Особенности консультирования в школьной практике
читать дальшеВ школьной практике чаще всего основаниями для классификации психологических консультаций являются возраст, адрес (с кем проводится консультация), содержание, проблема.
Обозначим особенности взаимоотношений школьного консультанта с клиентами с точки зрения его позиционирования. Для психолога существует целый «веер» позиций, в которых можно оказаться. Можно выделить условно конструктивное и деструктивное позиционирование. Второе сигнализирует о перекосе профессиональных отношений с клиентом.
Отметим некоторые особенности консультирования подростков. В теории психологической работы существует определенный стереотип: если консультирование начинается по инициативе психолога, ему придется бороться с негативной реакцией подростка, получив в свой адрес определенную порцию агрессии.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе; отсутствие интересов у детей; нежелание учиться; плохая память; повышенная рассеянность; неорганизованность; несамостоятельность, лень; агрессивность; повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация; отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
Школьное консультирование имеет свои специфические формы протекания, так называемые промежуточные формы, соединяющие в себе два процесса: психологическое консультирование и психологическое просвещение, по сути -- психологическую и педагогическую плоскости. К таким формам относится консультирование коллектива и малых групп.
Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Подростковая среда взывает к диалогу, и здесь консультант востребован, поле его работы широко.
Особенности консультативной работы с группой
читать дальшеГрупповое психологическое консультирование - разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия, противостоящая индивидуальному психологическому консультированию.
Консультативные группы, согласно Джеральду Кори, представляют собой группы, сосредоточенные на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу "здесь-и-сейчас"
Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп, в рамках которых происходит групповая практика и групповой процесс, в частности, они отличаются:
- от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтичсекие группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;
- от образовательных или темоцентрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;
- от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы развития консультирования;
- от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь.
Особенности коррекционно-консультационной работы с учителями и родителями подростка
читать дальшеЧасто в ходе консультирования родителей подростка психологу приходится ориентироваться и на просвещение взрослых, на развитие у них способности к децентрации – способности видеть проблемы подростка не только со своей позиции, но и глазами самого подростка. Взрослые во взрослении подростка часто видят только негативные стороны – непослушность, скрытость – не замечая позитивное новое – эмпатию, стремление подростка помочь родителям разделить их горе или радость.
Младший подросток ориентируется на поддержку учителя, поощрение, старший подросток стремится к личностному общению с учителем. Подростка все больше волнуют профессиональные и личностные качества учителя.
Особенно трудным в общении с подростком взрослые считают посткризисный период (14–15 лет), когда начинается период созидания, формирования новых психологических образований. При этом старые воспитательные меры не эффективны, а новыми родители еще не владеют, не опираются на положительные конструктивные качества.
Особенности проведения клинического обследования в консультативной практике
читать дальшеВ современной психологической литературе понятия «клинический метод», «клинический подход» и т. д. употребляется в гораздо более широком значении, чем «ориентированный на патологию». Клинический подход направлен на интенсивное, качественное и целостное изучение отдельных, индивидуальных случаев. По нескольким существенным характеристикам он противоположен стандартизованным процедурам тестового обследования и имеет как свои преимущества, так и сложности.
Клинический подход делает акцент на качественном анализе способов выполнения испытуемым заданий, учете характера и причин ошибок испытуемого, определении возможностей их устранения в результате оказания помощи. Указанная направленность клинического обследования предполагает у экспериментатора совершенно иную (по сравнению с проведением теста) установку — активную и гибкую, а не нейтральную. Здесь не только допускается, но и специально широко используется изменение инструкций в заданиях — их пояснение, уточнение и т. д. Практикуется отказ от ограничений испытуемого по времени.
Клиническое обследование предполагает умение экспериментатора фиксировать не только результат выполнения задания, но и многообразные качественные особенности психической деятельности ребенка, проявляющиеся при выполнении того или иного задания.
Особенности консультирования в школьной практике
читать дальше
Особенности консультативной работы с группой
читать дальше
Особенности коррекционно-консультационной работы с учителями и родителями подростка
читать дальше
Особенности проведения клинического обследования в консультативной практике
читать дальше
читать дальше
Особенности консультативной работы с группой
читать дальше
Особенности коррекционно-консультационной работы с учителями и родителями подростка
читать дальше
Особенности проведения клинического обследования в консультативной практике
читать дальше