23 Массовая коммуникация как социальный феномен.
читать дальшеМассовая коммуникация – система-тическое распространение сообщений через печать радио, телевидение и т.д. с целью информирования и оказания идеологического политич экономич психологич или организационного воздействия на оценки мнения поведения людей. МК свойственна отсроченность обратной связи между источниками и аудиторией. МК выполняет ряд соц функций –надзор/наблюдение, интер-претация, соединение/связь, передача ценностей.
(влияние мультиков на детей). МК могут объединять людей и создавать новые соц группы (экологические дви-жения, общественные объединения, группы из интернета). МК демонстриру-ет ролевые модели (демократ, патриот, профессионал, хор семьянин), которые наблюдаются и имитируются аудитори-ей.
Мотивы использования МК ауди-торией: познание –чтобы быть в курсе событий, основаны на желание людей исследовать и изменять окр среду; раз-нообразие – это человеч потребность (МК удовлетворяет эту потребность в формах стимулирования, расслабления и высвобождения подавляемых эмоций и энергии); соц полезность – помогает в укреплении контактов с окр (поход кино); уход – помогает избегать кон-кретной деят-ти, уход от нее.
24 Слух как форма передачи информа-ции. Психологическая природа возникнове-ния слухов.
читать дальшеСлух, являясь достаточ¬но частотным элементом массового общения, значительно реже по¬падает в обиход общения научного. Слухи предоставля-ют определен¬ный интерес и с чисто теоретической стороны природой своего са¬мостоятельного распространения, и тем, что средства массовой ком-муникации, являясь более организован-ными, более мощными, в тоже время не могут достаточно оперативно приоста-навливать распрост¬ранение этого вида массовой информации.
Можно предложить несколько объ-яснений этому свойству самотранслиру-емости:
Достаточно часто слух содержит информацию, прин¬ципиально умалчива-емую средствами массовой коммуника-ции. Ес¬тественно, что подобная инфор-мация интересует многих и потому, став доступной, легко передается. В более широком плане следует отметить, что слух, вероятно, есть косвенное проявле-ние коллективного бессознательного, определенных феноменов. Это ответ на коллективные тревожные ожидания, хранящиеся в каждом. Важной комму-никативной составляющей, характерной для слу¬ха, является его устность. Слух принципиально принадлежит непись-менной коммуникации. Он распростра-няется в устной среде, те¬ряя многие свои качества попадая на страницы, например, газеты. Там он служит лишь поводом для опровержения или подтверждения, однако не является при этом уже самостоятельной.
Известны два фундаментальных условия, совпадение которых делает возможным возникновение слуха. Первое из таких обязательных условий — наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, высокая акту-альность данной проблемы и ее связь с жизненными потребностями людей. По справедливому мнению аналитиков, считается, например, совершенно невоз-можным распространить в среднеевро-пейском городе «слух-пугало».Далее механизм распространения слуха дей-ствует уже почти автоматически
В результате же интенсивность цир-куляции слуха стремительно нарастала, едва не превратив смешное предположе-ние в глубокое убеждение горожан. Между прочим такому успеху распро-странения данного слуха в значительной степени способствовала вся социально-политическая обстановка .
Второе условие возникновения слу-ха —неудовлетворенность соответству-ющих потребностей. Жизнь сама должна порождать потребность в информации на некоторую тему. Потребность эта долж-на быть высокоактуальной, т. е. совер-шенно неудовлетворенной. При этом условии почти любое сообщение будет заполнять возникший информационно-потребностный вакуум и, соответственно, пользоваться успехом, передаваясь в виде слуха. Ощущение же неудовлетво-ренности интереса возникает у людей в двух случаях. Либо это всякое отсутствие информации на данную тему вообще, либо же это такая ситуация, в которой имеющаяся информация не представляется аудитории надежной.
Помимо двух названных выше ос-новных условий, возникновению и рас-пространению слухов содействует также ряд дополнительных факторов. К ним относятся,такие моменты, как степень эмоционального напряжения в общности, в которой возникает слух, и связанная с ней соответствующая потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения. С другой стороны, существует и опреде-ленное влияние противоположного фактора — длительного пребывания той или иной общности в эмоционально обедненной, «скучной» ситуации, и связанная с ней абсолютно естественная потребность в определенной эмоцио-нальной «зарядке.
25. Толпа как социально-психологический феномен
читать дальшеТолпу как психологический фено-мен начали изучать еще в XIX веке (Лебон). Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, недовольства представителями власти и др. Толпа не может определяться коли-чеством, она определяется специфиче-скими признаками. Первый заключается в том, что люди должны находиться на таком близком расстоянии, в таком тесном физическом контакте, чтобы входить в персональные пространства друг друга, создавая психологический дискомфорт. Толпы характеризуются повышенным психическим напряжением из-за дискомфорта, создаваемого боль-шим скоплением людей. Эффекты толпы возникают, как правило, в скоплениях, превышающих 120 - 150 человек. Среди специфичных эффектов толпы наряду с высокой контактностью, порождающей психическое напряжение, повышенное эмоциональное возбуждение. В толпах люди не сохраняют спокойствие, они неуравновешенны. Толпы, как правило, собираются по какому-то поводу, а повод всегда бывает эмоционально насыщенным -угроза, нечто необычное, интересное, значимое. Поэтому люди в толпе находятся в состоянии повышен-ного эмоционального возбуждения. Очень важный феномен - то, что отдель-ные члены толпы выражают это возбуж-дение более интенсивно и заражают других. Одним из очень серьезных меха-низмов, без которого толпы нет, является механизм психического заражения, когда психическое состояние и формы поведе-ния одного человека передаются друго-му. Один начинает говорить повышен-ным тоном - и другие, один кричит - и другие, один машет руками - и другие. И в какие-то моменты начинают вести себя одинаково. Толпа имеет определенные стадии развития, на каждой из которых меняются ее характеристики. Законо-мерность в том, что она из пассивного обязательно перейдет в активное состоя-ние, которое характеризуется готовно-стью группы к совместным действиям. Толпа не может быть всегда пассивной. Эмоциональное возбуждение и психиче-ское напряжение нарастают, люди хотят что-то делать, остается им только под-сказать, показать, что делать, остается их лишь подтолкнуть. Выйти из толпы можно, когда она находится в пассивной стадии или же на каких-то первоначаль-ных стадиях активного состояния. Но на определенном этапе человека действи-тельно уже не вырвешь из толпы. Дей-ствие - это снятие напряжения. Люди накапливали напряжение - они должны его обязательно снять. Здесь очень серь-езным фактором является расстояние между людьми. Если дистанциировать людей друг от друга (это еще называется «рассеять толпу») - и психическое напряжение само начнет спадать. Одним из эффектов толпы является мобилиза-ция, то есть увеличение и физической, и психической активности человека. Чело-век в толпе становится сильнее.
26.Психологические особенности поведения и эмоционального состояния в толпе.
читать дальшеПопадая в толпу индивид приоб-ретает ряд специфических психологиче-ских особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств опре-деляет его поведение в толпе.
Свойства человека толпы:
1) пониженный самоконтроль – снижает-ся способность к произвольной регуля-ции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию;
2) потеря индивидуальности и единение человека с толпой – люди в толпе посте-пенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их пове-дение становится похожим друг на друга
3) бездуховность – приобретая коллек-тивную душу, человек как бы теряет свою;
4) инстинктивность – преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует ано-нимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная дегра-дация личности;
5) анонимность – индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязыва-ются»;
6) безответственность – утрата чувства ответственности, являющегося сдержи-вающим началом для индивида;
7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями;
8) снижение интеллектуальных качеств личности – толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы;
9) не критичность мышления – воспри-нимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам;
10) особенности переработки информа-ции человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообраз-ную информацию, быстро перерабатыва-ет ее и распространяет, приэтом совер-шенно непроизвольно искажая, транс-формируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи;
11) бессознательность – в толпе проис-ходит растворение сознательной лично-сти. Человек толпы действует, не осозна-вая истинных мотивов опасности, жесто-кости, несправделивости и ужасности своих действий;
12) повышенная внушаемость – человеку толпы свойственна большая доверчи-вость к необычной информации, заведо-мо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам;
13) повышенная активность – обуслов-лена мобилизацией всех ресурсов инди-вида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические каче-ства, которые недоступны ему вне толпы (быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. д.);
14) чувство всемогущества и неодолимой силы, также способствует тому, что индивид поддаётся скрытым инстинктам;
15) непредсказуемость, нетипичность, необычность поведения;
16) состояние человека в толпе близко к гипнотическому трансу;
17) немотивированность поведения – индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересам толпы;
18) повышенная эмоциональность вос-приятия всего, что человек видит и слышит вокруг себя. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
23-26
23 Массовая коммуникация как социальный феномен.
читать дальше
24 Слух как форма передачи информа-ции. Психологическая природа возникнове-ния слухов.
читать дальше
25. Толпа как социально-психологический феномен
читать дальше
26.Психологические особенности поведения и эмоционального состояния в толпе.
читать дальше
читать дальше
24 Слух как форма передачи информа-ции. Психологическая природа возникнове-ния слухов.
читать дальше
25. Толпа как социально-психологический феномен
читать дальше
26.Психологические особенности поведения и эмоционального состояния в толпе.
читать дальше