Психоаналитическая модель психологической помощи
читать дальшеОсновная цель: работа с бессознательным клиента.
Другие цели: работа с истоками проблем, которые кроются в объектных отношениях; обнаружение психологических травм, вытесненных в бессознательное; разрешение внутренних личностных конфликтов.
Позиция терапевта – директивная, клиента – внимающая.
Техники психотерапии:
1. метод свободных ассоциаций (упражнение – записывать свои ассоциации на слова – рождение, смерть и др.).
2. анализ переноса и контрпереноса
3. толкование сновидений
4. толкование описок, оговорок
5. проективные диагностические методики
Процедура психоанализа – самая долговременная, мин – 3 года, макс. – неогр. (средняя частота встреч – 3 раза в неделю).
Бихевиоральная модель психологической помощи
читать дальшеЦель: выявление и исправление неадаптивных паттернов поведения.
Позиция терапевта – директивная, клиент – ученик.
Техники:
1. систематическая десенсибилизация:
а) овладение методикой мышечной релаксации
б) составление иерархий ситуаций, вызывающих страх
в) соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх с релаксацией
2. методики инерсии («наводнения»):
а) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх
б) демонстрация объектов фобии виртуально или реально
3. метод положительных подкреплений – жетонный метод
4. тактика самоконтроля (тактика снижения лишнего веса):
а) определение формы поведения (недостаточная подвижность и прием пищи без физиологических потребностей)
б) сбор основных данных (подсчет калорий и ведение таблицы веса)
в) разработка программы самоконтроля (применение самоподкреплений и самонаказаний)
г) выполнение и оценка программы самоконтроля (составление договора с самим собой)
д) достижение цели
5. Парадоксальная интенция (пациенту предлагается делать то, от чего он хочет избавиться)
6. аверсивный метод (вызывание отвращения)
Когнитивная модель психологической помощи
читать дальшеЭллис – рационально-эмотивная терапия.
Бек – когнитивная психотерапия.
Цель: пересмотр системы убеждений, освобождение от иррациональных представлений, ведущих к проблемному поведению («я должен быть всегда лучше всех, я должен всем нравиться»).
АВС-модель:
А – активизирующее событие
В – убеждения
С – последствия
Проблема, с которой приходит клиент, разбирается в соответствии с этой моделью.
(«У девушки заболел живот и она испугалась»).
Позиция психолога – директивная, клиент – ученик.
Техники:
1. обсуждение и опровержение иррациональных взглядов, смягчение их категоричности («я должен – мне бы хотелось»)
2. когнитивное домашнее задание (самоанализ своих жизненных событий по АВС-модели)
3. рационально-эмотивное воображение (поменять чувства в ситуации)
4. ролевая игра (проигрывание беспокоящих ситуаций)
Гуманистическая модель психологической помощи
читать дальшеЦель: помощь в личностном росте и саморазвитии.
Позиция психолога – быть самим собой (фасилитатор).
Техники:
1. конгруэнтность (соответствие между чувствами и высказываниями)
2. эмпатическое слушание
Стадии терапии:
1. блокировка
2. самовыражение (человек принимает свои проблемы)
3. самораскрытие
4. возрастающая потребность быть самим собой.
Реальное и идеальное Я (желаемый идеал).
Экзистенциальное направление психологической помощи
читать дальшеЦель: работа с основными категориями жизни (смысл жизни, самоактуализация, осознание смерти, ответственность и др.).
Позиция клиента и психотерапевта – равная.
Техники:
1. работа с осознанием смерти
2. углубление осознания смерти ведет к более высокой оценке жизни.
3. работа с ответственностью и свободой (повышение осознания пациентами их ответственности за свою жизнь и оказание помощи по взятию на себя этой ответственности)
4. работа с изоляцией или с одиночеством
5. работа с бессмысленностью (осознание, что поиски смысла жизни бесплодны, но человек ответственен за создание собственного смысла жизни).
Постмодернистские модели психологической помощи
читать дальшеГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ - основатель Фредерик Перлз
Основная цель— помочь человеку полностью реализовать свой потенциал.
Позиция психолога. – старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента — скорее, он пытается облегчить выражение этих чувств. Его роль — роль активного, живого, творческого, сопереживающего, изменчивого, как сама жизнь, союзника в поисках собственного “Я” клиента. Позиция клиента – активная.
Психотехники:
“Экспериментальный диалог”, “диссоциированный диалог”. предназначена для проработки внутренних конфликтов клиента.
“Идти по кругу” — также известнейшая психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди и либо говорит им что-то, либо совершает какие-то действия с ними. Техника используется для активизации членов группы, для поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения.
Техника “наоборот” (“перевертыш”) — сущность техники заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится.
“Экспериментальное преувеличение”— техника направлена на развитие процессов самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и др. движений— это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению (все громче и громче повторять фразу, выразительнее сделать жест и т.п.).
“Я несу за это ответственность” — используя этот прием, психолог может обратиться к клиенту с просьбой выразить то или иное чувство или высказать суждение с обязательным добавлением: “ ...и я несу за это ответственность”.
“Психодрама” — широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И КОНЦЕПЦИЯ С. ГРОФА
акцент делается на самоисследование и саморазвитие. Духовное развитие, большая терпимость, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта (“работа с телом”), применение восточных психотехник — все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике – желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья.
Общая цель: гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частная цель –психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния.
Психотехники:
методика “ребефинга” пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.
Техника “свободного дыхания” также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого — достижение гипервентиляции. Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у человека в сумеречном состоянии сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают музыкальные фрагменты, содержанием своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных матриц.
Психоаналитическая модель психологической помощи
читать дальше
Бихевиоральная модель психологической помощи
читать дальше
Когнитивная модель психологической помощи
читать дальше
Гуманистическая модель психологической помощи
читать дальше
Экзистенциальное направление психологической помощи
читать дальше
Постмодернистские модели психологической помощи
читать дальше
читать дальше
Бихевиоральная модель психологической помощи
читать дальше
Когнитивная модель психологической помощи
читать дальше
Гуманистическая модель психологической помощи
читать дальше
Экзистенциальное направление психологической помощи
читать дальше
Постмодернистские модели психологической помощи
читать дальше