бине.
В развитие психодиагностики внес вклад и Г.Роршах, опубликовав в 1921 г. книгу «Психодиагностика». Много тестов было разработано в 30-40-ые годы 20 века. В 1938г. появился тест «Прогрессивные мат-рицы Равена»; в 1939 - «Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера»; в 1935г. в книге «Исследования личности» Г.Мюррей обосновывает принцип психологической проекции, а немного позднее
появляется и «Тест тематической апперцепции», т.е. новый диагностический инструмент в виде проек-тивной техники. В 1939г. Франк предложил использовать термин «проективные методики» примени-тельно к таким тестам, как тест Роршаха. ТАТ и др. В 1940г. публикуется ММР1 (СР. Хатуэй, Мак-Кинли), 8 1945 - тест СРозенцвейга, предназначенный для оценки реакций на фрустрацию. В это же время ак-тивно развиваются рисуночные тесты (К.Маховер «Рисунок человека») и другие проективные техники («Тест цветового выбора Люшера»), В 1949г. Р.Кеттелл и др. основывают институт тестирования лично-сти и способностей. Звёздным часом в деятельности этого института была публикация опросника 16РF-".
Развитие психодиагностики в 50-ые годы 20 века связано с разработкой таких методик как; «Культурно-свободный тест для измерения интеллекта» (Р.Кеттелл), батарея ОАТВ, «Семантический дифференциал» (Ч.Осгуд), «<3-
классификация» (В.Стефенсон) и др. В середине 50-ых годов складывается направление, которое связано с измерением креативности (Дж.Гилфорд). В 1953г.
принимается первый свод «Этических стандартов психологов». Развитие психодиагностики в 60-ые годы 20 века связано с разработкой таких методик как: «Шкалы развития младенцев Бэйли», совершенствуются тесты интеллекта, появляются компьютерные тесты. Развитие психодиагностики в 70-ые годы 20 века связано с разработкой новых личностных опросников и тестов и с неутихающей критикой тестирования. Развитие психодиагностики в 80-ые годы связано с факторными исследованиями личности и соответственно с появлением новых, модифицированных форм личностных тестов, опросников. В 1990-ые годы активно рекламируются коммерческие тесты, развивается коммерческая психодиагностика.
В развитие отечественной психодиагностики внесли вклад такие исследователи как Г.И. Россоли-мо, Ф.Е. Рыбаков, Л.С^Выготский, Г.И. Челпанов. Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, И.Ы. Гильяшсва. Л.Ф. Бур-лачук, К.М. Гуревич и др. В нашей стране диагностика активно развивалась в начале 20 века. Прекратилось тестирование в середине 30-х гг. 20 века по идеологическим соображениям. В связи с этим и разработка отечественных методик-почти прекратилась. В 70-е гг.
20 века развитие психодиагностики в СССР возобновляется. При этом адаптировались и использо-вались, в основном, американские тесты, с которыми внедрился и ряд проблем. Важными событиями в это время стали: в 1987 году публикуется первое учебное пособие для студентов «Общая психодиагностика» под редакцией А.А. Бодалева. ВВ. Столина. В это же время вышел первый «Словарь-справочник по психологической диагностике», авторами которого являются Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов. В 1981 году выходит коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» под редакцией К.М. Гуревича. Большой резонанс со стороны отечественных психологов получила публикация в 1982 году перевода книги американского психолога А.Анастази «Психологическое тестирование». В последнее десятилетие 20 века важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге предприятия ИМАТОН. Также в 80-90-ые годы 20 века ведётся работа по преодолению тотальной психометрической безграмотности, разрабатываются отечественные оригинальные методики (А.Е. Личко, В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский, В.В. Столин, К. Акимова и др.). Но и в настоящее время ощущается дефицит тестов и судьба отечественной психодиагностики еще не решена. Отечественные исследования в области психодиагностики не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку. Вместе с тем, в современной отечественной психодиагностике активно применяются достижения математики, физики, медицины, педагогики, культурологи и т.д. Осуществляется компьютеризация психодиагностического обследования и исследования.
8.Группы диагностических методов и методик.
читать дальшеСредства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофи-зиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность (подробно об этом см. гл. III ). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо под-даются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблю-дения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избе-жать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.
Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго форма-лизованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагности-ческом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформа-лизованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографиче-скими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.
9.Формализованные методики.(Гуревич)
. читать дальшеДля них характерны:
- определенная регламентация;
- объективизация процедуры обследования или испытания (точ¬ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ¬явления стимульного материала, невмешательство исследовате¬ля в деятельность испытуемого и др.);
- стандартизация (т. е. установление единообразия проведения об¬работки и представления результатов диагностических экспери¬ментов);
- надежность;
- валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз¬можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.
Тесты (в переводе с английского "испытание", "проверка", "проба") — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой тип ме-тодик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испы-тания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).
Устные и письменные тесты
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.
Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных техниче-ских средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации по-лученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышлени
Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного мате-риала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.
По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, те-сты способностей, тесты достижений и тесты личности.
Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей. Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки.
Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни) Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.
Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, ди-агностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М. Теплова — В.Д. Небы."ицына и их последователями в рамках нового научного направления, получившего название "дифференциаль-ная психофизиология". В отличие от тестов эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными- используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура
читать дальшеСовременная психодиагностика берёт своё начало в п.п. 19 века, когда психологические знания о человеке получали врачи. Этот период называется клиническим. В клинический период появляются такие методы психодиагностики как наблюдение, анализ документов, опрос. Эти методы имели качественный характер. Медико-психологический этап в развитии психодиагностики связан с созданием количественных методов, которые появились с возможностью применения в психологии математической статистики. Основными в этот период стали следующие события. В 1878г. нем. психолог В.Вундт открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. Здесь в целях психодиагностики применялись технические устройства и приборы. В 1884г. В Англии психолог Ф.Гальтон основал антропометрическую лабораторию, где получал статистические данные о способностях человека. Тесты Ф.Гальтона привлекли внимание Дж.Кеттелла, который занимался измерением ума. Идеи Ф.Гальтона также вдохновили исследователей на создание концепций интеллекта (Ч.Спирмен, Л.Терстоун). Начало становления медико-психолого-педагогического этапа в развитии диагностики связано с научными работами французских врачей и психологов А.Бине и Т.Симона. Учёными в 1905г. была создана шкала интеллекта Бине-Симона. Задания в шкалах распределялись по возрастам. Показателем интеллекта в шкалах Бине-Симона был умственный возраст. Это несовпадение являлось показателем либо N. умственной отсталости или одаренности. Позже шкалы Бине-Симона редактировались как самими авторами, так и другими учёными. В 1916г. шкалы переименовали в шкалу Стэнфорд-Бине.
В развитие психодиагностики внес вклад и Г.Роршах, опубликовав в 1921 г. книгу «Психодиагностика». Много тестов было разработано в 30-40-ые годы 20 века. В 1938г. появился тест «Прогрессивные мат-рицы Равена»; в 1939 - «Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера»; в 1935г. в книге «Исследования личности» Г.Мюррей обосновывает принцип психологической проекции, а немного позднее
появляется и «Тест тематической апперцепции», т.е. новый диагностический инструмент в виде проек-тивной техники. В 1939г. Франк предложил использовать термин «проективные методики» примени-тельно к таким тестам, как тест Роршаха. ТАТ и др. В 1940г. публикуется ММР1 (СР. Хатуэй, Мак-Кинли), 8 1945 - тест СРозенцвейга, предназначенный для оценки реакций на фрустрацию. В это же время ак-тивно развиваются рисуночные тесты (К.Маховер «Рисунок человека») и другие проективные техники («Тест цветового выбора Люшера»), В 1949г. Р.Кеттелл и др. основывают институт тестирования лично-сти и способностей. Звёздным часом в деятельности этого института была публикация опросника 16РF-".
Развитие психодиагностики в 50-ые годы 20 века связано с разработкой таких методик как; «Культурно-свободный тест для измерения интеллекта» (Р.Кеттелл), батарея ОАТВ, «Семантический дифференциал» (Ч.Осгуд), «<3-
классификация» (В.Стефенсон) и др. В середине 50-ых годов складывается направление, которое связано с измерением креативности (Дж.Гилфорд). В 1953г.
принимается первый свод «Этических стандартов психологов». Развитие психодиагностики в 60-ые годы 20 века связано с разработкой таких методик как: «Шкалы развития младенцев Бэйли», совершенствуются тесты интеллекта, появляются компьютерные тесты. Развитие психодиагностики в 70-ые годы 20 века связано с разработкой новых личностных опросников и тестов и с неутихающей критикой тестирования. Развитие психодиагностики в 80-ые годы связано с факторными исследованиями личности и соответственно с появлением новых, модифицированных форм личностных тестов, опросников. В 1990-ые годы активно рекламируются коммерческие тесты, развивается коммерческая психодиагностика.
В развитие отечественной психодиагностики внесли вклад такие исследователи как Г.И. Россоли-мо, Ф.Е. Рыбаков, Л.С^Выготский, Г.И. Челпанов. Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, И.Ы. Гильяшсва. Л.Ф. Бур-лачук, К.М. Гуревич и др. В нашей стране диагностика активно развивалась в начале 20 века. Прекратилось тестирование в середине 30-х гг. 20 века по идеологическим соображениям. В связи с этим и разработка отечественных методик-почти прекратилась. В 70-е гг.
20 века развитие психодиагностики в СССР возобновляется. При этом адаптировались и использо-вались, в основном, американские тесты, с которыми внедрился и ряд проблем. Важными событиями в это время стали: в 1987 году публикуется первое учебное пособие для студентов «Общая психодиагностика» под редакцией А.А. Бодалева. ВВ. Столина. В это же время вышел первый «Словарь-справочник по психологической диагностике», авторами которого являются Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозов. В 1981 году выходит коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» под редакцией К.М. Гуревича. Большой резонанс со стороны отечественных психологов получила публикация в 1982 году перевода книги американского психолога А.Анастази «Психологическое тестирование». В последнее десятилетие 20 века важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге предприятия ИМАТОН. Также в 80-90-ые годы 20 века ведётся работа по преодолению тотальной психометрической безграмотности, разрабатываются отечественные оригинальные методики (А.Е. Личко, В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский, В.В. Столин, К. Акимова и др.). Но и в настоящее время ощущается дефицит тестов и судьба отечественной психодиагностики еще не решена. Отечественные исследования в области психодиагностики не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку. Вместе с тем, в современной отечественной психодиагностике активно применяются достижения математики, физики, медицины, педагогики, культурологи и т.д. Осуществляется компьютеризация психодиагностического обследования и исследования.
8.Группы диагностических методов и методик.
читать дальшеСредства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофи-зиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность (подробно об этом см. гл. III ). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо под-даются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблю-дения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избе-жать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.
Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго форма-лизованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагности-ческом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформа-лизованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографиче-скими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.
9.Формализованные методики.(Гуревич)
. читать дальшеДля них характерны:
- определенная регламентация;
- объективизация процедуры обследования или испытания (точ¬ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ¬явления стимульного материала, невмешательство исследовате¬ля в деятельность испытуемого и др.);
- стандартизация (т. е. установление единообразия проведения об¬работки и представления результатов диагностических экспери¬ментов);
- надежность;
- валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз¬можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.
Тесты (в переводе с английского "испытание", "проверка", "проба") — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой тип ме-тодик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испы-тания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).
Устные и письменные тесты
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.
Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных техниче-ских средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации по-лученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышлени
Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного мате-риала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.
По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, те-сты способностей, тесты достижений и тесты личности.
Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей. Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки.
Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни) Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.
Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, ди-агностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М. Теплова — В.Д. Небы."ицына и их последователями в рамках нового научного направления, получившего название "дифференциаль-ная психофизиология". В отличие от тестов эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными- используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура