4.Психологическое заключение как результат работы психолога. (Бурлачук психодиагностика)
читать дальшеПсихологический диагноз — это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития.
Как правило, психологический диагноз имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности — способностей, стилевых черт (темперамента и характера), мотивационных особенностей — с объяснением выявленных противоречий и определением значения полученных данных в целостной динамической картине личности.
Предмет психологического диагноза — установление инди¬видуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элемен¬том психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след¬ствия. По мере обогащения психологичес¬кого знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь су¬щественного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, прак¬тической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологи¬ческие особенности, исследователь ли¬шен возможности указать на их причины, место в структуре личности.
Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.
Во-первых, это диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся или с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием.
Во-вторых, это диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на "оси континуума" по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием (например, социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза
В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).
Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных ндивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических
особенностей.(Гуревич)
5. Основные понятия психодиагностики
читать дальшеПока, как область психологической науки имеет, имеет свой терминологический и категориальный аппарат. К основным понятиям психод-ки относят термины «диагностические признаки и диагностические категории» термины «исследование» и «обследование», психологическое измерение, стандартизация, статистическая норма и др. Рассмотрим некоторые из этих понятий.
К основным понятиям психод-ки относят термины «диагностические признаки и
диагностические категории» (А.Г. Шмелёв).
Признаки можно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от наблюдения.
Между признаками и категориями не существует строгих однозначных связей.
Н-р, ребёнок вырвал листок из дневника (наблюдаемый диагностический признак). Но причины (категории) м.б. разные: склонность к обману, страх наказания, баловство, негативное отношение к учителю и т.д. Для однозначного вывода одного поступка недостаточно. Нужно проанализировать серию поступков в разных ситуациях.
К основным понятиям психод-ки относят термины «исследование» и «обследование».
Диагн-ое обследование - это применение готового, уже разработанного теста,
опросника и т.д. или получение предполагаемых данных.
Диагн-ое исследование направлено на получение чего-то нового, неизвестного, на создание и испытание новых методик, на описание измеряемого психического свойства по-новому.
К основным понятиям психод-ки также относят термины:
- психологическое измерение {это процесс приписывания психологическим явлениям чисел);
- качественный и количественный подход (качественный подход даёт возможность диагностические данные представить в виде словесного описания, а количественный – в виде числовых показателей);
- валидность {это соответствие используемого метода измеряемому качеству);
- надёжность (это свойство метода приводить к одним и тем же результатам разными людьми и тем же человеком при повторном обследовании (А.Анастази));
стандартизация {это единообразие процедуры проведения и обработки результатов теста);
- статистическая норма (это средний диапазон значений измеряемого свойства, н-р, для шкачы Стэнфорд-Бине. которая измеряет особенности интеллекта, средний диапазон значений 84-116)
- социокультурный норматив и др. (это уровень свойства, который явно или не явно считается в обществе необходимым. Н-р, допустимо во время выступления сделать 1 оговорку, но не допустимо излагать текст с многочисленными ошибками).
6.Сферы применения психодиагностики.
читать дальшеПрименение психодиагностики обусловлено требованиями современного
общества. Психодиагностика нужна обществу и как теоретическая, научна* дисциплина, и как область практики.
Теоретическая психодиагностика разрабатывает новые методы изучения психологических особенностей человека; исследует и по-новому описывает особенности личности с помощью уже разработанных методов. Как сфера науки она проверяет научность различных методов психод-ки.
Как область практики д-ка решает задачи в конкретных областях жизни людей.
Спортивная психодиагностика представляет данные, которые, помимо физических, тоже очень важны в спорте.
н-р на спортивные достижения спортсмена могут оказывать влияние такие параметры личности как самооценка, уровень притязаний, волевые особенности личности, стрессоустойчивость спортсмена, уровень притязаний, стремление достигать успеха и т.д.
В сфере здравоохранения психодиагностика необходима для изучения психологии больного. Это связано с тем, что выздоровление больного зависит не только от лекарств, но и от его состояния духа, отношения к болезни, от взаимоотношений врача и пациента.
В этом контексте решаются также вопросы психиатрической экспертизы.
Профессиональная диагностика помогает в решении вопросов профотбора.
Н-р при поступлении на работу респондентам м.б. предложены методики по выявлению у них тех качеств, свойств и особенностей личности, которые необходимы для той или иной профессии Могут исследоваться, н-р, особенности реакции у человека, его технические возможности и осведомлённость, психологическая совместимость, самостоятельность мышления, музыкальные способности и т.д.
Психодиагностика повышает качество психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.
Психод-ка позволяет выявлять причины психологических проблем у клиента. Т.о., достоверные данные обследования помогают выбрать наиболее
оптимальные способы разрешения переживаемого человеком неблагополучия.
В педагогической практике психодиагностика помогает оптимизации процесса
обучения и воспитания в учреждениях образования через изучение индивидуальных различий, особенностей межличностного взаимодействия, через решение вопросов профориентации и т.д.
Н-р, с помощью специальных методик выявляются причины неуспеваемости отдельных детей, их неблагоприятный статус в коллективе и т.д.
Дальнейшие рекомендации специалиста близким взрослым, педагогам и
коррекционная работа с учеником позволяет решать возникающие проблемы
Психодиагностика способствует улучшению качества судебной практики.
Обследование потерпевших, подозреваемых, свидетелей и формирование психологического заключения (н-р, об уровне интеллектуального развития, способностях, психофизиологических особенностях и т.д.) способствует объективности судопроизводства.
Т.о., психодиагностика помогает выявлять и разрешать трудности
существования человека, но не служит орудием навешивания ярлыков.
читать дальшеПсихологический диагноз — это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития.
Как правило, психологический диагноз имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности — способностей, стилевых черт (темперамента и характера), мотивационных особенностей — с объяснением выявленных противоречий и определением значения полученных данных в целостной динамической картине личности.
Предмет психологического диагноза — установление инди¬видуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элемен¬том психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след¬ствия. По мере обогащения психологичес¬кого знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь су¬щественного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, прак¬тической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологи¬ческие особенности, исследователь ли¬шен возможности указать на их причины, место в структуре личности.
Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.
Во-первых, это диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся или с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием.
Во-вторых, это диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на "оси континуума" по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием (например, социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза
В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).
Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных ндивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических
особенностей.(Гуревич)
5. Основные понятия психодиагностики
читать дальшеПока, как область психологической науки имеет, имеет свой терминологический и категориальный аппарат. К основным понятиям психод-ки относят термины «диагностические признаки и диагностические категории» термины «исследование» и «обследование», психологическое измерение, стандартизация, статистическая норма и др. Рассмотрим некоторые из этих понятий.
К основным понятиям психод-ки относят термины «диагностические признаки и
диагностические категории» (А.Г. Шмелёв).
Признаки можно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от наблюдения.
Между признаками и категориями не существует строгих однозначных связей.
Н-р, ребёнок вырвал листок из дневника (наблюдаемый диагностический признак). Но причины (категории) м.б. разные: склонность к обману, страх наказания, баловство, негативное отношение к учителю и т.д. Для однозначного вывода одного поступка недостаточно. Нужно проанализировать серию поступков в разных ситуациях.
К основным понятиям психод-ки относят термины «исследование» и «обследование».
Диагн-ое обследование - это применение готового, уже разработанного теста,
опросника и т.д. или получение предполагаемых данных.
Диагн-ое исследование направлено на получение чего-то нового, неизвестного, на создание и испытание новых методик, на описание измеряемого психического свойства по-новому.
К основным понятиям психод-ки также относят термины:
- психологическое измерение {это процесс приписывания психологическим явлениям чисел);
- качественный и количественный подход (качественный подход даёт возможность диагностические данные представить в виде словесного описания, а количественный – в виде числовых показателей);
- валидность {это соответствие используемого метода измеряемому качеству);
- надёжность (это свойство метода приводить к одним и тем же результатам разными людьми и тем же человеком при повторном обследовании (А.Анастази));
стандартизация {это единообразие процедуры проведения и обработки результатов теста);
- статистическая норма (это средний диапазон значений измеряемого свойства, н-р, для шкачы Стэнфорд-Бине. которая измеряет особенности интеллекта, средний диапазон значений 84-116)
- социокультурный норматив и др. (это уровень свойства, который явно или не явно считается в обществе необходимым. Н-р, допустимо во время выступления сделать 1 оговорку, но не допустимо излагать текст с многочисленными ошибками).
6.Сферы применения психодиагностики.
читать дальшеПрименение психодиагностики обусловлено требованиями современного
общества. Психодиагностика нужна обществу и как теоретическая, научна* дисциплина, и как область практики.
Теоретическая психодиагностика разрабатывает новые методы изучения психологических особенностей человека; исследует и по-новому описывает особенности личности с помощью уже разработанных методов. Как сфера науки она проверяет научность различных методов психод-ки.
Как область практики д-ка решает задачи в конкретных областях жизни людей.
Спортивная психодиагностика представляет данные, которые, помимо физических, тоже очень важны в спорте.
н-р на спортивные достижения спортсмена могут оказывать влияние такие параметры личности как самооценка, уровень притязаний, волевые особенности личности, стрессоустойчивость спортсмена, уровень притязаний, стремление достигать успеха и т.д.
В сфере здравоохранения психодиагностика необходима для изучения психологии больного. Это связано с тем, что выздоровление больного зависит не только от лекарств, но и от его состояния духа, отношения к болезни, от взаимоотношений врача и пациента.
В этом контексте решаются также вопросы психиатрической экспертизы.
Профессиональная диагностика помогает в решении вопросов профотбора.
Н-р при поступлении на работу респондентам м.б. предложены методики по выявлению у них тех качеств, свойств и особенностей личности, которые необходимы для той или иной профессии Могут исследоваться, н-р, особенности реакции у человека, его технические возможности и осведомлённость, психологическая совместимость, самостоятельность мышления, музыкальные способности и т.д.
Психодиагностика повышает качество психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.
Психод-ка позволяет выявлять причины психологических проблем у клиента. Т.о., достоверные данные обследования помогают выбрать наиболее
оптимальные способы разрешения переживаемого человеком неблагополучия.
В педагогической практике психодиагностика помогает оптимизации процесса
обучения и воспитания в учреждениях образования через изучение индивидуальных различий, особенностей межличностного взаимодействия, через решение вопросов профориентации и т.д.
Н-р, с помощью специальных методик выявляются причины неуспеваемости отдельных детей, их неблагоприятный статус в коллективе и т.д.
Дальнейшие рекомендации специалиста близким взрослым, педагогам и
коррекционная работа с учеником позволяет решать возникающие проблемы
Психодиагностика способствует улучшению качества судебной практики.
Обследование потерпевших, подозреваемых, свидетелей и формирование психологического заключения (н-р, об уровне интеллектуального развития, способностях, психофизиологических особенностях и т.д.) способствует объективности судопроизводства.
Т.о., психодиагностика помогает выявлять и разрешать трудности
существования человека, но не служит орудием навешивания ярлыков.