31.Генерализация и различение стимулов в теориях научения.
читать дальшеВ теории Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяется на множество подобных положений, наз-ся генерализацией стимула. Например, ребенок, кот-го похвалили за хорошие манеры дома, будет обобщать это поведение в соответствующих ситуациях и вне дома,ребенка не нужно учить, как вести себя в новой ситуации. Хар-рным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением.Деньги- показательный пример. Деньги позволяют нам иметь модную одежду, яркие машины, медицинскую помощь и образование. Соц. одобрение-это генерализованный условный стимул. Например, многие люди проводят массу времени, прихорашиваясь перед зеркалом, в надежде получить одобряющий взгляд супруга или любовника. Хорошие отметки в колледже — тоже позитивный подкрепляющий стимул, потому что ранее за это получали похвалу и одобрение родителей. Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека. Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.
32.Режимы подкрепления в теориях научения.
читать дальшеОсобый интерес Скиннера был сосредоточен в основном на изучении режимов подкрепления. Суть оперантного научения - подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Поведение понятно, если его можно контролировать,внося определенные изменения в условия среды. Понять поведение — значит управлять им. Скиннер изучал, как режим прерывистого, или частичного, подкрепления влияет на оперантное поведение. 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением. Организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций. 2. Режим подкрепления с постоянным интервалом. Организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления. 3. Режим подкрепления с вариативным соотношением.Организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. 4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. Организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал.
33.Виды подкрепления в теориях научения.
читать дальшеПод подкреплением понимается действие, призванное усилить определенную реакцию. Хотя оперантное обусловливание опирается в на использование подкрепления с положительной валентностью, основанных на приближении организма к, такого, как пища, деньги или похвала, последователи Скиннера подчеркивают также важность подкреплений, основанных на бегстве организма от, или на избегании им отвращающих (неприятных) стимулов. В таких случаях реакции подкрепляются устранением неприятных стимулов или возможностью их избежать, а не появлением приятных стимулов. Во всех этих случаях результатом должно быть сохранение или усиление реакции. В связи с этим различают два вида подкреплений: Позитивное подкрепление– это приятный стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне, т.е. повышает вероятность ее повторения. Негативное подкрепление– это неприятный стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию. Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов).
34.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Саморегуляция и познание в поведении.
читать дальшеПоведение человека объясняется в терминах соц.стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. С т. зр. Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Разработанная Б. модель-триада взаимного детерминизма показывает, поведение явл. продуктом деят-ти чел., т.е. люди могут оказывать влияние на собственное поведение.Напр., грубое поведение чел.на званом вечере может привести к тому, что действия окружающих будут, скорее, наказанием, а не поощрением для него. Б. также утверждал:благодаря способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать,т.е. они способны к познават-ым процессам, кот. проявляются через открытые действия.Др. хар-рной чертой соц.-когн. теории является роль, кот-ю она отводит способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать влияние на свое поведение.Б.утверждает, что высшие интел-ные способности, напр. способность оперировать символами,дают нам ср-во воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленный на то, чтобы вести нас к отдаленным целям.
35.Проблема поведения в гештальтпсихологии.
читать дальшеГештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами Вертгеймера,Келера,Коффки и Левина, заложившими методологию этой школы. 1я работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии —«Эксп-ные исслед-я видимого движения» была опубликована в 1912 г.Геш-логия исследовала целостные стр-ры, из кот-х сост. психич. поле, разрабатывая новые экс-ные методы. Т.о., пред-ли геш-логии считали, что предмет психологич.науки - исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также стр-ры и динамики развития личности. Главная идея - в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Выдвигалась новая идея:познание связано с процессом изменения гештальтов, кот-е и определяют хар-р восприятия внешнего мира и поведения в нем. Идеи, развиваемые гешт-психологами, основывались на экс-ном исследовании познавательных процессов. Методологич. подход гешт-логии базировался на нескольких основаниях-понятии психич. поля.Понятие «поле» было заимствовано из физики. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физич.поля. Эта мысль стала ведущей для гешт-психологов, кот. пришли к выводу, что психич. стр-ры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь предметам внешнего поля.
36.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Научение через моделирование.
читать дальшеТеория науч. через наб-ние утверждает, что люди могут обучаться, просто наблюдая за поведением других людей. Чел., за кот. наблюдают, называется моделью.Индивид может усвоить некоторые действия, наблюдая за тем, как выполняет действия модель; этот процесс наз.моделированием.Напр., ребенок может освоить язык, наблюдая за родителями и др.людьми.Б. устанавил, что все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями.Фактор наблюдения-ключ к проблеме.Через наблюдение они могут научиться быть агрессивными, отзывчивыми или даже несносными. Во многих случаях необходимо учиться моделируемому поведению именно таким образом, как оно выполняется.При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали.
37.Французская психологическая школа П. Жане.
читать дальшеОснователем школы был Дюркгейм,кот. создал концепцию первобытного мышления. Проблема социальности чел-го сознания получила развитие в психологической концепции франц. психолога, психиатра и невролога П.Жане. Единицей анализа в психологии Жане явл. действие, в кот. психич. включено в качестве необходимой составляющей. Во-первых, психические явления- «подготавливающая» часть действия. Например, желание есть уже «начало действия, которое осуществляется не полностью».
Во-вторых, чувства – это регуляторы действия, обусловливающие темп протекания действия и способ его выполнения. В-третьих, зарождение психики связано с появлением активных движений живого организма. В-четвертых, умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека, результат их интериоризации.
38.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Основные процессы научения через наблюдение.
читать дальшеСоц.-когн.теория предпол., что моделирование влияет на научение через его информативную ф-ю. Т.е. во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности.Научение через наблюдение регулируется четырьмя компонентами:внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.
1 Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения; модели и правильно поймет их.Б. показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные модели являются наиболее. 2. Процессы сохранения: запоминание модели. Второй набор процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то. Попросту говоря, наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит ее. действие.3. Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий компонент научения через наблюдение-это перевод инф-и, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. 4. Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый и последний компонент моделирования касается переменных подкрепления. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение.
39.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Косвенное обусловливание.
читать дальшеПроцесс научения ,известный как косвенное обусловливание, был продемонстрирован и на людях и на животных. Так, обнаружилось, что люди-испытуемые, которые наблюдали за тем, как модель демонстрирует условную реакцию страха, косвенно вырабатывают у себя условную эмоциональную реакцию на изначально нейтральные стимулы .Аналогичным образом, в эксперименте с животными было обнаружено, что интенсивный и стойкий страх перед змеями вырабатывается у юных обезьян в процессе наблюдения за тем, как их родители испуганно ведут себя в присутствии настоящих или игрушечных змей. Что особенно поразительно в этом исследовании, так это то, что период наблюдения за эмоциональной реакцией родителей был иногда очень коротким. Более того, обнаружилось, что если уж косвенное обусловливание произошло, то страх оказывается сильным, сохраняется на протяжении длительного времени и проявляется и в других ситуациях, далеких от той, в которой эмоциональная реакция наблюдалась в первый раз.Научение через наблюдение может оказывать очень сильное влияние на человека, не следует думать, что оно происходит автоматически или что мы обречены следовать по пятам за другими людьми. наблюдения и подражания.
40.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Самоподкрепление.
читать дальшеС точки зрения соц.-когн.теории многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением.Б.утверждает, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя.Самоподкрепление имеет место тогда, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Во многих других областях деятельности люди сами оценивают свое поведение и поощряют или наказывают себя. Они поздравляют себя со своими мыслями и поступками; они хвалят себя или разочаровываются в своих достоинствах; и они сами выбирают моральные и материальные поощрения и наказания из множества доступных им. С т.зр.Б., саморегулируемые побуждения усиливают поведение в через свою мотивационную ф-ю.Т.е.,в рез-те самоудовл-ния от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Б.утверждает, что поведенин человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики.
читать дальшеВ теории Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяется на множество подобных положений, наз-ся генерализацией стимула. Например, ребенок, кот-го похвалили за хорошие манеры дома, будет обобщать это поведение в соответствующих ситуациях и вне дома,ребенка не нужно учить, как вести себя в новой ситуации. Хар-рным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением.Деньги- показательный пример. Деньги позволяют нам иметь модную одежду, яркие машины, медицинскую помощь и образование. Соц. одобрение-это генерализованный условный стимул. Например, многие люди проводят массу времени, прихорашиваясь перед зеркалом, в надежде получить одобряющий взгляд супруга или любовника. Хорошие отметки в колледже — тоже позитивный подкрепляющий стимул, потому что ранее за это получали похвалу и одобрение родителей. Скиннер полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека. Скиннер предположил, что здоровое личностное развитие происходит в результате взаимодействия генерализирующей и различительной способностей, с помощью которых мы регулируем наше поведение так, чтобы максимизировать позитивное подкрепление и минимизировать наказание.
32.Режимы подкрепления в теориях научения.
читать дальшеОсобый интерес Скиннера был сосредоточен в основном на изучении режимов подкрепления. Суть оперантного научения - подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Поведение понятно, если его можно контролировать,внося определенные изменения в условия среды. Понять поведение — значит управлять им. Скиннер изучал, как режим прерывистого, или частичного, подкрепления влияет на оперантное поведение. 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением. Организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций. 2. Режим подкрепления с постоянным интервалом. Организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления. 3. Режим подкрепления с вариативным соотношением.Организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. 4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. Организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал.
33.Виды подкрепления в теориях научения.
читать дальшеПод подкреплением понимается действие, призванное усилить определенную реакцию. Хотя оперантное обусловливание опирается в на использование подкрепления с положительной валентностью, основанных на приближении организма к, такого, как пища, деньги или похвала, последователи Скиннера подчеркивают также важность подкреплений, основанных на бегстве организма от, или на избегании им отвращающих (неприятных) стимулов. В таких случаях реакции подкрепляются устранением неприятных стимулов или возможностью их избежать, а не появлением приятных стимулов. Во всех этих случаях результатом должно быть сохранение или усиление реакции. В связи с этим различают два вида подкреплений: Позитивное подкрепление– это приятный стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне, т.е. повышает вероятность ее повторения. Негативное подкрепление– это неприятный стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию. Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов).
34.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Саморегуляция и познание в поведении.
читать дальшеПоведение человека объясняется в терминах соц.стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. С т. зр. Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Разработанная Б. модель-триада взаимного детерминизма показывает, поведение явл. продуктом деят-ти чел., т.е. люди могут оказывать влияние на собственное поведение.Напр., грубое поведение чел.на званом вечере может привести к тому, что действия окружающих будут, скорее, наказанием, а не поощрением для него. Б. также утверждал:благодаря способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать,т.е. они способны к познават-ым процессам, кот. проявляются через открытые действия.Др. хар-рной чертой соц.-когн. теории является роль, кот-ю она отводит способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать влияние на свое поведение.Б.утверждает, что высшие интел-ные способности, напр. способность оперировать символами,дают нам ср-во воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения. Наша способность формировать образы желаемых результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленный на то, чтобы вести нас к отдаленным целям.
35.Проблема поведения в гештальтпсихологии.
читать дальшеГештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами Вертгеймера,Келера,Коффки и Левина, заложившими методологию этой школы. 1я работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии —«Эксп-ные исслед-я видимого движения» была опубликована в 1912 г.Геш-логия исследовала целостные стр-ры, из кот-х сост. психич. поле, разрабатывая новые экс-ные методы. Т.о., пред-ли геш-логии считали, что предмет психологич.науки - исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также стр-ры и динамики развития личности. Главная идея - в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Выдвигалась новая идея:познание связано с процессом изменения гештальтов, кот-е и определяют хар-р восприятия внешнего мира и поведения в нем. Идеи, развиваемые гешт-психологами, основывались на экс-ном исследовании познавательных процессов. Методологич. подход гешт-логии базировался на нескольких основаниях-понятии психич. поля.Понятие «поле» было заимствовано из физики. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физич.поля. Эта мысль стала ведущей для гешт-психологов, кот. пришли к выводу, что психич. стр-ры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь предметам внешнего поля.
36.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Научение через моделирование.
читать дальшеТеория науч. через наб-ние утверждает, что люди могут обучаться, просто наблюдая за поведением других людей. Чел., за кот. наблюдают, называется моделью.Индивид может усвоить некоторые действия, наблюдая за тем, как выполняет действия модель; этот процесс наз.моделированием.Напр., ребенок может освоить язык, наблюдая за родителями и др.людьми.Б. устанавил, что все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями.Фактор наблюдения-ключ к проблеме.Через наблюдение они могут научиться быть агрессивными, отзывчивыми или даже несносными. Во многих случаях необходимо учиться моделируемому поведению именно таким образом, как оно выполняется.При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали.
37.Французская психологическая школа П. Жане.
читать дальшеОснователем школы был Дюркгейм,кот. создал концепцию первобытного мышления. Проблема социальности чел-го сознания получила развитие в психологической концепции франц. психолога, психиатра и невролога П.Жане. Единицей анализа в психологии Жане явл. действие, в кот. психич. включено в качестве необходимой составляющей. Во-первых, психические явления- «подготавливающая» часть действия. Например, желание есть уже «начало действия, которое осуществляется не полностью».
Во-вторых, чувства – это регуляторы действия, обусловливающие темп протекания действия и способ его выполнения. В-третьих, зарождение психики связано с появлением активных движений живого организма. В-четвертых, умственная деятельность понимается Жане как производная от практических действий человека, результат их интериоризации.
38.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Основные процессы научения через наблюдение.
читать дальшеСоц.-когн.теория предпол., что моделирование влияет на научение через его информативную ф-ю. Т.е. во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности.Научение через наблюдение регулируется четырьмя компонентами:внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.
1 Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения; модели и правильно поймет их.Б. показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные модели являются наиболее. 2. Процессы сохранения: запоминание модели. Второй набор процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то. Попросту говоря, наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит ее. действие.3. Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий компонент научения через наблюдение-это перевод инф-и, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. 4. Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый и последний компонент моделирования касается переменных подкрепления. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение.
39.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Косвенное обусловливание.
читать дальшеПроцесс научения ,известный как косвенное обусловливание, был продемонстрирован и на людях и на животных. Так, обнаружилось, что люди-испытуемые, которые наблюдали за тем, как модель демонстрирует условную реакцию страха, косвенно вырабатывают у себя условную эмоциональную реакцию на изначально нейтральные стимулы .Аналогичным образом, в эксперименте с животными было обнаружено, что интенсивный и стойкий страх перед змеями вырабатывается у юных обезьян в процессе наблюдения за тем, как их родители испуганно ведут себя в присутствии настоящих или игрушечных змей. Что особенно поразительно в этом исследовании, так это то, что период наблюдения за эмоциональной реакцией родителей был иногда очень коротким. Более того, обнаружилось, что если уж косвенное обусловливание произошло, то страх оказывается сильным, сохраняется на протяжении длительного времени и проявляется и в других ситуациях, далеких от той, в которой эмоциональная реакция наблюдалась в первый раз.Научение через наблюдение может оказывать очень сильное влияние на человека, не следует думать, что оно происходит автоматически или что мы обречены следовать по пятам за другими людьми. наблюдения и подражания.
40.Проблема поведения в социально-когнитивной теории. Самоподкрепление.
читать дальшеС точки зрения соц.-когн.теории многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением.Б.утверждает, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя.Самоподкрепление имеет место тогда, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Во многих других областях деятельности люди сами оценивают свое поведение и поощряют или наказывают себя. Они поздравляют себя со своими мыслями и поступками; они хвалят себя или разочаровываются в своих достоинствах; и они сами выбирают моральные и материальные поощрения и наказания из множества доступных им. С т.зр.Б., саморегулируемые побуждения усиливают поведение в через свою мотивационную ф-ю.Т.е.,в рез-те самоудовл-ния от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Б.утверждает, что поведенин человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики.
@темы: Психология активности