46 Межличностные конфликты: понятие, сферы проявления, управление
читать дальшеМежличностный конфликт пред-ставляет собой столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновремен-но. Ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и требуется новая оценка ситуации (Губ-ский Е.Ф., 2002).
Основными сферами проявления межличностных конфликтов являются коллектив (организация), общество и семья, т.е. социальные общности, в которых большей частью протекает жизнедеятельность человека.
^ Конфликты в коллективе (органи-зации) развиваются по следующим схемам: «руководитель-подчиненный», «равный с равным», «служебный», «не-служебный».
Конфликты в обществе развиваются по схемам «гражданин-общество» и «гражданин-гражданин». Основной их причиной является низкая психолого-педагогическая культура их участников.
Конфликты в семье представлены схемами «супруг-супруг», «родители-дети» и «супруги-родственники». Среди их причин можно выделить следующие: девиантное поведение одного из участ-ников; материальные проблемы; ограни-чение активности (свободы, действий); индивидуально-психологические осо-бенности; сексуальная дисгармония.
Управление межличностными кон-фликтами можно рассматривать во внешнем и внутреннем аспекте. Внешний аспект представляет собой воздействие в рамках конкретного конфликта. Внутренний аспект представляют основ-ные стратегии поведения в конфликте.
^ Управление межличностными конфликтами представляет собой воз-действие на сферу конфликтных взаимо-отношений, приводящее к его конструк-тивному разрешению.
^ Внутренний аспект предполагает применение технологий рационального поведения в конфликте. Она основывается на выборе стратегии и тактики способа поведения, разработанной американ-скими психологами К. Томасом и Р. Килменом. Существуют две основные стратегии поведения в конфликте:
1. Стратегия партнерства ориенти-руется на учет интересов и потребностей партнера, для чего используются точки соприкосновения взглядов и мнений;
2.Стратегия напора характеризуется реализацией собственных интересов и целей, для чего используются навязыва-ние своего мнения, эгоистичность.
47 Динамика конфликта
читать дальшеДинамика конфликта – это процесс изменения конфликта.
Этапы конфликта:
1.Предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызыва-ющих. Противоречия и факты, приводя-щие к противоборству, в этот период скрыты и явно не обнаруживаются. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. Для пред-конфликтной ситуации характерно су-ществование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем.
2.Открытый конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скры-вать, наличие противоборства становится очевидным всем. Стадии открытого конфликта:
3.Эскалация конфликта – стадия развернутого конфликта, когда обостре-ние противоречий между его участника-ми достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материаль-ных, политических, финансовых, инфор-мационных, физических, психических и др. Переговоры и другие мирные спосо-бы разрешения конфликта на этой стадии затруднены. Разум уступает место эмоциям, могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, на первое место выдвигаются новые причи-ны и новые цели. Конфликт приобретает спонтанный, неуправляемый характер.
4.Завершение конфликта – оконча-тельный этап открытого периода кон-фликта, который может наступать при явном ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее проти-воборство. Завершение конфликта может быть достигнуто путем устранения оппонента или обоих оппонентов, устра-нения объекта конфликта, изменения позиций обеих или одной из сторон конфликта, при участии в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения, при обращение субъектов конфликта к арбитру и завер-шение его при посредстве третейского судьи или путем переговоров. Заверше-ние конфликта может быть мирным или насильственным, конструктивным или деструктивным.
5.Послеконфликтный период – пе-риод ликвидации основных видов напряженности, нормализация отноше-ний между сторонами.
48 Разрешение конфликтов: кос-венные и прямые методы; условия их эффективности
читать дальшеПрямые методы разрешения кон-фликтов
- Директивное, настойчивое утвер-ждение своей точки зрения.
- Перестройка собственного поведе-ния и уступки с учетом точки зрения подчиненных.
- Игнорирование конфликта.
- Сотрудничество и выработка сов-местных решений.
Косвенные методы разрешения конфликтов
1. Принцип выхода чувств (если че-ловеку дать возможность беспрепят-ственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они сменяются положительными и снимают напряжение в обществе. Иногда смех, физическое расслабление, зевок и даже юмор вызы-вают тот же эффект)
2. Принцип эмоционального возме-щения (человек, обращающийся к вам с сетованиями на своего недруга, должен рассматриваться как страдающее лицо. Пусть вам совершенно ясно, что постра-давшим является не он, а именно его недруг. Показав, что вы считаетесь с его оскорбленными чувствами, вы тем самым эмоционально подбадриваете своего собеседника, которого, особенно в данной ситуации, согреет уместно ска-занное в разговоре слово похвалы...).
3. Принцип авторитетного третьего (когда человек не в состоянии принять слова поддержки от человека, с которым находился долгое время в ссоре. В таком случае должно быть третье лицо).
4. Принцип обнаженной агрессии (прямая форма обнажения агрессии реализуется следующим образом: в кабинете посредник побуждает партне-ров конфликта ссориться в его присут-ствии. Как правило, при третьем лице ссора не достигает таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле слова разнимать враждующих).
5. Принцип принудительного слу-шания оппонента. (посредник предлагает враждующим сторонам такую инструк-цию: "Каждый из вас, прежде чем отве-тить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику. Это дает ему право высказать-ся". Далее посредник вмешивается в диалог, настойчиво требуя выполнения инструкции. Обычно при этом обнару-живается, что ссорящиеся не в состоянии правильно воспроизвести реплики друг друга, поскольку каждый слышит в основном себя, а обидчику приписывает слова, которые в действительности не были произнесены. Фиксируя внимание конфликтующих на этом факте, посред-ник принуждает их к добросовестному слушанию друг друга. Непривычность такой ситуации уменьшает накал взаим-ного ожесточения и способствует росту самокритичности спорящих).
6. Принцип расширения духовного горизонта спорящих (побуждая кон-фликтующих длительно ссориться в его присутствии, посредник тем или иным способом протоколирует ссору (жела-тельно иметь магнитофон, видеомагни-тофон, скрытую видеокамеру). Далее ссора останавливается и запись воспро-изводится. Как правило, враждующие подавлены тем, что услышали, поскольку начинают понимать, что вели себя недостойно, во всяком случае, некраси-во).
49 Посредничество в разрешении конфликта
читать дальшеПосредник помогает обеим сторо-нам получить то, к нему они стремятся.
Посредник становится между двумя враждующими сторонами и помогает им найти решение конфликта. Он стремится быть объективным и нейтральным. Он может взять на себя эту роль неформаль-но или может быть назначен на нее.
Посредник не вовлечен в проблему. В большинстве случаев его роль ограни-чивается попыткой превратить оппонен-тов в партнеров.
Посредник следит за тем, чтобы каждая сторона не только высказывала свое мнение, но и выслушивала другую. Затем он помогает обеим сторонам найти взаимовыгодные решения.
Посредник помогает обеим сторо-нам получить то, к чему они стремятся.
Для помощи в спорных вопросах существует целый ассортимент приемов. В этой главе мы уделим основное вни-мание методу посредничества, однако важно знать также о существовании целого ряда альтернатив, дающих кон-фликтующим сторонам большую или меньшую долю контроля над самим процессом и его исходом. Выбор широ-кий: отрешения, принимаемого судьей и до процессов, при которых участники сами его находят, без какого-либо вме-шательства извне.
50 Особенности протекания внутриличностного конфликта
читать дальшеОсобенности:
- Специфичность структурных компонентов;
- Латентность;
- Специфичность форм проявления;
- Специфичность форм протекания.
В зависимости от того, какие сторо-ны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделили следующие основные особенности протекания внут-риличностного конфликта (ценностно-мотивационная сфера личности).
Если любой из приведенных кон-фликтов длительное время не разрешает-ся, он может привести к стрессу, фруст-рации и достаточно опасной его форме - НЕВРОТИЧЕСКОМУ конфликту - характеризуемому высшим напряжением и противоборством внутренних сил личности.
В зависимости от других оснований можно привести иную их типологиза-цию. Так, если мы возьмем за основание функции внугриличностного конфликта, то его можно классифицировать как: Конструктивный или деструктивный.
Конструктивный (функциональный, продуктивный) конфликт способствует максимальному развитию субъектов конфликта и конструктивным личност-ным затратам по его разрешению.
Деструктивный (дисфункциональ-ный, непродуктивный) конфликт усугуб-ляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис, приводит, как прави-ло, к невротическому конфликту.
46-50
46 Межличностные конфликты: понятие, сферы проявления, управление
читать дальше
47 Динамика конфликта
читать дальше
48 Разрешение конфликтов: кос-венные и прямые методы; условия их эффективности
читать дальше
49 Посредничество в разрешении конфликта
читать дальше
50 Особенности протекания внутриличностного конфликта
читать дальше
читать дальше
47 Динамика конфликта
читать дальше
48 Разрешение конфликтов: кос-венные и прямые методы; условия их эффективности
читать дальше
49 Посредничество в разрешении конфликта
читать дальше
50 Особенности протекания внутриличностного конфликта
читать дальше