3.
пути возникновения психологии развития
читать дальше
Пифагор выделил 4 периода в жизни человека: весну(становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: 1 – от рождения до 7 лет; 2 – от 7 до 14 лет и 3 – от 14 до 21 года.
Точкой отсчета для систематических исследований психики ребенка служит книга немецкого ученого – дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому он считается основателем детской психологии.
Взгляды Прейера основывались на взглядах Дарвина. Мысль Дарвина об эволюции видов как о развитии от простых к все более сложным формам органической жизни спровоцировало исследования в 3 направлениях. 1– в области детской психологии: Дарвин записывал собственные наблюдения за своим первым ребенком и опубликовал их. 2–сравнительной психологии, ориентирована на выявление различий в развитии животных и человека. 3–психологии народов как прообраз современной культурно-антропологической психологии. Поначалу все 3 направления были направлены на то, чтобы выявить закономерности филогенеза. Однако наблюдался обратный эффект филогенез позволял по-новому взглянуть на онтогенез. Это соотношение было названо Геккелем биогенетическим законом, предполагающим повторение в онтогенезе в краткой форме истории филогенеза.
23.
Новообразования в младенчестве
читать дальше
Центральными новообразованиям младенческого периода являются потребность во впечатлениях (Божович) и потребность в общении со взрослым (Мухина).
Основой общения ребенка со взрослым к концу младенчества становится удовлетворение им потребности во впечатлениях. Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность . Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, организуя его восприятие и его действия.
К 2–2,5 месяцам под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность. Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет свой путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками:
интерес ко взрослому – эмоциональное отношение к нему, – инициативность в налаживания контактов со взрослым, чувствительность к его оценкам
Потребность в общении со взрослым в имеет специфический характер – по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями.
В дальнейшем в процессе игры и обучения одобрение взрослого будет для ребенка основным показателем успешности его поведения и деятельности. Возникнув в жизни ребенка однажды, одобрение взрослого становится важнейшим мотивом поведения и деятельности детей, на основе которого будет формироваться притязание на признание. Помимо потребности во внимании и одобрении, ребенок начинает испытывать необходимость и в сотрудничестве со взрослым – соучастии, одновременной практической деятельности рядом с ним. Удовлетворение именно этой потребности выводит ребенка на новый этап развития. Новообразованиями первого года жизни ребенка являются – овладение ходьбой, развитие речи, потребность в общении.
Усвоение речи приобретает активный характер – ребенок берет на себя инициативу в общении. Латентный период развития речи занимает около трех месяцев. Слово является фундаментальным шагом в психическом развитии ребенка по следующим причинам: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название; происходит увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному. Появляется малопонятная для окружающих автономная речь, которая является переходным этапом к овладению речью.
4.
предмет изучения пр
читать дальше
Предмет изучения -источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до кончины. Ананьев рассматривал психологическое развитие от рождения до кончины как непрерывный процесс, внутри которого есть пики в психических функциях, отмечал, что распад некоторых из них, а также личности начинается задолго до физической смерти индивида.
Предметом изучения психологии развития является саморазвитие.
Психическое развитие, определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.
Составляющие предмета психологии развития: Возраст (хронологический, психологический, социальный, биологический).Хронологический возраст – это время отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни. Психологический возраст – это те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.
24.
Кризис 1 года
читать дальше
В последние месяцы первого года жизни способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия. К этому периоду относится начало кризиса 1 года. Выготский выделяет 3 момента, которые характеризуют кризис 1 года:
1) Становление ходьбы. Связано с предшествующим развитием двигательным. Способность перемещаться в пространстве появляется, когда ребенок начинает поднимать головку, а в 3 мес. Может отрывать грудь от кроватки, могут перемещаться от одного края к другому. Большинство начинают самостоятельно усаживаться, после того как ему покажут. К 9 мес.- самостоятельно и могут так быть 10 мин. После научения ползать и преодолевать преграды, удерживаться в вертикальном положении без посторонней помощи, он делает первые шаги. Начинают ходить в 10-15 мес. Благодаря способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. В результате ходьбы ребенок отделяет себя от взрослого. Происходит разделение «мы». Не только мама ведет, но и ребенок.
Ходьба- первое новообразование младенч. возраста.
2) Становление речи зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком. К концу 1 мес. возникает слуховое сосредоточение, особое внимание он обращает на слова, которые обращены к нему. В 3 мес.- начинает гулить,благодаря гулению дети развиваются и совершенствуют свою «речь». С 5 мес. появляется лепет- комбинация гласных и согласных звуков в произвольной форме. С 6 мес. – «псевдослова», которые состоят из нескольких слогов, но лишены смысла. С 8 мес. эти слова приобретают предметную отнесенность. Способность к хорошему пониманию речи взрослых складывается со 2 полугодия жизни. 6-7 мес. - связывает предмет с его названием. К 8 мес. – ориентировочно-исследовательская реакция. С 10 мес. протягивает игрушку, берет в ответ на просьбу взрослого( предметная деятельность ребенка и взрослого. С 4-8 мес. произносит первые односложные слова.К 10 мес.- конкретная предметная отнесенность. К концу 1 года понимает и реагирует на 10-20 слов, появляется автономная речь: «Ням-ням», которая необходима для развития ребенка.
3) Аффективные вспышки возникают когда взрослые не понимают его слов, желаний. Афф. реакции- пронзительный крик, на пол руками, ногами.
Кризис 1 года символизирует переход на новый возрастной этап- раннее детство.
пути возникновения психологии развития
читать дальше
Пифагор выделил 4 периода в жизни человека: весну(становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет. Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: 1 – от рождения до 7 лет; 2 – от 7 до 14 лет и 3 – от 14 до 21 года.
Точкой отсчета для систематических исследований психики ребенка служит книга немецкого ученого – дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому он считается основателем детской психологии.
Взгляды Прейера основывались на взглядах Дарвина. Мысль Дарвина об эволюции видов как о развитии от простых к все более сложным формам органической жизни спровоцировало исследования в 3 направлениях. 1– в области детской психологии: Дарвин записывал собственные наблюдения за своим первым ребенком и опубликовал их. 2–сравнительной психологии, ориентирована на выявление различий в развитии животных и человека. 3–психологии народов как прообраз современной культурно-антропологической психологии. Поначалу все 3 направления были направлены на то, чтобы выявить закономерности филогенеза. Однако наблюдался обратный эффект филогенез позволял по-новому взглянуть на онтогенез. Это соотношение было названо Геккелем биогенетическим законом, предполагающим повторение в онтогенезе в краткой форме истории филогенеза.
23.
Новообразования в младенчестве
читать дальше
Центральными новообразованиям младенческого периода являются потребность во впечатлениях (Божович) и потребность в общении со взрослым (Мухина).
Основой общения ребенка со взрослым к концу младенчества становится удовлетворение им потребности во впечатлениях. Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность . Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, организуя его восприятие и его действия.
К 2–2,5 месяцам под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность. Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет свой путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками:
интерес ко взрослому – эмоциональное отношение к нему, – инициативность в налаживания контактов со взрослым, чувствительность к его оценкам
Потребность в общении со взрослым в имеет специфический характер – по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями.
В дальнейшем в процессе игры и обучения одобрение взрослого будет для ребенка основным показателем успешности его поведения и деятельности. Возникнув в жизни ребенка однажды, одобрение взрослого становится важнейшим мотивом поведения и деятельности детей, на основе которого будет формироваться притязание на признание. Помимо потребности во внимании и одобрении, ребенок начинает испытывать необходимость и в сотрудничестве со взрослым – соучастии, одновременной практической деятельности рядом с ним. Удовлетворение именно этой потребности выводит ребенка на новый этап развития. Новообразованиями первого года жизни ребенка являются – овладение ходьбой, развитие речи, потребность в общении.
Усвоение речи приобретает активный характер – ребенок берет на себя инициативу в общении. Латентный период развития речи занимает около трех месяцев. Слово является фундаментальным шагом в психическом развитии ребенка по следующим причинам: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название; происходит увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному. Появляется малопонятная для окружающих автономная речь, которая является переходным этапом к овладению речью.
4.
предмет изучения пр
читать дальше
Предмет изучения -источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до кончины. Ананьев рассматривал психологическое развитие от рождения до кончины как непрерывный процесс, внутри которого есть пики в психических функциях, отмечал, что распад некоторых из них, а также личности начинается задолго до физической смерти индивида.
Предметом изучения психологии развития является саморазвитие.
Психическое развитие, определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.
Составляющие предмета психологии развития: Возраст (хронологический, психологический, социальный, биологический).Хронологический возраст – это время отдельного человека, начиная с момента рождения и до конца жизни. Психологический возраст – это те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.
24.
Кризис 1 года
читать дальше
В последние месяцы первого года жизни способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия. К этому периоду относится начало кризиса 1 года. Выготский выделяет 3 момента, которые характеризуют кризис 1 года:
1) Становление ходьбы. Связано с предшествующим развитием двигательным. Способность перемещаться в пространстве появляется, когда ребенок начинает поднимать головку, а в 3 мес. Может отрывать грудь от кроватки, могут перемещаться от одного края к другому. Большинство начинают самостоятельно усаживаться, после того как ему покажут. К 9 мес.- самостоятельно и могут так быть 10 мин. После научения ползать и преодолевать преграды, удерживаться в вертикальном положении без посторонней помощи, он делает первые шаги. Начинают ходить в 10-15 мес. Благодаря способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. В результате ходьбы ребенок отделяет себя от взрослого. Происходит разделение «мы». Не только мама ведет, но и ребенок.
Ходьба- первое новообразование младенч. возраста.
2) Становление речи зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком. К концу 1 мес. возникает слуховое сосредоточение, особое внимание он обращает на слова, которые обращены к нему. В 3 мес.- начинает гулить,благодаря гулению дети развиваются и совершенствуют свою «речь». С 5 мес. появляется лепет- комбинация гласных и согласных звуков в произвольной форме. С 6 мес. – «псевдослова», которые состоят из нескольких слогов, но лишены смысла. С 8 мес. эти слова приобретают предметную отнесенность. Способность к хорошему пониманию речи взрослых складывается со 2 полугодия жизни. 6-7 мес. - связывает предмет с его названием. К 8 мес. – ориентировочно-исследовательская реакция. С 10 мес. протягивает игрушку, берет в ответ на просьбу взрослого( предметная деятельность ребенка и взрослого. С 4-8 мес. произносит первые односложные слова.К 10 мес.- конкретная предметная отнесенность. К концу 1 года понимает и реагирует на 10-20 слов, появляется автономная речь: «Ням-ням», которая необходима для развития ребенка.
3) Аффективные вспышки возникают когда взрослые не понимают его слов, желаний. Афф. реакции- пронзительный крик, на пол руками, ногами.
Кризис 1 года символизирует переход на новый возрастной этап- раннее детство.