27 Факторы, обусловливающие возникновение и развитие паники. Условия прекращения паники.
читать дальшеПа́ника (безотчётный ужас,) — пси-хологическое состояние человека — безотчётный, неудержимый страх, вы-званный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей, неконтролируемое стремление избежать опасной ситуации. Приступ паники можно определить как неожиданную вспышку острого страха, обычно сопровождаемую рядом физиче-ских симптомов и мыслями о смерти. Продолжается он от двух минут до получаса, но больному это время кажется вечностью. По прошествии приступа человек ощущает себя оглушающее-слабым и совершенно разбитым. При-ступы паники особенно пугают еще и потому, что возникают вроде бы без причин или в таких ситуациях, когда человеку, казалось бы, не из-за чего нервничать или пугаться. Приступы паники часто начинаются внезапно, достигая своей вершины в течение 10 минут и прекращаясь через полчаса – час, но они могут продолжаться часами, а иногда, очень редко – более дня. Когда выраженность симптомов начинает ослабляться , человек, перенесший при-ступ, чувствует себя уставшим, обесси-ленным. Основные характерные симпто-мы включают в себя:-Ускоренное серд-цебиение (тахикардию). -Повышенное потоотделение (гипергидроз). -Дрожь (тремор). -Удушье или одышка, повы-шенная частота дыхания (гипервентиля-ция). -Озноб, сменяющийся приливом жара, и наоборот. -Тошнота. -Спазмы кишечника. -Мышечные спазмы. -Боли в грудной клетке. -Головокружение и головная боль. -Слабость. -Комок в горле, затруднение глотания. -Чувство приближающейся смерти. У людей, которые страдают от приступов паники, часто наблюдаются и другие душевные расстройства, такие как депрессия, страх общественных мест и страхи выступле-ния перед аудиторией или возникающие в присутствии скопления людей (соци-альная фобия). Причины. До сих пор нет точной научной ясности причин возник-новения приступов паники. Возможно имеют значение наследсвенность, стресс и некоторые биохимические факторы. Вероятность возникновения приступа паники выше, если кто-то из родствен-ников страдает от аналогичных присту-пов. Осложнения. Паническое расстрой-ство может носить истощающий и де-структивный характер. Страх перед повторяющимися приступами может приводить к формированию поведения избегания, когда человек отказывается от участия в обычных для других людей ситуациях, например, посещения торго-вого центра, и остаётся один в доме. То есть формируется страх возникновения страха. Лечение. Лечение приступов паники и панического расстройства является очень эффективным. При полу-чении помощи большинство людей возвращаются к своей прежней повсе-дневной жизни. Оно включает в себя антидепрессивные препараты. Антиде-прессанты обычно улучшают состояние пациентов либо устраняют симптомы приступов паники. наряду с медикамен-тозным применяются различные психо-терапевтические техники, в том числе лечение гипнозом. Очень эффективны когнитивно–поведенческие подходы, которые позволяют пациенту научиться распознавать пусковые механизмы при-ступов и пути преодоления тревоги с использованием дыхательных и релакса-ционных техник. Разумеется, лечить эти состояния следует у психиатра, который подберёт адекватное медикаментозное лечение в сочетании с психотерапией и лечением гипнозом. Массовая паника. Паника может возникнуть, если какое-либо лицо или группа лиц полагает, что находится в ситуации, непосредственно угрожающей его жизни, причем это лицо (группа лиц) верит, что спасение воз-можно лишь в поспешном бегстве, кото-рое нужно осуществить без всякого промедления.
28 Социально-психологическая сущность моды. Психологические механизмы моды
читать дальшеПроблема с определением понятия «мода» достаточно сложна, причем сложности очевидны. Как и во многих других случаях в психологии масс, в очередной раз это нечто, что все знают, понимают и чувствуют, но сколько-нибудь четко определить затрудняются. Тем более что всякий раз речь идет о конкретных видах и разновидностях моды — следовательно, о совершенно разных вещах. Мода на одежду и мода на политические идеи, мода на коллекцио-нирование фарфора и мода на автомоби-ли — все это внешне вроде бы разные вещи, всякий раз порождающие совер-шенно разные определения и значитель-ную путаницу между ними.
В самом широком смысле слова мо-да определяется как «существующие в определенный период и общепризнан-ные на данном этапе отношения к внеш-ним формам культуры.Однако существу-ет мода и как отношение к внутренним формам культуры — идеям, воззрениям. Кроме того, при подобном подходе (как, впрочем, и при большинстве других аналогичных походов) настойчивый акцент делается на конкретность и из-менчивость моды, ее обязательную связь с определенными периодами и этапами развития человечества. Обратим внима-ние на то, что для характеристики одного из обязательных понятий в самом рас-пространенном виде моды — моды на одежду — во всех европейских языках используется одно и то же, заимствован-ное из итальянского языка слово costume. И означает оно нечто прямо противоположное: обычай, привычка. Таким образом, возникает нечто совер-шенно несовместимое: постоянно измен-чивый обычай, непрерывно меняющаяся привычка. Фокус заключается в том, что на самом деле это действительно так. Мода есть и то и другое. И непрерывная изменчивость, и стабильная устойчи-вость. Меняются конкретные разновид-ности моды, но всегда остается мода как особое явление в психологии масс.
Нас интересует мода прежде всего как психологический феномен — безотноси-тельно к тому, на что именно распро-страняется эта мода. Можно еще более сузить предмет нашего предстоящего рассмотрения: нас интересует мода как массовое явление (включая, впрочем, ее элитную часть — первоначально модным становится нечто уникальное, к чему начинают стремиться все). Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть моду, когда она становится массовой. Это же происходит только тогда, когда она захватывает и охватывает всех или значительную часть людей, формируя особые общности. Впрочем, как раз вскоре после этого она исчезает или меняется — модным быстро становится нечто совсем иное, уже опять не массо-вое, а уникальное. То же, что еще недавно было модным, становится рутинным, обыденным, привычным и повседнев-ным.
Близок был к улавливанию традицион-ного и изменчивого в определении моды А. В. Даль в своем словаре. Он определял моду как «ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту, в покрое одежды и в быту». Однако тут и возникала двойственность в определении. С одной стороны, мода — это «обычай», что-то достаточно устойчивое и стабильное. С другой же стороны, та же мода — «изменчивая прихоть»
31 Социальное поведение лично-сти. Сущность, формирование и акту-ализация.
читать дальшеСоциальное поведение – внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Сущность социализации со-стоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм. Сущностный смысл социализации рас-крывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализа-ция. Социализация предполагает актив-ное участие индивида в освоении куль-туры человеческих отношений, в форми-ровании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социаль-ной действительности, овладение навы-ками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее зна-чение для процессов социализации имеет общественное воспитание. Выделяют несколько источников социализации индивида: 1)Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образова-ния, обучения и воспитания. 2)Взаимное влияние людей - оно происходит в про-цессе общения и совместной деятельно-сти. 3)Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с форми-рованием основных психических функ-ций и элементарных форм общественно-го поведения. 4)Процессы саморегуля-ции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивиду-ального поведения на внутренний само-контроль. В процессе социализации человек обогащается социальным опы-том и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. Процесс социализации никогда не кон-чается. Наиболее интенсивно социализа-ция осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Социаль-ность — это сущностная сторона чело-века, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»).
В процесс исторической практики, индивид проявляет свою социальную сущность, формирует социальные каче-ства, приобретает личного жизненного опыта. Объективно, формируя и развивая собственное «Я», человек не может существовать без общения и деятельно-сти. Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятель-ность, общение и самосознание. В дея-тельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные смыслы, самостоятельность, инициативу, творчество и профессиона-лизм, усваивает новые виды проявления собственной активности. В сфере обще-ния происходит углубленное понимание себя и других участников коммуника-тивного процесса, обогащение содержа-ния взаимодействия и восприятие людь-ми друг друга. Сфера самосознания предполагает становление «Я» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирова-ние социальной позиции, моральной ориентации человека.
Показателями успешной социали-зации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важ-ными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее услови-ями, ее содержанием, вознаграждением, организацией).
32 Просоциальное и асоциальное поведение.
читать дальшеПросоциальное поведение-поведение индивида, которое ориенти-ровано на благо социальных групп. Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолет-ной любезности (вроде передачи солон-ки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спа-сения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертво-вание. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтру-изма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях ). Просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически моти-вированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.
Асоциальное поведение – поведение, нарушающее социальные нормы (уго-ловные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом. Среди причин асоциального поведения многие исследователи выде-ляют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социаль-ную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения. Выделяют три основных фактора: биоло-гический, психологический и социаль-ный. Биологический выражается в фи-зиологических особенностях, т.е. в не-устойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы). Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуа-ции характера, что влечет за собой по-вышенную внушаемость, быстрое усвое-ние асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им. Социальный фактор отражает взаимодействие чело-века с социумом (семья, школа, другое окружение).
27,28,31,32
27 Факторы, обусловливающие возникновение и развитие паники. Условия прекращения паники.
читать дальше
28 Социально-психологическая сущность моды. Психологические механизмы моды
читать дальше
31 Социальное поведение лично-сти. Сущность, формирование и акту-ализация.
читать дальше
32 Просоциальное и асоциальное поведение.
читать дальше
читать дальше
28 Социально-психологическая сущность моды. Психологические механизмы моды
читать дальше
31 Социальное поведение лично-сти. Сущность, формирование и акту-ализация.
читать дальше
32 Просоциальное и асоциальное поведение.
читать дальше