1. Понятие экспериментальной психологии
читать дальшеПонятие «Экспериментальная психология». Экспериментальная психология – это самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования.
Под экспериментальной психологией понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных.
Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.
Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.
2. Методологические принципы экспериментальной психологии
читать дальшеМетодология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:
Общенаучные методологические принципы:
• Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
• Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
• Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
Специфичные для психологии принципы :
• Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
• Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
• Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
• Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
3. История развития Э.П.
читать дальшеПсихология прошла долгий путь к тому, чтобы стать самостоятельной наукой – от донаучной «житейской» психологии, через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии, к построению психологии как естественной науки.
Столетнее вызревание идеи измеримости психических явлений завершилось в середине XIX в. появлением экспериментальной психологии. Наиболее значимая фигура в этом событии – немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801–1887). Врач, физик, философ, он достиг значительных результатов во всех этих областях. В 1860 г. вышла в свет книга Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики». Этот главный труд Фехнера по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Очень весомый вклад в развитие психологического эксперимента примерно в это же время внес другой немецкий исследователь Герман Гельмгольц (1821–1894). Следующий период в развитии ЭП связан с именем Вильгельма Вундта (1832–1920). Он также был ученым широких интересов: психолог, физиолог, философ, языковед. Вильгельм Вундт превратил «эмпирическую» доэкспериментальную психологию в экспериментальную психологию. Фехнер раньше Вундта начал исследования, которые заложили основы естественнонаучной психологии, но в лаборатории Вундта была создана первая научная психологическая школа. Ему принадлежит честь организации первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), реорганизованной позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину. Лейпцигская лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии. Из ее стен вышли такие выдающиеся исследователи, как Э. Крепелин, О. Кюльпе, С. Холл, М. Кеттелл, Г. Мюнстернберг, Э. Титченер, Ч. Спирмен и др. В созданной В. Вундтом психологической лаборатории прошли подготовку психологи со всего мира, в том числе и из России. Весомый вклад в экспериментальную психологию внес еще один немецкий ученый – Герман Эббингауз (1850–1909). Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. Знаменитая «кривая Эббингауза», демонстрирующая динамику процесса забывания, до сих пор в арсенале науки. В России конца XIX – начала XX в. в экспериментальной психологии наиболее заметная фигура – Г.И. Челпанов (1862–1936). Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта. Главной заслугой Г.И. Челпанова, видимо, следует считать активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 г. он читает курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и на семинарии при Московском психологическом институте. Сочетая в своем курсе лекционные занятия с большим объемом лабораторно-практических работ, он считал, что этот курс должен иметь значение методики экспериментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполагает самостоятельно заняться исследованием психических явлений. С тех пор экспериментальная психология в нашей стране стала обязательной учебной дисциплиной в профессиональной подготовке психологов. Опубликованный в 1915 г. учебник Г.И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» выдержал не одно издание и популярен до сих пор. С конца XIX в. исследователи начинают проводить психологические опыты с животными. Сначала их проводили в естественных условиях, позже – в лабораторных. Здесь надо назвать имена Дж. Леббока, Л. Моргана, Э. Торндайка. В конечном итоге экспериментальная работа с животными вылилась в новую дисциплину – зоопсихологию, где эксперимент и наблюдение являются ведущими исследовательскими приемами. Данные зоопсихологии становятся материалом для другой дисциплины – сравнительной психологии, большой вклад в развитие которой внес наш соотечественник – психолог и биолог В.А. Вагнер (1849–1934).
4. Вильгельм Вундт- основоположник экспериментальной психологии
читать дальшеРанние годы
Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.
В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.
Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.
Годы в Лейпциге
В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. 1879 год - год создания экспериментальной лаборатории - считается официальной датой рождения психологии как науки, и ее становление как самостоятельной области научных исследований по праву связывают с именем Вундта. В Лейпцигском университете основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.
Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.
В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов».
Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию. Концепции Вундта в психологии
Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке. Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты. Наследие Вундта
Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.
5. Вклад Эббингауза вразвитие Э.П. Эксперименты Эббинтауза.
читать дальшеВ 1885 году немецкий ученый Герман Эббингауз (Герман Эббингаус), пионер в области экспериментального изучения памяти, опубликовал известную монографию "О памяти". Это были первые систематические эксперименты над человеческой памятью. В качестве пробанда выступал только один человек - сам Эббингауз. Для постановки опыта ученый использовал серии бессмысленных слогов, а именно триграмм (трехбуквенных сочетаний) типа согласный - гласный - согласный. Например, DAX - LOC - BUP. Во время своих многочисленных экспериментов Эббингауз учил наизусть списки из 13 слогов, до тех пор, пока он дважды подряд не мог воспроизвести их без единой ошибки. Спустя определенное количество времени он проверял себя, насколько хорошо этот список сохранился в его голове. В результате многолетних опытов оказалось, что больше всего информации забывается в первые часы после запоминания, а не спустя длительное время, как считалось раньше.
А именно, спустя 20 минут забывается 40% информации, спустя час - 50%, день - 70%. Спустя месяц кривая забывания стает практически горизонтальной.
Современные психологи рекомендуют повторять материал 4 раза:
1-й раз сразу по окончании чтения;
2-ой раз спустя 20 минут после первого повторения;
3-й раз - спустя 8 часов после второго;
4-й раз - через 24 часа после третьего.
Этот, собственно, простой метод интервального повторения позволяет запомнить намного больше нужного материала.
Кроме этого Эббингауз измерял время которое ему требовалось для того чтобы снова 2 раза подряд безошибочно воспроизвести слоги. Ученый хотел знать, во сколько раз повторение быстрее первичного изучения. Оказалось чтобы выучить в первый раз список слогов ему требовалось 1156 сек, а для того чтобы поновить знания только 467 сек. На 1156-467=689 секунд меньше.
Он установил, что осмысленное запоминания в 9 раз быстрее зазубривания.
Меньше всего забываются логические последовательности, потом стихи, потом проза. Поэтому лучше запоминать нужный материал в стихах, придумывать рифмы, еще лучше анализировать его, находить связь между составляющими его частями. Спрашивать себя, что здесь общего и что раздельного.
Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» — явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся вначале и в конце.
6. Классификация научных исследований
читать дальшеКлассификация исследований. Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. Изучение особенностей нарциссической личности Э.Фромм проводил в рамках научной программы исследования причин "злокачественной агрессии". Предложенная Б.Ф.Ломовым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы породила исследования динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процессов индивидуального и группового мышления и т.д.
Исследования по своему характеру можно разделить на:
а) фундаментальные и прикладные;
б) монодисциплинарные и междисциплинарные;
в) аналитические и комплексные.
7. Требования предъявляемые к исследованиям
читать дальше1. Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон неизменны относительно времени и локализации в пространстве.
2. Научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции т.к. научное знание интерсубъективно.
3. До недавнего времени предполагалось, что научный результат не должен зависеть и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь с изучаемым объектом.
8. Этапы эксперимента
читать дальшеОбщая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы
1. Первичная постановка проблемы
• Постановка психологической гипотезы
2. Работа с научной литературой
• Поиск определений базовых понятий
• Составление библиографии по тематике исследования
3. Уточнение гипотезы и определение переменных
• Определение экспериментальной гипотезы
4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
• Управлять независимой переменной
• Регистрировать зависимую переменную
5. Планирование экспериментального исследования
• Выделение дополнительных переменных
• Выбор экспериментального плана
6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
7. Проведение эксперимента
• Подготовка эксперимента
• Инструктирование и мотивирование испытуемых
• Собственно экспериментирование
8. Первичная обработка данных
• Составление таблиц
• Преобразование формы информации
• Проверка данных
9. Статистическая обработка
• Выбор методов статистической обработки
• Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
• Проведение статистической обработки
10. Интерпретация результатов и выводы
11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
9. Экспериментальные и теоретические гипотезы. Статистические гипотезы
читать дальшеТеоретическая и экспериментальная гипотезы. Гипотеза как высказывание, истинность или ложность которого заранее неизвестны, но может быть установлена опытным путем, направляет построение любого исследования. Выполняется ли это исследование методом наблюдения или эксперимента, зависит от типа утверждения о психологической закономерности. Гипотезы, включающие утверждения каузального типа, проверяются только в экспериментальном исследовании. Рассматриваемые далее соотношения между уровнями теоретической и экспериментальной гипотез касаются предположений именно о каузальных закономерностях.
Итак, при логическом представлении экспериментальных данных, получаемых с познавательной (или исследовательской) целью, началом рассмотрения является не рабочая гипотеза, а теоретическая, благодаря которой по принципу организации условного суждения «если... то...» эксплицируется экспериментальная гипотеза. Являясь утверждением о каузальной зависимости, экспериментальная гипотеза автоматически порождает высказывание, противопоставляющее ей противоположное утверждение.
Эксперимент может сравниваться с игрой, а в игре есть возможность выигрыша проигрыша. Контргипотеза, противоположная по содержанию экспериментальной, есть проигрыш, но проигрыш этот может также служить цели прибавления знания, как и выигрыш. Если нет возможности сформулировать опровержение экспериментальной гипотезы с точки зрения возможности получить противоречащие ей опытные данные, значит, сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы. Известно, что гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которого не известны, но могут быть проверены опытным путем. Формулирование экспериментальной гипотезы и контргипотезы определяет, в каких направлениях могут рассматриваться ожидаемые эмпирические данные.
Экспериментальная гипотеза ставится в такие критические условия проверки, чтобыравными были шансы получить данные как «за», так и «против» предполагаемой в ней эмпирической закономерности. На этом уровне подразумевается (или формулируется) одновременно и проверка контргипотезы как отрицания предполагаемой каузальной зависимости, следующего из получения данных против исходной гипотезы. Полученные данные должны рассматриваться в первую очередь под этим углом зрения – какая из двух зависимостей установлена эмпирически. Кроме того, одна и та же эмпирическая закономерность может допускать разные причинные интерпретации исходя из разных теоретических посылок или переосмысления «технических» условий проверки гипотезы. Эти другие объяснения называются третьей (по отношению к экспериментальной и контргипотезе) конкурирующей гипотезой. Понятно, что этих «третьих» может быть более чем одна. Однако статистически оцениваются шансы именно экспериментальной и контргипотезы. Тот факт, что поля оцениваемых экспериментально гипотез и возможных других интерпретационных гипотез не тождественны, выступает в качестве одного из «парадоксов К. Поппера» Статистическая гипотеза исследования
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.
Гипотеза – основа для организации эксперимента. Экспериментальная гипотеза – первична, но помимо этого в эксперименте выделяют статистические гипотезы исследования. Любая психологическая гипотеза имеет статистическое оформление, - нельзя строить гипотезы, которые невозможно записать на языке математической статистики.
Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики; выдвигается в ходе статистического анализа результатов эксперимента. Статистической называют гипотезу о виде неизвестного распределения или о параметрах известных распределений.
Статистическими называются гипотезы следующих типов:
1. о виде распределения исследуемой величины;
2. о параметрах распределения, вид которого известен;
3. о равенстве или неравенстве параметров двух или нескольких распределений;
4. о зависимости или независимости двух или нескольких распределений.
Итак: при помощи статистических гипотез мы подтверждаем или опровергаем экспериментальные гипотезы, которые, в свою очередь, подтверждают или опровергают наши эвристики. Статистическая гипотеза — это математическая формализация интуитивного озарения. После того, как статистические гипотезы сформулированы, производится анализ данных.
Различают гипотезы: нулевые и альтернативные.
Гипотезу, утверждающую, что различие между сравниваемыми характеристиками отсутствует, а наблюдаемые отклонения объясняются лишь случайными колебаниями в выборках, на основании которых производится сравнение, называют нулевой (основной) гипотезой и обозначают Н0. Наряду с основной гипотезой рассматривают и альтернативную (конкурирующую, противоречащую) ей гипотезу Н1. И если нулевая гипотеза будет отвергнута, то будет иметь место альтернативная гипотеза.
Альтернативная гипотеза - предположение, принимаемое в случае отклонения нулевой гипотезы. Альтернативная гипотеза утверждает положительную связь между изучаемыми переменными.
Нулевая гипотеза - предположение об отсутствии взаимосвязи или корреляции между исследуемыми переменными. Различают простые и сложные гипотезы. Гипотезу называют простой, если она однозначно характеризует параметр распределения случайной величины. Сложной называют гипотезу, которая состоит из конечного или бесконечного множества простых гипотез.
10. Классификация гипотез по происхождению и содержанию. Различные варианты экспериментальных гипотез.
читать дальшеМожно выделить три типа гипотезы, по ее происхождению:
1. Основывается на теории или модели реальности и представляет собой прогнозы следствия этих теорий или моделей (проверяем возможное следствие из теории).
2. Экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения теорий или ранее обнаруженных закономерностей, но они не основываются на уже существующие теории (поиск противоречий, исключений).
3. Эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории или модели, то есть формулируются для данного случая. После проверки такая гипотеза превращается в факт (опять же только для данного случая); ее цель попытаться понять общие единые причины этого явления; это научное исследование по факту.
читать дальшеПонятие «Экспериментальная психология». Экспериментальная психология – это самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования.
Под экспериментальной психологией понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных.
Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.
Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.
2. Методологические принципы экспериментальной психологии
читать дальшеМетодология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:
Общенаучные методологические принципы:
• Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
• Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
• Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
Специфичные для психологии принципы :
• Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
• Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
• Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
• Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
3. История развития Э.П.
читать дальшеПсихология прошла долгий путь к тому, чтобы стать самостоятельной наукой – от донаучной «житейской» психологии, через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии, к построению психологии как естественной науки.
Столетнее вызревание идеи измеримости психических явлений завершилось в середине XIX в. появлением экспериментальной психологии. Наиболее значимая фигура в этом событии – немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801–1887). Врач, физик, философ, он достиг значительных результатов во всех этих областях. В 1860 г. вышла в свет книга Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики». Этот главный труд Фехнера по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Очень весомый вклад в развитие психологического эксперимента примерно в это же время внес другой немецкий исследователь Герман Гельмгольц (1821–1894). Следующий период в развитии ЭП связан с именем Вильгельма Вундта (1832–1920). Он также был ученым широких интересов: психолог, физиолог, философ, языковед. Вильгельм Вундт превратил «эмпирическую» доэкспериментальную психологию в экспериментальную психологию. Фехнер раньше Вундта начал исследования, которые заложили основы естественнонаучной психологии, но в лаборатории Вундта была создана первая научная психологическая школа. Ему принадлежит честь организации первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), реорганизованной позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину. Лейпцигская лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии. Из ее стен вышли такие выдающиеся исследователи, как Э. Крепелин, О. Кюльпе, С. Холл, М. Кеттелл, Г. Мюнстернберг, Э. Титченер, Ч. Спирмен и др. В созданной В. Вундтом психологической лаборатории прошли подготовку психологи со всего мира, в том числе и из России. Весомый вклад в экспериментальную психологию внес еще один немецкий ученый – Герман Эббингауз (1850–1909). Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. Знаменитая «кривая Эббингауза», демонстрирующая динамику процесса забывания, до сих пор в арсенале науки. В России конца XIX – начала XX в. в экспериментальной психологии наиболее заметная фигура – Г.И. Челпанов (1862–1936). Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта. Главной заслугой Г.И. Челпанова, видимо, следует считать активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 г. он читает курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и на семинарии при Московском психологическом институте. Сочетая в своем курсе лекционные занятия с большим объемом лабораторно-практических работ, он считал, что этот курс должен иметь значение методики экспериментальной психологии и предназначаться для тех, кто предполагает самостоятельно заняться исследованием психических явлений. С тех пор экспериментальная психология в нашей стране стала обязательной учебной дисциплиной в профессиональной подготовке психологов. Опубликованный в 1915 г. учебник Г.И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» выдержал не одно издание и популярен до сих пор. С конца XIX в. исследователи начинают проводить психологические опыты с животными. Сначала их проводили в естественных условиях, позже – в лабораторных. Здесь надо назвать имена Дж. Леббока, Л. Моргана, Э. Торндайка. В конечном итоге экспериментальная работа с животными вылилась в новую дисциплину – зоопсихологию, где эксперимент и наблюдение являются ведущими исследовательскими приемами. Данные зоопсихологии становятся материалом для другой дисциплины – сравнительной психологии, большой вклад в развитие которой внес наш соотечественник – психолог и биолог В.А. Вагнер (1849–1934).
4. Вильгельм Вундт- основоположник экспериментальной психологии
читать дальшеРанние годы
Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.
В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.
Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.
Годы в Лейпциге
В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. 1879 год - год создания экспериментальной лаборатории - считается официальной датой рождения психологии как науки, и ее становление как самостоятельной области научных исследований по праву связывают с именем Вундта. В Лейпцигском университете основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.
Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.
В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов».
Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию. Концепции Вундта в психологии
Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке. Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты. Наследие Вундта
Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.
5. Вклад Эббингауза вразвитие Э.П. Эксперименты Эббинтауза.
читать дальшеВ 1885 году немецкий ученый Герман Эббингауз (Герман Эббингаус), пионер в области экспериментального изучения памяти, опубликовал известную монографию "О памяти". Это были первые систематические эксперименты над человеческой памятью. В качестве пробанда выступал только один человек - сам Эббингауз. Для постановки опыта ученый использовал серии бессмысленных слогов, а именно триграмм (трехбуквенных сочетаний) типа согласный - гласный - согласный. Например, DAX - LOC - BUP. Во время своих многочисленных экспериментов Эббингауз учил наизусть списки из 13 слогов, до тех пор, пока он дважды подряд не мог воспроизвести их без единой ошибки. Спустя определенное количество времени он проверял себя, насколько хорошо этот список сохранился в его голове. В результате многолетних опытов оказалось, что больше всего информации забывается в первые часы после запоминания, а не спустя длительное время, как считалось раньше.
А именно, спустя 20 минут забывается 40% информации, спустя час - 50%, день - 70%. Спустя месяц кривая забывания стает практически горизонтальной.
Современные психологи рекомендуют повторять материал 4 раза:
1-й раз сразу по окончании чтения;
2-ой раз спустя 20 минут после первого повторения;
3-й раз - спустя 8 часов после второго;
4-й раз - через 24 часа после третьего.
Этот, собственно, простой метод интервального повторения позволяет запомнить намного больше нужного материала.
Кроме этого Эббингауз измерял время которое ему требовалось для того чтобы снова 2 раза подряд безошибочно воспроизвести слоги. Ученый хотел знать, во сколько раз повторение быстрее первичного изучения. Оказалось чтобы выучить в первый раз список слогов ему требовалось 1156 сек, а для того чтобы поновить знания только 467 сек. На 1156-467=689 секунд меньше.
Он установил, что осмысленное запоминания в 9 раз быстрее зазубривания.
Меньше всего забываются логические последовательности, потом стихи, потом проза. Поэтому лучше запоминать нужный материал в стихах, придумывать рифмы, еще лучше анализировать его, находить связь между составляющими его частями. Спрашивать себя, что здесь общего и что раздельного.
Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» — явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся вначале и в конце.
6. Классификация научных исследований
читать дальшеКлассификация исследований. Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. Изучение особенностей нарциссической личности Э.Фромм проводил в рамках научной программы исследования причин "злокачественной агрессии". Предложенная Б.Ф.Ломовым программа изучения влияния процесса общения на когнитивные процессы породила исследования динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сравнения процессов индивидуального и группового мышления и т.д.
Исследования по своему характеру можно разделить на:
а) фундаментальные и прикладные;
б) монодисциплинарные и междисциплинарные;
в) аналитические и комплексные.
7. Требования предъявляемые к исследованиям
читать дальше1. Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон неизменны относительно времени и локализации в пространстве.
2. Научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции т.к. научное знание интерсубъективно.
3. До недавнего времени предполагалось, что научный результат не должен зависеть и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь с изучаемым объектом.
8. Этапы эксперимента
читать дальшеОбщая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы
1. Первичная постановка проблемы
• Постановка психологической гипотезы
2. Работа с научной литературой
• Поиск определений базовых понятий
• Составление библиографии по тематике исследования
3. Уточнение гипотезы и определение переменных
• Определение экспериментальной гипотезы
4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
• Управлять независимой переменной
• Регистрировать зависимую переменную
5. Планирование экспериментального исследования
• Выделение дополнительных переменных
• Выбор экспериментального плана
6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
7. Проведение эксперимента
• Подготовка эксперимента
• Инструктирование и мотивирование испытуемых
• Собственно экспериментирование
8. Первичная обработка данных
• Составление таблиц
• Преобразование формы информации
• Проверка данных
9. Статистическая обработка
• Выбор методов статистической обработки
• Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
• Проведение статистической обработки
10. Интерпретация результатов и выводы
11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
9. Экспериментальные и теоретические гипотезы. Статистические гипотезы
читать дальшеТеоретическая и экспериментальная гипотезы. Гипотеза как высказывание, истинность или ложность которого заранее неизвестны, но может быть установлена опытным путем, направляет построение любого исследования. Выполняется ли это исследование методом наблюдения или эксперимента, зависит от типа утверждения о психологической закономерности. Гипотезы, включающие утверждения каузального типа, проверяются только в экспериментальном исследовании. Рассматриваемые далее соотношения между уровнями теоретической и экспериментальной гипотез касаются предположений именно о каузальных закономерностях.
Итак, при логическом представлении экспериментальных данных, получаемых с познавательной (или исследовательской) целью, началом рассмотрения является не рабочая гипотеза, а теоретическая, благодаря которой по принципу организации условного суждения «если... то...» эксплицируется экспериментальная гипотеза. Являясь утверждением о каузальной зависимости, экспериментальная гипотеза автоматически порождает высказывание, противопоставляющее ей противоположное утверждение.
Эксперимент может сравниваться с игрой, а в игре есть возможность выигрыша проигрыша. Контргипотеза, противоположная по содержанию экспериментальной, есть проигрыш, но проигрыш этот может также служить цели прибавления знания, как и выигрыш. Если нет возможности сформулировать опровержение экспериментальной гипотезы с точки зрения возможности получить противоречащие ей опытные данные, значит, сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы. Известно, что гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которого не известны, но могут быть проверены опытным путем. Формулирование экспериментальной гипотезы и контргипотезы определяет, в каких направлениях могут рассматриваться ожидаемые эмпирические данные.
Экспериментальная гипотеза ставится в такие критические условия проверки, чтобыравными были шансы получить данные как «за», так и «против» предполагаемой в ней эмпирической закономерности. На этом уровне подразумевается (или формулируется) одновременно и проверка контргипотезы как отрицания предполагаемой каузальной зависимости, следующего из получения данных против исходной гипотезы. Полученные данные должны рассматриваться в первую очередь под этим углом зрения – какая из двух зависимостей установлена эмпирически. Кроме того, одна и та же эмпирическая закономерность может допускать разные причинные интерпретации исходя из разных теоретических посылок или переосмысления «технических» условий проверки гипотезы. Эти другие объяснения называются третьей (по отношению к экспериментальной и контргипотезе) конкурирующей гипотезой. Понятно, что этих «третьих» может быть более чем одна. Однако статистически оцениваются шансы именно экспериментальной и контргипотезы. Тот факт, что поля оцениваемых экспериментально гипотез и возможных других интерпретационных гипотез не тождественны, выступает в качестве одного из «парадоксов К. Поппера» Статистическая гипотеза исследования
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.
Гипотеза – основа для организации эксперимента. Экспериментальная гипотеза – первична, но помимо этого в эксперименте выделяют статистические гипотезы исследования. Любая психологическая гипотеза имеет статистическое оформление, - нельзя строить гипотезы, которые невозможно записать на языке математической статистики.
Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики; выдвигается в ходе статистического анализа результатов эксперимента. Статистической называют гипотезу о виде неизвестного распределения или о параметрах известных распределений.
Статистическими называются гипотезы следующих типов:
1. о виде распределения исследуемой величины;
2. о параметрах распределения, вид которого известен;
3. о равенстве или неравенстве параметров двух или нескольких распределений;
4. о зависимости или независимости двух или нескольких распределений.
Итак: при помощи статистических гипотез мы подтверждаем или опровергаем экспериментальные гипотезы, которые, в свою очередь, подтверждают или опровергают наши эвристики. Статистическая гипотеза — это математическая формализация интуитивного озарения. После того, как статистические гипотезы сформулированы, производится анализ данных.
Различают гипотезы: нулевые и альтернативные.
Гипотезу, утверждающую, что различие между сравниваемыми характеристиками отсутствует, а наблюдаемые отклонения объясняются лишь случайными колебаниями в выборках, на основании которых производится сравнение, называют нулевой (основной) гипотезой и обозначают Н0. Наряду с основной гипотезой рассматривают и альтернативную (конкурирующую, противоречащую) ей гипотезу Н1. И если нулевая гипотеза будет отвергнута, то будет иметь место альтернативная гипотеза.
Альтернативная гипотеза - предположение, принимаемое в случае отклонения нулевой гипотезы. Альтернативная гипотеза утверждает положительную связь между изучаемыми переменными.
Нулевая гипотеза - предположение об отсутствии взаимосвязи или корреляции между исследуемыми переменными. Различают простые и сложные гипотезы. Гипотезу называют простой, если она однозначно характеризует параметр распределения случайной величины. Сложной называют гипотезу, которая состоит из конечного или бесконечного множества простых гипотез.
10. Классификация гипотез по происхождению и содержанию. Различные варианты экспериментальных гипотез.
читать дальшеМожно выделить три типа гипотезы, по ее происхождению:
1. Основывается на теории или модели реальности и представляет собой прогнозы следствия этих теорий или моделей (проверяем возможное следствие из теории).
2. Экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения теорий или ранее обнаруженных закономерностей, но они не основываются на уже существующие теории (поиск противоречий, исключений).
3. Эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории или модели, то есть формулируются для данного случая. После проверки такая гипотеза превращается в факт (опять же только для данного случая); ее цель попытаться понять общие единые причины этого явления; это научное исследование по факту.
@темы: Экспериментальная психология