33 Социальная регуляция пове-дения личности
читать дальшеСоциальное поведение личности – сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникно-вение и развитие детерминируется опре-деленными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регу-ляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Пове-дение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функци-ями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержа-ние, защита и воспроизводство необхо-димых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечи-вающих существование и воспроизвод-ство типа взаимодействия, взаимоотно-шений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена обще-ства. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые груп-пы и сама личность.
В широком смысле слова регулято-рами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широ-ком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) – субъективного (внутреннего).
34 Гендерные особенности про-социального поведения
читать дальшеНравственность человека определя-ется множеством характеристик, среди которых особое значение имеют зна-ния (представления), мотивы, чувства, навыки, опыт поведения, направленного на благо общества. Под просоциальным поведением понимается позитивно оцениваемая обществом и соответ-ствующая культурным стандартам дея-тельность по оказанию помощи другим людям, направленная на достижение ими психологического или физическо-го благополучия, имеющая позитивный социальный исход. Просоциальное поведение характеризует прежде всего отношения между субъектами, когда одна из сторон добровольно отдает какие-то блага (деньги, время, знания и др.), а вторая, обычно их лишенная, принимает. Эти отношения основыва-ются на доверии и не захватывают профессиональную деятельность.
Просоциальное поведение связано с нормами, культурными стандартами и обычаями, которые передаются из поко-ления в поколение, выступают одним из регуляторов общественных отношений. Именно культура и социум, в котором живет человек, определяют границы и нормы такого поведения, степень соци-альной ответственности каждого.
На сегодняшний день в большей степени изучено спонтанное просоци-альное поведение, когда помогающий субъект оказывает неотложную помощь во внезапно возникшей и затрудни-тельной для другого человека ситуа-ции. Известно, что личностными особен-ностями человека, оказывающего по-мощь, являются принятие позиции другого, эмпатия, интернальный локус контроля и социальная ответственность.
Долговременное оказание помощи, волонтерство изучено мало. Его суть выражена в документах ООН: это сознательная деятельность по преобра-зованию социальной действительности, в которую вовлекаются граждане на добровольной основе.
41 Личность и культура. Имика и итика культуры.
читать дальшеВ качестве методологии статическо-го анализа культуры можно назвать два принципа, разработанных и предложен-ных американским исследователем Harry C. Triandis: «имика» (emics) и «итика» (etics).
Суть первого состоит в выявлении уникальных, специфических для данной культуры элементов, того, что собствен-но отличает эту культуру от других. По словам Triandis, данный метод нацелен на «понимание» иной культуры. Второй же принцип предназначен для нахожде-ния неких универсальных, характерных для нескольких культур явлений и ис-пользуется для «сравнения» различных культур.
Как правило, культурные вариации представлений о личности рассматрива-ются в оппозиции «Запад-Восток». Для «западной» модели личности характерно утверждение, что «личность формирует-ся, проявляется и познает себя прежде всего через свои деяния, в ходе которых она преобразует материальный мир и самое себя... Восточная..., напротив, не придает значения предметной деятель-ности, утверждая, что творческая актив-ность...развертывается лишь во внутрен-нем духовном пространстве с Для Запада личность — это прежде всего целост-ность. Для восточных культур, напротив, характерно представление о личности как о множественности, о совокупности нескольких автономных «кругов обязан-ностей», отражающих социальные иден-тичности субъекта.
42 Социальная психология кон-фликта. Сущность и структура конфликта
читать дальшеСлово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологи-ческой парадигмы. Так, в представлении К. Маркса в классовом обществе основ-ной социальный конфликт проявляется в виде антагонистической классовой борь-бы, кульминацией которой является социальная революция. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого происходит «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устра-няют своих соперников». В трактовке Р. Дарендорфа социальный конфликт представляет собой различные по интен-сивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства.
Структура:В упрошенном виде структура социального конфликта состо-ит из следующих элементов:объекта - конкретной причины столкновения субъектов;двух и более субъектов, кон-фликтующих из-за какого-либо объек-та;инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.
Сущность:Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, кон-фликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются:
наличие ситуации, которая проти-водействующими сторонами восприни-мается как конфликтная;
наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
взаимодействие конфликтующих сторон;
результаты конфликтного взаимо-действия;
использование давления и даже силы.
43 Причины конфликта
читать дальшеКонфликт представляет собой от-крытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) соци-ального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые по-требности, интересы и ценности.
Причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важ-нейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доми-нирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных (в том числе эмоци-онально-психологических) различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт но сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. с. действия субъектов, направленные друг против друга.
Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовме-стимые интересы, потребности и ценно-сти. Такие противоречия, как правило, порождают открытую борьбу сторон, противоборство.
45 Профилактика конфликта
читать дальшеПрофилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые мини-мизировали бы вероятность возникнове-ния или деструктивного развития проти-воречий между ними.
Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность по предупреждению конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является деятельностью многоуровневой.
Надежный путь предупреждения конфликта — налаживание и укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества:
- согласие, состоящее в том, что возможного противника вовлекают в совместную деятельность;
- практическая эмпатия, предпола-гающая «вхождение» в положение парт-нера, понимание его трудностей, выра-жение сочувствия и готовности ему помочь;
- сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данное время и расходятся;
- взаимное дополнение партнеров, которое состоит в использовании таких черт будущего соперника, которыми не обладает первый субъект;
- исключение социальной дискри-минации, которое запрещает подчерки-вание различий между партнерами по сотрудничеству, какого-либо превосход-ства одного над другим;
- неразделение заслуг — этим до-стигается взаимное уважение и снима-ются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды;
- психологический настрой;
- психологическое «поглаживание», которое означает поддержание хорошего настроения, положительных эмоций
44 Стили и стратегии конфликт-ного поведения
читать дальшеСтратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация лично-сти (группы) на достижение конечной цели в конфликте. Стратегия по ходу конфликта, как правило, не меняется. Именно стратегия определяет смысл выбранных конфликтующими стилей (тактик). В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле», т. е. определяющей мотивации конфликтую-щих, либо на достижение поставленной цели, либо на отношения с оппонентом.
Стиль конфликтного поведения - совокупность характерных приемов и способов, отличающих образ действий «S» конфликта, т.е. способ преодоления проблемы, приведшей к конфликту. В том числе и манера взаимодействия.
Стратегия кооперации (партнерства) характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Цель стратегии - поиск согласия, при-умножение общих интересов. Ее смысл заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны.
Стратегия соперничества (напори-стости) характеризуется жесткой реали-зацией собственных интересов, стремле-нием к достижению собственных целей. Жесткий подход: участники -противники, цель стратегии - победа или поражение. Сторонники стратегии напористы, нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко идут на обострение отношений.
Внутри двух стратегий выделяют пять основных стилей поведения:
- избегание (уход, уклонение) - ха-рактеризуется низким уровнем коопера-ции и низким уровнем соперничества, стремление под любым предлогом уйти от конфликта;
- уступка (приспособление) - низкий уровень соперничества, но высокий уровень кооперации, стремление любым способом обеспечить интересы партнера с целью сохранения отношений;
- конкуренция (соперничество, со-ревнование, противоборство) - высокий уровень соперничества, низкий уровень кооперации, обеспечение и учет только собственных интересов;
- компромисс - средний уровень ко-операции и соперничества, взаимные уступки, сохранение отношений с оппо-нентом;
- сотрудничество - высокий уровень кооперации и соперничества, стороны стремятся овладеть «О» конфликта и сохранить взаимоотношения. «Мы не против друг друга, а вместе против проблемы» - смысл данной тактики, одной из наиболее сложных, но наиболее эффективной.
33,34,41-44
33 Социальная регуляция пове-дения личности
читать дальше
34 Гендерные особенности про-социального поведения
читать дальше
41 Личность и культура. Имика и итика культуры.
читать дальше
42 Социальная психология кон-фликта. Сущность и структура конфликта
читать дальше
43 Причины конфликта
читать дальше
45 Профилактика конфликта
читать дальше
44 Стили и стратегии конфликт-ного поведения
читать дальше
читать дальше
34 Гендерные особенности про-социального поведения
читать дальше
41 Личность и культура. Имика и итика культуры.
читать дальше
42 Социальная психология кон-фликта. Сущность и структура конфликта
читать дальше
43 Причины конфликта
читать дальше
45 Профилактика конфликта
читать дальше
44 Стили и стратегии конфликт-ного поведения
читать дальше