1.Введение в психологические основы поведения человека.
читать дальшеОдной из традиционных теоретич. и практич. проблем в психологии было изучение поведенческих реакций чел. Нередко и саму псих-гию определяют как науку о поведении. В частности, работами Бехтерева, Ананьева было доказано, что поведение следует рассматривать как показатель психич. активности чел. Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удов-ние биологич,физиологич,псих-ких и соц. потребностей.Нетрудно заметить, что рассматриваемое понятие близко к понятию инстинкт, который в физиологии определяют как жизненно важную целенаправленную форму поведения, обуслов-ную врожденными механизмами, реализующуюся в ходе онтогенетического развития.В поведении можно выделить следующие взаимосвязанные этапы. Во-первых, формирование потребности. Во-вторых, развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении. В-третьих, развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности. В-четвертых, принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации. В-пятых, поиск или формирование программы для реализации принятого решения. В-шестых, осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа специфического по модальности удовлетворения, удовольствия или даже экстаза. Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения вида. Физиологические потребности связаны с существованием индивида на протяжении его реальной жизни. Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности чел. Соц. потребности связаны с интересами общества.В определенных условиях они становятся определяющими и подавляют все другие потребности.
2. ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
читать дальшеВ психологии мотивации различают произвольную и непроизвольную активность.
Произвольной активностью можно назвать поведение человека, когда известно, что отдельные ее стадии согласуются с меняющимися условиями ситуации и продолжаются ровно столько, сколько необходимо для достижения определенного результата. Среди единиц произвольного поведения следует различать действия и навыки. Непроизвольными являются единицы активности, связанные с переживаниями типа сна или грезы, когда человек предается размышлениям. чисто рефлекторные ответы (н, мигательный рефлекс и ориентировочная реакция), так и условные сигнальные реакции.
Активность еще можно различать и по тому, насколько она нормативна или индивидуальна, т. е. отклоняется от правил, от привычного. Нормативность. (традициям). Люди определенным способом утоляют голод и жажду, вступают в союз с партнером прот-го пола, воспитывают детей, приобретают друзей.Индивидуальность. Действие становится индивидуальным, когда его нельзя отнести к конвенциональным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его осуществления. Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психо-логических и социальных потребностей.
Нетрудно заметить, что рассматриваемое понятие по своей сущ¬ности близко к понятию инстинкт (от лат — побуждение) Биологические потребности по своей сути являются и инициатора¬ми поведения в интересах сохранения вида. Физиологические потребности связаны с существованием индивида на протяжении его реальной жизни. Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности человека. Это рел, эст, учебно-позн. Потребности. Социальные потребности связаны с интересами общества
Очевидно, что не всегда оказывается возможным удовлетворить ту или иную потребность по причинам чисто физическим (отсутст¬вие необходимого объекта), моральным, этическим и т. п. Такую си¬туацию и развивающееся вследствие этого состояние называют депривацией (от англ. deprivation — лишение, утрата).
фрустрацию (от лат. frustatio — обман, расстройство, разрушение планов) В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, ко¬гда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, а иногда и самому себе. Возникающую в таких условиях форму поведения обозначают как девиантное (от лат. deviatio — от¬клонение), или отклоняющееся, поведение.
3.К. Юнг и проблема «когнитивного бессознательного».
читать дальшеШвейцарский психолог К. Юнг (1875–1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию.
Не менее значимыми были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий – открытию коллективного бессознательного. Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость.Эго является центральным элементом личного сознания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности.Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей.Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества.Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки).Самость, с точки зрения Юнга, является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это «архетип порядка и целостности личности». Исходя из структуры души Юнг создает и свою типологию личности, выделяя два типа: экстраверты и интроверты.
4.Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей
читать дальшеТри указанных параметра связаны с двумя проблемными областями: межиндивидуальные и интраиндивидуальные различия поведения.
Межиндивидуальные различия:
• соответствие действия поведению других людей (параметр 1);
• стабильность по отношению к ситуациям, особенно, если постоянство действий в разных ситуациях, скорее, выглядит как отклонение от естественного поведения, а не как обусловленное временем изменение (параметр 2).
Интраиндивидуальные различия
• стабильность во времени (параметр 3).
Было замечено, что при внешнем наблюдении человек в рамках одной ситуации более склонен сопоставлять одновременные или почти одновременные события, а не события, изрядно отстоящие друг от друга во времени. Кроме того, желание сравнить действия разных людей возникает, пожалуй, чаще, чем желание сравнить поступки одного человека в разные периоды времени.
Вероятно, является закономерным, что на чем бы ни строилось наивное объяснение поведения других людей, оно скорее будет связано с межиндивидуальной, чем с интраиндивидуальной проблематикой, вероятно, потому, что суждения об интраиндивидуальных изменениях строятся на информации, охватывающей длительный период времени. Внешний наблюдатель редко располагает подобными сведениями.
5. Теория поведения Э.Торндайком (1874-1949).
читать дальшеПервое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией было осуществлено Э.Торндайком (1874-1949).
В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики». Животное должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход – решить проблему. Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений, пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат – затраченное время (в минутах). Полученная «кривая научения» дала основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. И человек, по мнению Торндайка, решает задачи в «проблемном ящике своей жизни» аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, ошибаясь и достигая успеха случайно. Торндайк вывел четыре основных закона научения.
1. Закон повторяемости (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта. Из нескольких реакций на одну и туже ситуацию, при прочих равных условиях более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения.
3. Закон готовности. Образование новых связей зависит от состояния субъект.
4. Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть, нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
6. Взаимодействие как процесс взаимовлияния.
читать дальшеПонимание взаимодействия как процесса взаимовлияния взаимодействии (личность или ситуация) оказывает лишь однозначно направленное влияние на (поведение). Последняя может меняться. Еще одно близкое к только что изложенному понимание взаимодействия, подчеркивает осуществляемое через деятельность обратное влияние на личность и на ситуацию. Наши действия влияют на ситуационные переменные, которые меняют личностные переменные так, что меняется само действие, и т.д. В результате возникает циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект, поведение и ситуация обусловливают друг друга и обусловлены друг другом.
В этом смысле Д. Магнуссоном и Н. Эндлером были сформулированы четыре «базисных элемента» психологически адекватного понятия взаимодействия:
- Актуальное поведение есть функция непрерывного многонаправленного процесса взаимодействия или обратной связи между индивидом и ситуациями, в которые он включен.
- В этом процессе индивид выступает активным деятелем, преследующим свои цели.
- На личностной стороне взаимодействия существенными причинами поведения оказываются когнитивные и мотивационные факторы.
- На стороне ситуации решающей причиной становится то психологическое значение, которое ситуация имеет для индивида.
Понимаемое таким образом взаимодействие позволяет расстаться с представлением, согласно которому ситуация всегда предшествует во времени действию и поэтому является ничем не обусловленным стимулом, на который реагирует индивид Например, это очевидное направление анализа взаимодействия индивида и ситуации Р. Уотч (1973) описал следующим образом: «... следует выяснить, почему некоторые люди так часто попадают в похожие ситуации. Почему один человек предпочитает находиться в обществе властных женщин, а другой весь поглощен работой и умудряется превратить любые сборища в рабочие совещания.
7. русская рефлексологии
читать дальшеИвана Михайловича Сеченова (1829-1905) открывает так называемые тормозные центры, т.е. локализованные в таламической области нервные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великое открытие. эффект внешнего импульса.
понятии «рефлекс». Рефлекс – это процесс отражения свойств внешнего мира. В любой психической деятельности есть начало, как и элементарном рефлексе. Это происходит благодаря стимулу из внешнего мира. В любом рефлексе есть окончание, которое выражается либо движением, либо его «торможением» (задержкой), что имеет место, например, в случае мыслительного акта. «Мысль есть заторможенный рефлекс».
Размышляя о середине рефлекторного акта, Сеченов приходит к выводу, что средним членом рефлекса, как простого, так и сложного является ощущение, чувствование. Внешний импульс становится производящей причиной процесса, лишь превратившись в чувствование. Только в качестве чувствования он способен определять целостный процесс, который завершается действием, обращенным на предметный мир.
И.П.Павлов: продолжатель учения Сеченова о рефлексах. Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, Основные положения учения Павлова1. Существует тесная связь между живым существом и средой, которая выражается в воздействии последней на организм через различные стимулы, на которые он дает реакцию.2. Существуют две категории раздражителей, и отсюда вытекает два вида рефлексов,: - безусловные рефлексы (раздражители безусловные, сразу и непосредственно вызывающие ответную реакцию) и – условные рефлексы (может не сразу на них реагировать). 3. Для формирования условного рефлекса необходимо подкрепление реакции как правильной или неправильной (соот, + или – подкрепление). Подкрепление обусловливает и определяет поведение, которое помогает индивиду выжить в этой среде. 4. Поведение можно предсказать, если знать набор условий, от которых зависит выработка условного рефлекса.
В.М.Бехтерев: Одновременно с Павловым. Разрабатывал свою объективную П как П поведения, основанную на эксп-ом исследовании рефлекторной природы человеческой психики, при этом не отвергал сознание. Т.о. предметом рефлексологии – поведение+сознание. все психологические процессы сводятся в конечном счете к различным типам рефлексов, но всю сложность психич жизни рефлексы не объсняют. Одно из основных положений: отдельные жизненные проявления организма обусловлены биологически и выполняются механически, нужны для адаптации в среде. именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни.
8. А. Адлер и теория компенсации и сверхкомпенсации.
читать дальшеАдлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выде¬лил как фактор развития личности чувство неполноценности, по-рождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпен¬сации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комп¬лексе неполноценности» скрыт источник активности, который в случае неудачи может привести к неврозу.
Психоаналитическое движение широко распространилось в раз¬личных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, пси¬хических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: «оно» (слепые иррациональные влечения), «я» (эго) и «сверх-я» (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями). От напряжения, под которым оказывается «я» из-за давления на него, с одной стороны, слепых влечений, с другой — мораль-ных запретов, человека спасают защитные механизмы: вытесне¬ния (устранения мыслей и чувств в область бессознательного), суб¬лимации (переключения сексуальной энергии на творчество) и т.п., что формирует новые формы поведения.
Психоанализ строился на постулате, согласно которому чело¬век и его социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношений между индивидом и общественной средой утвердилось во французской психологии. Личность, ее действия и функции объяснялись созидающим их контекстом, взаимодействи¬ем людей. В этом «тигле» выплавляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психоло¬гия сознания принимала за изначально данное.
9. характеристика бихевиоризма
читать дальшеВ начале XX в. возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокуп¬ность реакций организма, обусловленная его общением со стиму¬лами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запе¬чатлел термин «поведение» (англ. «behavior»), а само оно было названо бихевиоризмом.
Его «отцом» принято считать Дж. Уотсона, в статье которого «П, каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борта как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психо¬логии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители». Они надеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорил Павлов, прольет свет на «муки сознания». Бихевиоризм стали называть «психологией без психики».
Реальный вклад нового направле¬ния заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблю¬дению, не зависимый от сознания стимул — реактивные отношения. Изменились схемы психологических экспериментов. Они ста¬вились преимущественно на животных — белых крысах. В качестве экспериментальных устройств, взамен прежних физиологи¬ческих аппаратов, были изобретены различные типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научались находить из них выход. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односто¬ронним направлением.. Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство не¬боскреба или игру в теннис. Основа же всего — законы научения.
10.Значение научной деятельности Уотсона Д.
читать дальшеВ книгах Уотсона «Поведение: введение в сравнительную психологию», «Бихевиоризм» впервые в ист. псих. был опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание. Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон доказывал, реально лишь то, что можно наблюдать. Поведение следует объяснять из отношений между наблюдаемыми воздействиями физич. раздражителей на организм и его ответов (реакций). Отсюда и главная формула, воспринятая бихевиоризмом: «стимул-реакция» (S-R). Эксперименты У., направленные на исследование речи и мышления, доказывали правильность понимания интеллектуальных операций как действий, сформированных путем проб и ошибок, о которых писал Торндайк. С т.зр. У., было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу и мышление - это та же речевая реакция, сопровождаемая точно такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интенсивности. Он стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать стойкие аффективные комплексы; считал, что открытые им факты доказывают возможность фор-ния определенной, строго заданной модели поведения у всех людей. Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность.
читать дальшеОдной из традиционных теоретич. и практич. проблем в психологии было изучение поведенческих реакций чел. Нередко и саму псих-гию определяют как науку о поведении. В частности, работами Бехтерева, Ананьева было доказано, что поведение следует рассматривать как показатель психич. активности чел. Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удов-ние биологич,физиологич,псих-ких и соц. потребностей.Нетрудно заметить, что рассматриваемое понятие близко к понятию инстинкт, который в физиологии определяют как жизненно важную целенаправленную форму поведения, обуслов-ную врожденными механизмами, реализующуюся в ходе онтогенетического развития.В поведении можно выделить следующие взаимосвязанные этапы. Во-первых, формирование потребности. Во-вторых, развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении. В-третьих, развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности. В-четвертых, принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации. В-пятых, поиск или формирование программы для реализации принятого решения. В-шестых, осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа специфического по модальности удовлетворения, удовольствия или даже экстаза. Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения вида. Физиологические потребности связаны с существованием индивида на протяжении его реальной жизни. Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности чел. Соц. потребности связаны с интересами общества.В определенных условиях они становятся определяющими и подавляют все другие потребности.
2. ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
читать дальшеВ психологии мотивации различают произвольную и непроизвольную активность.
Произвольной активностью можно назвать поведение человека, когда известно, что отдельные ее стадии согласуются с меняющимися условиями ситуации и продолжаются ровно столько, сколько необходимо для достижения определенного результата. Среди единиц произвольного поведения следует различать действия и навыки. Непроизвольными являются единицы активности, связанные с переживаниями типа сна или грезы, когда человек предается размышлениям. чисто рефлекторные ответы (н, мигательный рефлекс и ориентировочная реакция), так и условные сигнальные реакции.
Активность еще можно различать и по тому, насколько она нормативна или индивидуальна, т. е. отклоняется от правил, от привычного. Нормативность. (традициям). Люди определенным способом утоляют голод и жажду, вступают в союз с партнером прот-го пола, воспитывают детей, приобретают друзей.Индивидуальность. Действие становится индивидуальным, когда его нельзя отнести к конвенциональным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его осуществления. Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психо-логических и социальных потребностей.
Нетрудно заметить, что рассматриваемое понятие по своей сущ¬ности близко к понятию инстинкт (от лат — побуждение) Биологические потребности по своей сути являются и инициатора¬ми поведения в интересах сохранения вида. Физиологические потребности связаны с существованием индивида на протяжении его реальной жизни. Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности человека. Это рел, эст, учебно-позн. Потребности. Социальные потребности связаны с интересами общества
Очевидно, что не всегда оказывается возможным удовлетворить ту или иную потребность по причинам чисто физическим (отсутст¬вие необходимого объекта), моральным, этическим и т. п. Такую си¬туацию и развивающееся вследствие этого состояние называют депривацией (от англ. deprivation — лишение, утрата).
фрустрацию (от лат. frustatio — обман, расстройство, разрушение планов) В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, ко¬гда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, а иногда и самому себе. Возникающую в таких условиях форму поведения обозначают как девиантное (от лат. deviatio — от¬клонение), или отклоняющееся, поведение.
3.К. Юнг и проблема «когнитивного бессознательного».
читать дальшеШвейцарский психолог К. Юнг (1875–1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию.
Не менее значимыми были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий – открытию коллективного бессознательного. Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость.Эго является центральным элементом личного сознания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности.Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей.Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества.Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки).Самость, с точки зрения Юнга, является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это «архетип порядка и целостности личности». Исходя из структуры души Юнг создает и свою типологию личности, выделяя два типа: экстраверты и интроверты.
4.Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей
читать дальшеТри указанных параметра связаны с двумя проблемными областями: межиндивидуальные и интраиндивидуальные различия поведения.
Межиндивидуальные различия:
• соответствие действия поведению других людей (параметр 1);
• стабильность по отношению к ситуациям, особенно, если постоянство действий в разных ситуациях, скорее, выглядит как отклонение от естественного поведения, а не как обусловленное временем изменение (параметр 2).
Интраиндивидуальные различия
• стабильность во времени (параметр 3).
Было замечено, что при внешнем наблюдении человек в рамках одной ситуации более склонен сопоставлять одновременные или почти одновременные события, а не события, изрядно отстоящие друг от друга во времени. Кроме того, желание сравнить действия разных людей возникает, пожалуй, чаще, чем желание сравнить поступки одного человека в разные периоды времени.
Вероятно, является закономерным, что на чем бы ни строилось наивное объяснение поведения других людей, оно скорее будет связано с межиндивидуальной, чем с интраиндивидуальной проблематикой, вероятно, потому, что суждения об интраиндивидуальных изменениях строятся на информации, охватывающей длительный период времени. Внешний наблюдатель редко располагает подобными сведениями.
5. Теория поведения Э.Торндайком (1874-1949).
читать дальшеПервое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией было осуществлено Э.Торндайком (1874-1949).
В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики». Животное должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход – решить проблему. Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений, пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат – затраченное время (в минутах). Полученная «кривая научения» дала основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. И человек, по мнению Торндайка, решает задачи в «проблемном ящике своей жизни» аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, ошибаясь и достигая успеха случайно. Торндайк вывел четыре основных закона научения.
1. Закон повторяемости (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта. Из нескольких реакций на одну и туже ситуацию, при прочих равных условиях более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения.
3. Закон готовности. Образование новых связей зависит от состояния субъект.
4. Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть, нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
6. Взаимодействие как процесс взаимовлияния.
читать дальшеПонимание взаимодействия как процесса взаимовлияния взаимодействии (личность или ситуация) оказывает лишь однозначно направленное влияние на (поведение). Последняя может меняться. Еще одно близкое к только что изложенному понимание взаимодействия, подчеркивает осуществляемое через деятельность обратное влияние на личность и на ситуацию. Наши действия влияют на ситуационные переменные, которые меняют личностные переменные так, что меняется само действие, и т.д. В результате возникает циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект, поведение и ситуация обусловливают друг друга и обусловлены друг другом.
В этом смысле Д. Магнуссоном и Н. Эндлером были сформулированы четыре «базисных элемента» психологически адекватного понятия взаимодействия:
- Актуальное поведение есть функция непрерывного многонаправленного процесса взаимодействия или обратной связи между индивидом и ситуациями, в которые он включен.
- В этом процессе индивид выступает активным деятелем, преследующим свои цели.
- На личностной стороне взаимодействия существенными причинами поведения оказываются когнитивные и мотивационные факторы.
- На стороне ситуации решающей причиной становится то психологическое значение, которое ситуация имеет для индивида.
Понимаемое таким образом взаимодействие позволяет расстаться с представлением, согласно которому ситуация всегда предшествует во времени действию и поэтому является ничем не обусловленным стимулом, на который реагирует индивид Например, это очевидное направление анализа взаимодействия индивида и ситуации Р. Уотч (1973) описал следующим образом: «... следует выяснить, почему некоторые люди так часто попадают в похожие ситуации. Почему один человек предпочитает находиться в обществе властных женщин, а другой весь поглощен работой и умудряется превратить любые сборища в рабочие совещания.
7. русская рефлексологии
читать дальшеИвана Михайловича Сеченова (1829-1905) открывает так называемые тормозные центры, т.е. локализованные в таламической области нервные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великое открытие. эффект внешнего импульса.
понятии «рефлекс». Рефлекс – это процесс отражения свойств внешнего мира. В любой психической деятельности есть начало, как и элементарном рефлексе. Это происходит благодаря стимулу из внешнего мира. В любом рефлексе есть окончание, которое выражается либо движением, либо его «торможением» (задержкой), что имеет место, например, в случае мыслительного акта. «Мысль есть заторможенный рефлекс».
Размышляя о середине рефлекторного акта, Сеченов приходит к выводу, что средним членом рефлекса, как простого, так и сложного является ощущение, чувствование. Внешний импульс становится производящей причиной процесса, лишь превратившись в чувствование. Только в качестве чувствования он способен определять целостный процесс, который завершается действием, обращенным на предметный мир.
И.П.Павлов: продолжатель учения Сеченова о рефлексах. Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, Основные положения учения Павлова1. Существует тесная связь между живым существом и средой, которая выражается в воздействии последней на организм через различные стимулы, на которые он дает реакцию.2. Существуют две категории раздражителей, и отсюда вытекает два вида рефлексов,: - безусловные рефлексы (раздражители безусловные, сразу и непосредственно вызывающие ответную реакцию) и – условные рефлексы (может не сразу на них реагировать). 3. Для формирования условного рефлекса необходимо подкрепление реакции как правильной или неправильной (соот, + или – подкрепление). Подкрепление обусловливает и определяет поведение, которое помогает индивиду выжить в этой среде. 4. Поведение можно предсказать, если знать набор условий, от которых зависит выработка условного рефлекса.
В.М.Бехтерев: Одновременно с Павловым. Разрабатывал свою объективную П как П поведения, основанную на эксп-ом исследовании рефлекторной природы человеческой психики, при этом не отвергал сознание. Т.о. предметом рефлексологии – поведение+сознание. все психологические процессы сводятся в конечном счете к различным типам рефлексов, но всю сложность психич жизни рефлексы не объсняют. Одно из основных положений: отдельные жизненные проявления организма обусловлены биологически и выполняются механически, нужны для адаптации в среде. именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни.
8. А. Адлер и теория компенсации и сверхкомпенсации.
читать дальшеАдлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выде¬лил как фактор развития личности чувство неполноценности, по-рождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпен¬сации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комп¬лексе неполноценности» скрыт источник активности, который в случае неудачи может привести к неврозу.
Психоаналитическое движение широко распространилось в раз¬личных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, пси¬хических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: «оно» (слепые иррациональные влечения), «я» (эго) и «сверх-я» (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями). От напряжения, под которым оказывается «я» из-за давления на него, с одной стороны, слепых влечений, с другой — мораль-ных запретов, человека спасают защитные механизмы: вытесне¬ния (устранения мыслей и чувств в область бессознательного), суб¬лимации (переключения сексуальной энергии на творчество) и т.п., что формирует новые формы поведения.
Психоанализ строился на постулате, согласно которому чело¬век и его социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношений между индивидом и общественной средой утвердилось во французской психологии. Личность, ее действия и функции объяснялись созидающим их контекстом, взаимодействи¬ем людей. В этом «тигле» выплавляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психоло¬гия сознания принимала за изначально данное.
9. характеристика бихевиоризма
читать дальшеВ начале XX в. возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокуп¬ность реакций организма, обусловленная его общением со стиму¬лами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запе¬чатлел термин «поведение» (англ. «behavior»), а само оно было названо бихевиоризмом.
Его «отцом» принято считать Дж. Уотсона, в статье которого «П, каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борта как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психо¬логии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители». Они надеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорил Павлов, прольет свет на «муки сознания». Бихевиоризм стали называть «психологией без психики».
Реальный вклад нового направле¬ния заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблю¬дению, не зависимый от сознания стимул — реактивные отношения. Изменились схемы психологических экспериментов. Они ста¬вились преимущественно на животных — белых крысах. В качестве экспериментальных устройств, взамен прежних физиологи¬ческих аппаратов, были изобретены различные типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научались находить из них выход. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односто¬ронним направлением.. Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство не¬боскреба или игру в теннис. Основа же всего — законы научения.
10.Значение научной деятельности Уотсона Д.
читать дальшеВ книгах Уотсона «Поведение: введение в сравнительную психологию», «Бихевиоризм» впервые в ист. псих. был опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание. Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон доказывал, реально лишь то, что можно наблюдать. Поведение следует объяснять из отношений между наблюдаемыми воздействиями физич. раздражителей на организм и его ответов (реакций). Отсюда и главная формула, воспринятая бихевиоризмом: «стимул-реакция» (S-R). Эксперименты У., направленные на исследование речи и мышления, доказывали правильность понимания интеллектуальных операций как действий, сформированных путем проб и ошибок, о которых писал Торндайк. С т.зр. У., было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу и мышление - это та же речевая реакция, сопровождаемая точно такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интенсивности. Он стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать стойкие аффективные комплексы; считал, что открытые им факты доказывают возможность фор-ния определенной, строго заданной модели поведения у всех людей. Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность.
@темы: Психолгия активности