5. Тест как метод психодиагностики. Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
читать дальшеТесты (в переводе с английского "испытание", "проверка", "проба") — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты — это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др.
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).Одно из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер.
Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить "открытый" или "закрытый" характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другое широко известное название — тесты "Карандаш и бумага") представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные теста в основном проводятся индивидуально.
Аппаратурные тесты — В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена.
6. Основные элементы оформления теста. Л.Ф.БУРЛАЧУК Психодиагностика.
читать дальше1. Оформление теста
Разработчикам тестов хорошо известно, что от оформления, формы представления методики, что определяется как ее очевидная (лицевая) валидность, зависит,
Насколько серьезно воспринимается она испытуемым и в качестве инструмента
обследования. В любом опроснике должен быть представлен блок основной информации, который включает его название ,а также вопросы, касающиеся имени,
пола, возраста, образования и некоторых других необходимых для исследователя
данных. Обязательно указывается дата заполнения опросника.
Инструкция должна быть ясной, доступной для понимания. В ней должно быть
указано, как выбирать ответ и каким образом отмечать его в опроснике. Здесь же
содержится дополнительная информация, которую разработчик считает необходимым сообщить обследуемому. Например, «отвечайте так быстро, насколько это
возможно» или «отвечайте на каждый вопрос искренне, это очень важно для того,
что бы мы имели возможность оказать вам необходимую помощь». Следует выделить ту информацию, которая может способствовать эффективной работе испытуемого, например о соблюдении конфиденциальности.
Для компоновки текста опросника следует руководствоваться такими рекомендациями.
1.Нумеруется каждое задание.
2.Каждая строка на странице должна быть короткой и содержать не более 10-12 слов.
3.Все задания располагаются по прямой вертикальной полосе сверху в низ в
Левом углу страницы.
3.4.Пилотажное исследование157
4.Варианты ответов должны быть представлены так, чтобы получилась прямая вертикальная полоса сверху в низ в правом углу страницы. Необходимо обеспечить ясную визуальную связь между каждым заданием и вариантами ответа на него. Это может быть сделано с помощью введения пунктирной линии от колонки заданий к их вариантам ответов. Например,1. Да 2. Да 3. да
5.Каждое задание нужно отделить друг от друга, лучше это сделать, используя свободное пространство, а не горизонтальную линию.
6.Если используется более чем один тип заданий, одинаковые задания группируются вместе. Каждый тип заданий требует разных инструкций и своих Вариантов ответов.
7.Опросник печатается так, что бы он имел эстетически привлекательный вид.
Современные компьютеры позволяют сравнительно легко добиться оптимального варианта текста. Дизайн опросника может способствовать восприятию его как формального документа или приближать к игре (особенности шрифта, цвет бумаги и расположение заданий).
Результаты обследования (разные формы их представления) обычно не принято включать в опросник, хотя в некоторых случаях и допускается наличие в бланке (брошюре), с которым работает испытуемый, итогового блока, заполняемого психологом.
7. Опросники как метод психодиагностики. Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
читать дальшеОпросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трех альтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых опросников является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению.
По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок. Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос).Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека.
8.Повышение надёжности личностных опросников.
читать дальшеПовышение надёжности личностных опросников.
Надежность теста - Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых; независимость методики от действия случайных факторов.
Личностные опросники – широко используемые методики измерения личностных качеств, поскольку они могут разрабатываться так, что им будут присущи многие атрибуты эффективных тестов: надежность, дискриминативность и стандартизованность. Однако, в силу природы личностных переменных, труднее всего бывает установить валидность именно этих методик.
** ОПРОСНИКИ_Это такая группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений
Один из вариантов опросника Айзенка EPI – подростковый опросник Айзенка, разработанный для детей и подростков возрастом от 10 до 15 лет. Данный личностный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста. Опросник состоит из 57 вопросов, опубликован в 1963 году.
Инструкция к тесту:
Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно — согласен, то поставьте в соответствующей клетке знак «+», ес¬ли отрицательно — не согласен, то знак «–».
Отвечайте на вопро¬сы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.
Ключи к тесту:
Шкала экстраверсии-интровертности
ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, 54.
ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56.
Шкала нейротизма
ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 57.
ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55.
Шкала лжи
ответ «да» по вопросам: 3, 23, 41.
ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45.
Числовые значения теста:
Оценочная таблица для шкалы экстраверсии-интраверсии
Интраверсия Экстраверсия
значительная умеренная умеренная значительная
1–7 8–11 12–18 19–24
Оценочная таблица для шкалы нейротизма
Эмоциональная стабильность Эмоциональная нестабильность
высокая средняя высокая очень высокая
до 10 11–14 15–18 19–24
По шкале лжи или шкале социальной желательности показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический, что свидетельст¬вует о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в по¬ведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку.
Анализ теста и интерпретация результатов:
5. Тест как метод психодиагностики. Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
читать дальше
6. Основные элементы оформления теста. Л.Ф.БУРЛАЧУК Психодиагностика.
читать дальше
7. Опросники как метод психодиагностики. Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
читать дальше
8.Повышение надёжности личностных опросников.
читать дальше
читать дальше
6. Основные элементы оформления теста. Л.Ф.БУРЛАЧУК Психодиагностика.
читать дальше
7. Опросники как метод психодиагностики. Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
читать дальше
8.Повышение надёжности личностных опросников.
читать дальше