11.Трактовка понятия поведения у Уотсона.
читать дальшеУченым, который широко внедрил метод условных рефлексов в психол-кие исслед-ния, стал Уотсон. Он описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Услов. рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется со стимулом, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. В исследованиях У. изучал стимулы, кот-е вызывали у младенцев эмоциональные реакции. Он выяснил, что младенцы демонстрируют три осн. эмоц-ные реакции: страх, гнев и любовь. Страх порождается громкими звуками и внезапной потерей поддержки; гнев - ограничением свободы движений;любовь - ласками, прикосновениями, укачиванием и поглаживанием. Уотсон и Райнер продемонстрировали правильность теории выработки эмоциональной реакции с помощью условных рефлексов в ходе экс-ного исслед-ния, проведенного с 11-месячным Альбертом, кот-го приучили бояться белой крысы, хотя до эксперимента он такого страха не испытывал. Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того, как крыса и звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (УР) - плач и запрокидывание - наступала, когда ему только показывали животное. Через 5 дней экс-торы показали Альберту др. предметы, кот-е напоминали крысу. Было обнаружено, что реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика, пальто из котикового меха, маску Санта Клауса и даже волосы экспериментатора. Уотсон, считал, что бихевиоризм имеет дело со всем организмом в целом, со всеми его связями с окружающей средой.
12. Концепция поведения у Скиннера Б.,
читать дальшеСкиннер стремился понять причины поведения и научиться им управлять. «наука и человеческое поведение» (1953), «Технология обучения» (1968). Скиннер считал, что Джон Уотсон изучал, какой стимул вызывает какую реакцию. Стимульное поведение – это условный рефлекс, т.к. он связан с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Собаке по звонку дается мясо независимо от того, что она в этот момент делает. Такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления. При оперантном обучении подкрепляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент, и которые приводят к нужному результату. Сложная реакция при этом разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. При обучении голубя сложной реакции – выходу из клетки при помощи нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, добиваясь безошибочного выполнения этой сложной операции. Такой подход к формированию нужной реакции был более эффективным. Такое поведение было намного устойчивей, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления.
оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом, но и за процессом выполнения действия.
Разработанный Скиннером метод программного обучения позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Однако, у этих программ был и существенный недостаток: экстериоризация, играющая положительную роль в начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных действий.
13Проблемный ящик Скиннера Б.
читать дальше Бурхус Скиннер (1904—1990). Услов¬ный рефлекс он назвал оперантной реакцией.
По Павлову, новая реакция вырабатывалась в ответ на услов¬ный сигнал при его подкреплении (например, когда перед кормле¬нием раздавался стук метронома и т.п.). По Скиннеру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.
Скиннер сконструировал экспериментальный ящик, в котором белая крыса (или голубь) могла нажимать на рычажок (или кноп¬ку). Перед ними была кормушка и набор раздражителей. Из этих простых элементов Скиннер составлял множество различных «пла¬нов подкрепления» (например, перед крысой находятся два рыча¬га, и она оказывается в ситуации выбора: или крыса получает пищу только тогда, когда вслед за нажатием на рычаг загорается лампоч¬ка, или пища выдается только при нажиме с определенной силой, частотой и т.д.).
Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков.
Во время Второй мировой войны Скиннер работал над проек¬том использования голубей для управления стрельбой по самоле¬там. Посетив однажды урок арифметики в колледже, где занима¬лась его дочь, Скиннер ужаснулся, сколь мало используются данные психологии.
В целях улучшения преподавания он изобрел серию обучаю¬щих машин и разработал концепцию программированного обуче¬ния. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, со¬здать программу «изготовления» людей для нового общества.
14. Эмпирические исследования Халла К.
читать дальшеДругой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Хол¬лу (1884-1952) и его школе.
В к19 – н 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. В своей лаборатории Холл исследовал детей под-ого и юн-го возраста, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля (зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования).Он ввел в формулу «стимул — реакция» другое среднее зве¬но, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).
Она придает поведению энергию, создает незримый потен¬циал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Холл заимствовал у И.П. Павлова), и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается.
В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние
15.Значение научной деятельности Толмена Э.
читать дальшеПервым из них был американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: сти¬мул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).
Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как не доступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта.
Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь па строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблю¬даемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведе¬ние предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».
Эти карты животное само строит. Они и ориентируют его в ла¬биринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, «что ве¬дет к чему». Положение о том, что психические образы служат регу¬лятором действия, было обосновано гештальт-теорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.
16.Проблема поведения в психоанализе.
читать дальшеВ отличие от предыдущих направлений в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты – на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ. Главная заслуга Фрейда состоит в том, что он сумел создать нетрадиционное учение, оказавшее заметное влияние на смену парадигм мышления. Важным для Фрейда было положение Брентано об интенциональности, целевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека.Как направление сформировалось в 1910г. Основные методологические принципы:
1. Движущие силы развития психики врожденные и бессознательные.
2. Детерминанта психического развития – адаптация к среде.
3. Отношения между личностью и обществом всегда конфликтное.
4. Наибольшее значение в развитии являются первые годы до 5-7 лет
Основой является понимание психики как энергии.
17.Теория мотивации поведения Фрейда З.
читать дальшеФрейд стал интересоваться возможностью лечения истерических расстройств внушением. разрабатывает совместно с Брейером особый метод гипнотерапии. Когда пациент в состоянии гипноза рассказывал о травмировавших его событиях, симптомы истерии ослабевали или совсем исчезали. Брейер называл этот феномен катарсисом – термином, применявшимся Аристотелем для обозначения «очищения души» при восприятии трагедии. В дальнейшем от гипноза как метода психотерапии Фрейд отказался. Вместо гипноза он стал широко применять методику «свободных ассоциаций».
В качестве силы, движущей душевной жизнью Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо. Эти странности объяснялись чисто физиологически. Влечение объяснялось деятельностью половых желез, нервных центров и т.д. Анна О пример
Трансфер – перенос, обмен энергией между пациентом и врачом
Свой подход Фрейд назвал психоанализом, изложив его основные положения в книге «Толкование сновидений» (1900), которую он неизменно считал своим главным трудом.
В психической жизни выделялось три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный.
Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидо. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов налагаемых обществом. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения –инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой.
Либидо и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни.
Центральной для Фрейда становится концепция об инфантильной сексуальности). Фрейд считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни.
Первый этап - либидо-объект – характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этап длится до года и называется оральная стадия, т.к. удовлетворение происходит при раздражении полости рта.
Второй этап длится до начала полового созревания и называется либидо-субъект. Для реализации либидо ребенку не требуется никакой внешний объект, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний. - анальная (до 3-х лет) – ребенок учится определенным навыкам туалета.
- фаллическая (с трех лет до подросткового возраста) – дети начинают осознавать свои сексуальные отличия. Формируется эдипов комплекс, растет напряженность в отношениях с родителями своего пола.
Третий этап начинается в подростковом возрасте и называется либидо-объект, т.к. для удовлетворения либидозного влечения человеку необходим партнер. Эту стадию называют генитальной, т.к. для разрядки человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола.
В дальнейшем в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Я и Оно» (1923) он предлагает иную модель личности, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго), и сверх-Я (супер-эго).
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, ничего не знает ни о реальности, ни об
Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний
сверх-Я, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью От напряжений, специальных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, регрессии.
18.Ошибочные действия в теории психоанализа
читать дальше ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОМАХИ) – часто встречающиеся и мало привлекающие к себе внимание явления, которые наблюдаются у любого здорового человека и которые воспринимаются им как досадная случайность, недоразумение. З. Фрейд различал три группы ошибочных действий. К первой группе он относил оговорки, описки, очитки, ослышки. Ко второй – такие явления, в основе которых лежит временное забывание имен и выполнение обещаний. К третьей – запрятывание, затеривание предметов, а также ошибки-заблуждения, когда на какое-то время человек верит тому, о чем он знает, что это не соответствует действительности.
Ошибочные действия представляют значительный интерес для психоаналитика, так как доказывают существование вытеснения и образования замещения не только у невротиков, но и у вполне нормальных людей. Они выражают собой импульсы и намерения, скрытые от сознания человека. Благодаря им человек непроизвольно выдает многие свои тайны, в том числе самые интимные, сокровенные.
В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) З. Фрейд привел многочисленные случаи оговорок, забывания имен, затеривания предметов, вызывающих недоумение у человека, совершившего ошибочное действие. При этом основатель психоанализа продемонстрировал искусство толкования ошибочных действий, возможность получения косвенных улик из психической ситуации и аналитические способности по разъяснению смысла совершенных человеком ошибочных деяний.
З. Фрейд показал, что наиболее важным и существенным в ошибочных действиях человека являются не форма или средства, которыми они пользуются, а намерения, которым служат эти действия. Именно раскрытие намерений, считал З. Фрейд, способствует пониманию бессознательных процессов, развертывающихся в психике человека и предопределяющих его жизнедеятельность.
Будучи психическими актами, ошибочные действия возникают в результате наложения друг на друга различных намерений. Одно из этих намерений З. Фрейд называет нарушенным, другое – нарушающим. Нарушающее намерение может иметь отношение к содержанию нарушенного намерения. Однако в менее ясных и более интересных случаях нарушающее намерение не имеет ничего общего с нарушенным намерением.
Психический механизм возникновения ошибочного действия сводится к тому, что одно из намерений подвергается вытеснению. Его реализация не допускается человеком. В результате этого оно проявляется в нарушении другого намерения.
19.Группы ошибочных действий в теории психоанализа.
читать дальшеВ поведении человека часто наблюдаются явления, которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у любого здорового человека.Это - ошибочные действия чел. К первой группе относят: оговорки — когда, желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое; описки — когда то же самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным;очитки — когда читают не то, что напечатано или написано;ослышки — когда человек слышит не то, что ему говорят, нарушения слуха по органическим причинам сюда, конечно, не относятся. В основе другой группы таких явлений лежит забывание, чел. не может вспомнить имени, которое он знает и обычно затем вспоминает. К третьей группе относится запрятывание, когда человек куда-то убирает какой-либо предмет, так что не может его больше найти, или при совершенно аналогичном затеривании. Сюда же относятся определенные ошибки-заблуждения, которые также имеют временной аспект, когда на какое-то время веришь чему-то, о чем до и после знаешь, что это не соответствует действительности, и целый ряд подобных явлений, имеющих различные названия.
20.Причины возникновения ошибочных действий в теории психоанализа.
читать дальшеОшибочные действия могут быть вызваны небольшими отклонениями функций, неточностями в психической деятельности при определенных условиях. Человек может оговориться: 1) если ему нездоровится и он устал; 2) если он взволнован; 3) если он слишком занят другими вещами. Это легко может подтвердить каждый человек опираясь на свой жизненный опыт. В волнении человек также часто путает слова; захватывает «по ошибке» не те предметы, забывает о намерениях, да и производит массу других непредвиденных действий по рассеянности, т. е. так, как если бы внимание было сконцентрировано на чем-то другом. Недомогание и нарушение кровообращения являются физиологич. причинами нарушений нормальной деятельности; волнение, усталость, рассеянность — причины другого характера, которые можно назвать психофизиологич. Таким образом во всех случаях дело сводится к результатам расстройства внимания органической или психической этиологии.
Ранее было отмечено, что ошибочные действия возникают в результате наложения друг на друга двух различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным, а другое нарушающим. И, если, нарушенные намерения не представляют собой проблему для понимания, то вот другие вызывают некоторые вопросы. Т.о., для целей психол-ких исслед-ний ошибочных действий важным является стремление понять их как проявление борьбы душевных сил, как выражение целенап-ных тенденций, кот-е работают согласно друг с другом или друг против друга.
читать дальшеУченым, который широко внедрил метод условных рефлексов в психол-кие исслед-ния, стал Уотсон. Он описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Услов. рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется со стимулом, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. В исследованиях У. изучал стимулы, кот-е вызывали у младенцев эмоциональные реакции. Он выяснил, что младенцы демонстрируют три осн. эмоц-ные реакции: страх, гнев и любовь. Страх порождается громкими звуками и внезапной потерей поддержки; гнев - ограничением свободы движений;любовь - ласками, прикосновениями, укачиванием и поглаживанием. Уотсон и Райнер продемонстрировали правильность теории выработки эмоциональной реакции с помощью условных рефлексов в ходе экс-ного исслед-ния, проведенного с 11-месячным Альбертом, кот-го приучили бояться белой крысы, хотя до эксперимента он такого страха не испытывал. Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того, как крыса и звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (УР) - плач и запрокидывание - наступала, когда ему только показывали животное. Через 5 дней экс-торы показали Альберту др. предметы, кот-е напоминали крысу. Было обнаружено, что реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика, пальто из котикового меха, маску Санта Клауса и даже волосы экспериментатора. Уотсон, считал, что бихевиоризм имеет дело со всем организмом в целом, со всеми его связями с окружающей средой.
12. Концепция поведения у Скиннера Б.,
читать дальшеСкиннер стремился понять причины поведения и научиться им управлять. «наука и человеческое поведение» (1953), «Технология обучения» (1968). Скиннер считал, что Джон Уотсон изучал, какой стимул вызывает какую реакцию. Стимульное поведение – это условный рефлекс, т.к. он связан с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Собаке по звонку дается мясо независимо от того, что она в этот момент делает. Такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления. При оперантном обучении подкрепляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент, и которые приводят к нужному результату. Сложная реакция при этом разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. При обучении голубя сложной реакции – выходу из клетки при помощи нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, добиваясь безошибочного выполнения этой сложной операции. Такой подход к формированию нужной реакции был более эффективным. Такое поведение было намного устойчивей, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления.
оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за конечным результатом, но и за процессом выполнения действия.
Разработанный Скиннером метод программного обучения позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Однако, у этих программ был и существенный недостаток: экстериоризация, играющая положительную роль в начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных действий.
13Проблемный ящик Скиннера Б.
читать дальше Бурхус Скиннер (1904—1990). Услов¬ный рефлекс он назвал оперантной реакцией.
По Павлову, новая реакция вырабатывалась в ответ на услов¬ный сигнал при его подкреплении (например, когда перед кормле¬нием раздавался стук метронома и т.п.). По Скиннеру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.
Скиннер сконструировал экспериментальный ящик, в котором белая крыса (или голубь) могла нажимать на рычажок (или кноп¬ку). Перед ними была кормушка и набор раздражителей. Из этих простых элементов Скиннер составлял множество различных «пла¬нов подкрепления» (например, перед крысой находятся два рыча¬га, и она оказывается в ситуации выбора: или крыса получает пищу только тогда, когда вслед за нажатием на рычаг загорается лампоч¬ка, или пища выдается только при нажиме с определенной силой, частотой и т.д.).
Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков.
Во время Второй мировой войны Скиннер работал над проек¬том использования голубей для управления стрельбой по самоле¬там. Посетив однажды урок арифметики в колледже, где занима¬лась его дочь, Скиннер ужаснулся, сколь мало используются данные психологии.
В целях улучшения преподавания он изобрел серию обучаю¬щих машин и разработал концепцию программированного обуче¬ния. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, со¬здать программу «изготовления» людей для нового общества.
14. Эмпирические исследования Халла К.
читать дальшеДругой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Хол¬лу (1884-1952) и его школе.
В к19 – н 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. В своей лаборатории Холл исследовал детей под-ого и юн-го возраста, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля (зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования).Он ввел в формулу «стимул — реакция» другое среднее зве¬но, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).
Она придает поведению энергию, создает незримый потен¬циал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Холл заимствовал у И.П. Павлова), и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается.
В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние
15.Значение научной деятельности Толмена Э.
читать дальшеПервым из них был американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: сти¬мул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).
Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как не доступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта.
Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь па строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблю¬даемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведе¬ние предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».
Эти карты животное само строит. Они и ориентируют его в ла¬биринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, «что ве¬дет к чему». Положение о том, что психические образы служат регу¬лятором действия, было обосновано гештальт-теорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.
16.Проблема поведения в психоанализе.
читать дальшеВ отличие от предыдущих направлений в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты – на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ. Главная заслуга Фрейда состоит в том, что он сумел создать нетрадиционное учение, оказавшее заметное влияние на смену парадигм мышления. Важным для Фрейда было положение Брентано об интенциональности, целевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека.Как направление сформировалось в 1910г. Основные методологические принципы:
1. Движущие силы развития психики врожденные и бессознательные.
2. Детерминанта психического развития – адаптация к среде.
3. Отношения между личностью и обществом всегда конфликтное.
4. Наибольшее значение в развитии являются первые годы до 5-7 лет
Основой является понимание психики как энергии.
17.Теория мотивации поведения Фрейда З.
читать дальшеФрейд стал интересоваться возможностью лечения истерических расстройств внушением. разрабатывает совместно с Брейером особый метод гипнотерапии. Когда пациент в состоянии гипноза рассказывал о травмировавших его событиях, симптомы истерии ослабевали или совсем исчезали. Брейер называл этот феномен катарсисом – термином, применявшимся Аристотелем для обозначения «очищения души» при восприятии трагедии. В дальнейшем от гипноза как метода психотерапии Фрейд отказался. Вместо гипноза он стал широко применять методику «свободных ассоциаций».
В качестве силы, движущей душевной жизнью Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо. Эти странности объяснялись чисто физиологически. Влечение объяснялось деятельностью половых желез, нервных центров и т.д. Анна О пример
Трансфер – перенос, обмен энергией между пациентом и врачом
Свой подход Фрейд назвал психоанализом, изложив его основные положения в книге «Толкование сновидений» (1900), которую он неизменно считал своим главным трудом.
В психической жизни выделялось три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный.
Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидо. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов налагаемых обществом. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения –инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой.
Либидо и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни.
Центральной для Фрейда становится концепция об инфантильной сексуальности). Фрейд считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни.
Первый этап - либидо-объект – характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этап длится до года и называется оральная стадия, т.к. удовлетворение происходит при раздражении полости рта.
Второй этап длится до начала полового созревания и называется либидо-субъект. Для реализации либидо ребенку не требуется никакой внешний объект, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний. - анальная (до 3-х лет) – ребенок учится определенным навыкам туалета.
- фаллическая (с трех лет до подросткового возраста) – дети начинают осознавать свои сексуальные отличия. Формируется эдипов комплекс, растет напряженность в отношениях с родителями своего пола.
Третий этап начинается в подростковом возрасте и называется либидо-объект, т.к. для удовлетворения либидозного влечения человеку необходим партнер. Эту стадию называют генитальной, т.к. для разрядки человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола.
В дальнейшем в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Я и Оно» (1923) он предлагает иную модель личности, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго), и сверх-Я (супер-эго).
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, ничего не знает ни о реальности, ни об
Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний
сверх-Я, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью От напряжений, специальных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, регрессии.
18.Ошибочные действия в теории психоанализа
читать дальше ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОМАХИ) – часто встречающиеся и мало привлекающие к себе внимание явления, которые наблюдаются у любого здорового человека и которые воспринимаются им как досадная случайность, недоразумение. З. Фрейд различал три группы ошибочных действий. К первой группе он относил оговорки, описки, очитки, ослышки. Ко второй – такие явления, в основе которых лежит временное забывание имен и выполнение обещаний. К третьей – запрятывание, затеривание предметов, а также ошибки-заблуждения, когда на какое-то время человек верит тому, о чем он знает, что это не соответствует действительности.
Ошибочные действия представляют значительный интерес для психоаналитика, так как доказывают существование вытеснения и образования замещения не только у невротиков, но и у вполне нормальных людей. Они выражают собой импульсы и намерения, скрытые от сознания человека. Благодаря им человек непроизвольно выдает многие свои тайны, в том числе самые интимные, сокровенные.
В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) З. Фрейд привел многочисленные случаи оговорок, забывания имен, затеривания предметов, вызывающих недоумение у человека, совершившего ошибочное действие. При этом основатель психоанализа продемонстрировал искусство толкования ошибочных действий, возможность получения косвенных улик из психической ситуации и аналитические способности по разъяснению смысла совершенных человеком ошибочных деяний.
З. Фрейд показал, что наиболее важным и существенным в ошибочных действиях человека являются не форма или средства, которыми они пользуются, а намерения, которым служат эти действия. Именно раскрытие намерений, считал З. Фрейд, способствует пониманию бессознательных процессов, развертывающихся в психике человека и предопределяющих его жизнедеятельность.
Будучи психическими актами, ошибочные действия возникают в результате наложения друг на друга различных намерений. Одно из этих намерений З. Фрейд называет нарушенным, другое – нарушающим. Нарушающее намерение может иметь отношение к содержанию нарушенного намерения. Однако в менее ясных и более интересных случаях нарушающее намерение не имеет ничего общего с нарушенным намерением.
Психический механизм возникновения ошибочного действия сводится к тому, что одно из намерений подвергается вытеснению. Его реализация не допускается человеком. В результате этого оно проявляется в нарушении другого намерения.
19.Группы ошибочных действий в теории психоанализа.
читать дальшеВ поведении человека часто наблюдаются явления, которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у любого здорового человека.Это - ошибочные действия чел. К первой группе относят: оговорки — когда, желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое; описки — когда то же самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным;очитки — когда читают не то, что напечатано или написано;ослышки — когда человек слышит не то, что ему говорят, нарушения слуха по органическим причинам сюда, конечно, не относятся. В основе другой группы таких явлений лежит забывание, чел. не может вспомнить имени, которое он знает и обычно затем вспоминает. К третьей группе относится запрятывание, когда человек куда-то убирает какой-либо предмет, так что не может его больше найти, или при совершенно аналогичном затеривании. Сюда же относятся определенные ошибки-заблуждения, которые также имеют временной аспект, когда на какое-то время веришь чему-то, о чем до и после знаешь, что это не соответствует действительности, и целый ряд подобных явлений, имеющих различные названия.
20.Причины возникновения ошибочных действий в теории психоанализа.
читать дальшеОшибочные действия могут быть вызваны небольшими отклонениями функций, неточностями в психической деятельности при определенных условиях. Человек может оговориться: 1) если ему нездоровится и он устал; 2) если он взволнован; 3) если он слишком занят другими вещами. Это легко может подтвердить каждый человек опираясь на свой жизненный опыт. В волнении человек также часто путает слова; захватывает «по ошибке» не те предметы, забывает о намерениях, да и производит массу других непредвиденных действий по рассеянности, т. е. так, как если бы внимание было сконцентрировано на чем-то другом. Недомогание и нарушение кровообращения являются физиологич. причинами нарушений нормальной деятельности; волнение, усталость, рассеянность — причины другого характера, которые можно назвать психофизиологич. Таким образом во всех случаях дело сводится к результатам расстройства внимания органической или психической этиологии.
Ранее было отмечено, что ошибочные действия возникают в результате наложения друг на друга двух различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным, а другое нарушающим. И, если, нарушенные намерения не представляют собой проблему для понимания, то вот другие вызывают некоторые вопросы. Т.о., для целей психол-ких исслед-ний ошибочных действий важным является стремление понять их как проявление борьбы душевных сил, как выражение целенап-ных тенденций, кот-е работают согласно друг с другом или друг против друга.
@темы: Психология активности