25. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ.
читать дальше Эмоции являются субъективным переживанием человека и относятся главным образом к сфере психологии. Однако эмоции имеют физиологическую и даже морфологическую основу.
С физиологической точки зрения, проблема эмоций состоит прежде всего в необходимости объективизации субъективных переживаний человека и животных, а на этой основе — в необходимости их строгого экспериментального изучения.
Другая сторона проблемы эмоций — эмоциональный стресс и его роль в генезе психосоматических заболеваний — приобретает особую значимость в связи с крайней необходимостью защиты физиологических функций человека в экстремальных ситуациях в условиях социально-экономических, экологических и технических катастроф.
Эмоции — субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов окружающей среды. Наиболее яркие эмоциональные ощущения связаны с действием людей друг на друга.
В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают многочисленные потребности живых существ и разные формы их удовлетворения, практически все поведение. Все поступки человека связаны с ощущениями самого себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому живому существу
надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей среды, а также предвидеть эти воздействия. Общее благосостояние человека и различные недомогания также тесно связаны с характерными эмоциональными ощущениями.
Эмоции могут усиливаться, возрастая до аффектов, когда человек полностью теряет контроль над своими поступками, или же сводиться к минимуму, например в условиях определенных фаз сна или наркоза. Наличие субъективных переживаний отличает живое существо от самого совершенного робота. Традиционно эмоции животных и человека изучают с рефлекторных позиций на основе классической схемы: стимул — реакция. При внешних воздействиях и при раздражении структур мозга исследуют эмоциональные реакции: избегания, страха, приближения, самораздражения и др.
Отрицательные и положительные эмоции. Все огромное разнообразие субъективных переживаний человека подразделяется на эмоции отрицательного и положительного характера. К первым относят эмоции страха, голода, гнева, тоски, разочарования, ненависти, отвращения.
Положительные эмоции — радость, удовольствие, любовь, наслаждение, чувство гордости, удовлетворения.
26. ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ. СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ.
читать дальше Существует несколько теорий, раскрывающих приспособительное значение эмоций.
Биологическая теория эмоций строится на нескольких ведущих постулатах.
Постулат первый. Эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения. Как правило, любые потребности субъективно неприятны, например ощущение голода, жажды, страха и др. Отрицательные эмоции позволили живым существам быстро и надежно оценивать метаболические потребности. Отрицательная эмоция как общее чувство стимулирует животное, испытывающее ту или иную потребность, к ее удовлетворению. Удовлетворение потребности оценивается положительной эмоцией. Положительная эмоция также позволяет быстро, без оценки деталей, оценить удовлетворение потребности, быстро завершить деятельность по ее удовлетворению. Положительная эмоция удовлетворения потребности выступает в роли санкционирующего фактора поведения. Она как бы награждает субъекта за успех поиска потребных веществ.
При неоднократном удовлетворении однотипных биологических или социальных потребностей, особенно если удовлетворение однотипной потребности осуществляется многократно на протяжении жизни особи или нескольких поколений живых существ, уже при возникновении самой потребности изменяется ее эмоциональный знак. В этом случае эмоционально начинает оцениваться не только потребность, но и предвидеться та положительная эмоция, которая сопровождает удовлетворение данной потребности. Так, на основе национальных привычек у голодных людей возникают представления об определенном виде пищи. Таким образом формируется аппетит в широком смысле слова: пищевой, половой или аппетит социального плана аппетит к знанию, к спортивным успехам, иными словами аппетит к достижению любой цели.
Эмоциональные ощущения позволяют живым существам активно строить целенаправленную деятельность по удовлетворению самых разнообразных потребностей. Эмоции выступают в форме быстрой и надежной оценки субъектом потребностей и их удовлетворения.
Постулат второй. Эмоции имеют межличностный информационный смысл. Они являются надежным средством общения живых существ, или, иными словами, играют коммуникативную роль. Каждое эмоциональное состояние имеет специфическое внешнее выражение. Это вегетативные, мимические и поведенческие проявления эмоций. Наиболее характерна в этом смысле мимика или соответствующий оскал животного. Даже ребенок, первый раз встретившийся с незнакомой собакой, всегда распознает агрессивные или дружелюбные ее действия. Эмоциональное выражение позволяет животным взаимодействовать между собой. Эмоциональные сигналы очень сильны, особенно внутри вида. Особенно важно, что на основе эмоциональных переживаний рождаются соответствующие звуки, а у человека — слова. В основе речевой деятельности человека всегда лежат субъективные ощущения, которые даже при незнании языка позволяют общаться артикуляцией или языком жестов.
Постулат третий. Эмоции в оценке внешних воздействий. Эмоции позволяют человеку и животным быстро оценивать действие внешних факторов, их вредность или полезность. Особенно быстро организм отвечает эмоциональной реакцией на действие повреждающих факторов. Эмоции выступают, таким образом, в роли своеобразного «пеленга» внешних воздействий. Когда, например, у человека поврежден коленный сустав, он не рассчитывает, как ему лучше лечь, как положить больную ногу, под каким углом ее согнуть и т.д. Одно только чувство боли заставляет найти такое положение, чтобы боль была меньше, и это часто оказывается лучшим положением для выздоровления.
Выраженные эмоциональные ощущения имеются у всех живых существ с организованной ЦНС.
СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ
Теория функциональных систем рассматривает эмоциональные состояния в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность и ее удовлетворение, в системном кванте поведения. В этом отрезке поведенческой деятельности эмоции определяют субъективную оценку потребности, предвидение свойств потребного результата и, наконец, оценку действия на организм подкрепляющих раздражений.
С позиций теории функциональных систем эмоциональная окраска поведенческого акта определяется отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникает эмоция положительного качества, биологический и социальный смысл которой — санкционировать успех поиска. В случае отсутствия достижения приспособительного результата на основе ориентировочно-исследовательской реакции нарастает общая отрицательная эмоция неудовлетворенности, которая позволяет субъекту преодолевать препятствия или строить другие формы результативной деятельности. При длительном отсутствии возможности достижения потребного результата возникает эмоциональный стресс. На основе предшествующих удовлетворений ведущих биологических и социальных потребностей эмоции все в большей степени включаются в формирование аппарата предвидения потребного результата — акцептора результата действия, определяя формирование эмоционально окрашенной цели. Эмоции, следовательно, существенно зависят и от обучения.
Таким образом, с точки зрения системного подхода, эмоции не могут рассматриваться в отрыве от системных механизмов поведения. В этом плане следует говорить о системной организации эмоций.
читать дальше Эмоции являются субъективным переживанием человека и относятся главным образом к сфере психологии. Однако эмоции имеют физиологическую и даже морфологическую основу.
С физиологической точки зрения, проблема эмоций состоит прежде всего в необходимости объективизации субъективных переживаний человека и животных, а на этой основе — в необходимости их строгого экспериментального изучения.
Другая сторона проблемы эмоций — эмоциональный стресс и его роль в генезе психосоматических заболеваний — приобретает особую значимость в связи с крайней необходимостью защиты физиологических функций человека в экстремальных ситуациях в условиях социально-экономических, экологических и технических катастроф.
Эмоции — субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также воздействий многочисленных, прежде всего социальных, факторов окружающей среды. Наиболее яркие эмоциональные ощущения связаны с действием людей друг на друга.
В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают многочисленные потребности живых существ и разные формы их удовлетворения, практически все поведение. Все поступки человека связаны с ощущениями самого себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому живому существу
надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей среды, а также предвидеть эти воздействия. Общее благосостояние человека и различные недомогания также тесно связаны с характерными эмоциональными ощущениями.
Эмоции могут усиливаться, возрастая до аффектов, когда человек полностью теряет контроль над своими поступками, или же сводиться к минимуму, например в условиях определенных фаз сна или наркоза. Наличие субъективных переживаний отличает живое существо от самого совершенного робота. Традиционно эмоции животных и человека изучают с рефлекторных позиций на основе классической схемы: стимул — реакция. При внешних воздействиях и при раздражении структур мозга исследуют эмоциональные реакции: избегания, страха, приближения, самораздражения и др.
Отрицательные и положительные эмоции. Все огромное разнообразие субъективных переживаний человека подразделяется на эмоции отрицательного и положительного характера. К первым относят эмоции страха, голода, гнева, тоски, разочарования, ненависти, отвращения.
Положительные эмоции — радость, удовольствие, любовь, наслаждение, чувство гордости, удовлетворения.
26. ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ. СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ.
читать дальше Существует несколько теорий, раскрывающих приспособительное значение эмоций.
Биологическая теория эмоций строится на нескольких ведущих постулатах.
Постулат первый. Эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения. Как правило, любые потребности субъективно неприятны, например ощущение голода, жажды, страха и др. Отрицательные эмоции позволили живым существам быстро и надежно оценивать метаболические потребности. Отрицательная эмоция как общее чувство стимулирует животное, испытывающее ту или иную потребность, к ее удовлетворению. Удовлетворение потребности оценивается положительной эмоцией. Положительная эмоция также позволяет быстро, без оценки деталей, оценить удовлетворение потребности, быстро завершить деятельность по ее удовлетворению. Положительная эмоция удовлетворения потребности выступает в роли санкционирующего фактора поведения. Она как бы награждает субъекта за успех поиска потребных веществ.
При неоднократном удовлетворении однотипных биологических или социальных потребностей, особенно если удовлетворение однотипной потребности осуществляется многократно на протяжении жизни особи или нескольких поколений живых существ, уже при возникновении самой потребности изменяется ее эмоциональный знак. В этом случае эмоционально начинает оцениваться не только потребность, но и предвидеться та положительная эмоция, которая сопровождает удовлетворение данной потребности. Так, на основе национальных привычек у голодных людей возникают представления об определенном виде пищи. Таким образом формируется аппетит в широком смысле слова: пищевой, половой или аппетит социального плана аппетит к знанию, к спортивным успехам, иными словами аппетит к достижению любой цели.
Эмоциональные ощущения позволяют живым существам активно строить целенаправленную деятельность по удовлетворению самых разнообразных потребностей. Эмоции выступают в форме быстрой и надежной оценки субъектом потребностей и их удовлетворения.
Постулат второй. Эмоции имеют межличностный информационный смысл. Они являются надежным средством общения живых существ, или, иными словами, играют коммуникативную роль. Каждое эмоциональное состояние имеет специфическое внешнее выражение. Это вегетативные, мимические и поведенческие проявления эмоций. Наиболее характерна в этом смысле мимика или соответствующий оскал животного. Даже ребенок, первый раз встретившийся с незнакомой собакой, всегда распознает агрессивные или дружелюбные ее действия. Эмоциональное выражение позволяет животным взаимодействовать между собой. Эмоциональные сигналы очень сильны, особенно внутри вида. Особенно важно, что на основе эмоциональных переживаний рождаются соответствующие звуки, а у человека — слова. В основе речевой деятельности человека всегда лежат субъективные ощущения, которые даже при незнании языка позволяют общаться артикуляцией или языком жестов.
Постулат третий. Эмоции в оценке внешних воздействий. Эмоции позволяют человеку и животным быстро оценивать действие внешних факторов, их вредность или полезность. Особенно быстро организм отвечает эмоциональной реакцией на действие повреждающих факторов. Эмоции выступают, таким образом, в роли своеобразного «пеленга» внешних воздействий. Когда, например, у человека поврежден коленный сустав, он не рассчитывает, как ему лучше лечь, как положить больную ногу, под каким углом ее согнуть и т.д. Одно только чувство боли заставляет найти такое положение, чтобы боль была меньше, и это часто оказывается лучшим положением для выздоровления.
Выраженные эмоциональные ощущения имеются у всех живых существ с организованной ЦНС.
СИСТЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ
Теория функциональных систем рассматривает эмоциональные состояния в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность и ее удовлетворение, в системном кванте поведения. В этом отрезке поведенческой деятельности эмоции определяют субъективную оценку потребности, предвидение свойств потребного результата и, наконец, оценку действия на организм подкрепляющих раздражений.
С позиций теории функциональных систем эмоциональная окраска поведенческого акта определяется отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникает эмоция положительного качества, биологический и социальный смысл которой — санкционировать успех поиска. В случае отсутствия достижения приспособительного результата на основе ориентировочно-исследовательской реакции нарастает общая отрицательная эмоция неудовлетворенности, которая позволяет субъекту преодолевать препятствия или строить другие формы результативной деятельности. При длительном отсутствии возможности достижения потребного результата возникает эмоциональный стресс. На основе предшествующих удовлетворений ведущих биологических и социальных потребностей эмоции все в большей степени включаются в формирование аппарата предвидения потребного результата — акцептора результата действия, определяя формирование эмоционально окрашенной цели. Эмоции, следовательно, существенно зависят и от обучения.
Таким образом, с точки зрения системного подхода, эмоции не могут рассматриваться в отрыве от системных механизмов поведения. В этом плане следует говорить о системной организации эмоций.