5 Структурные характеристики малой группы
читать дальше Приступая к рассмотрению структур-ных компонентов малой группы, необхо-димо, прежде всего, подчеркнуть, что понятие «структура» теснейшим образом сопряжено с понятием «система». По-этому дальнейшее наше изложение будет строиться главным образом с учетом таких выраженных системных признаков структуры, как ее разномерность и раз-ноуровневость.
Оригинальная модель многоуровневой структуры межличностных отношений разработана А. В. Петровским в рамках развиваемой им стратометрической концепции коллектива. Модель включает несколько слоев (страт), каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и соответственно своеобра-зием проявления тех или иных группо-вых феноменов и процессов. В качестве центрального (ядерного) звена берется сама предметная деятельность группы, ее содержательные общественно-экономические и социально-политические характеристики. По суще-ству данный слой определяет, как можно думать, своеобразие социальных (офи-циальных) отношений в группе. Три последующие страты являются психоло-гическими по своей сути. В первой из них фиксируется отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивация деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Во второй страте представле-ны межличностные отношения, опосред-ствованные содержанием групповой совместной деятельности, ее целями и задачами, принятыми в группе принци-пами и ценностными ориентациями и т.п. Как подчеркивает А.В. Петровский, «деятельностное опосредствование – принцип существования и принцип понимания феноменов второй психоло-гической страты». Что же касается тре-тьего психологического уровня группо-вой структуры, то он согласно обсужда-емой модели представляет собой по-верхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценност-ные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы.
Многомерный анализ групповой структуры. Другой возможный ракурс рассмотрения групповой структуры связан с пониманием ее как многомерно-го образования. В этом случае в основу анализа кладется главным образом фак-тор престижности занимаемых индиви-дами позиций в обсуждавшихся нами выше системах официальных и неофи-циальных внутригрупповых отношений. В любой из них можно выделить разные по степени престижности (т.е. по вели-чине статуса) позиции (например, кон-тинуум позиций в системе официальных отношений на университетской кафедре может быть обозначен двумя крайними полюсами: позицией заведующего и позицией лаборанта, в системе любых неофициальных отношений – позициями лидера и аутсайдера и т.д.) и, выстроив их по вертикали, получить различные измерения групповой структуры.
6 Роль, ролевые ожидания и статус в группе
читать дальше Прежде всего определим понятия «социальная роль» и «ролевые ожида-ния». Что касается роли, то она связана с выполнением тех или иных функций человеком, занимающим определенную социальную позицию. Ролевые ожидания - это представления о том, что должен делать человек, играющий конкретную социальную роль.
Малые группы делятся на фор-мальные и неформальные. Основное различие между ними состоит в том, что первые создаются и организуются целе-направленно, в то время как вторые обычно возникают стихийно. Так вот, в зависимости от того, какой является группа - формальной или неформальной - ролевое разделение также происходит либо целенаправленно, либо спонтанно. В формальных группах, как правило, роли определяются и предписываются конкретным людям заранее. Типичным в этом отношении является назначение официального руководителя (лидера). Но в любой формальной группе параллельно идет самопроизвольное ролевое распределение. Так, довольно часто наряду с формальным руководителем в группе появляется неформальный лидер, обладающий, тем не менее, даже большим, чем формальный руководитель, влиянием
Когда группа еще только формиру-ется, роли ее членов не очень четко определены. Но затем происходит доста-точно неоднозначный процесс вычлене-ния тех или иных ролей. Когда же группа уже сложилась и какое-то время функ-ционирует, то для новичка, только что вступающего в группу, может быть заранее отведено определенное место, как правило, не очень престижное.
Понятно, что не все роли в группе пользуются одинаковым уважением и, соответственно, обладают равным стату-сом. По мнению исследователей, людям, как, впрочем, и почти всем приматам, свойственна тенденция организовываться на основе статусных различий и ста-тусной иерархии. В любом социальном сообществе всегда выстраивается опре-деленная система соподчинения автори-тетов, поэтому людям присуща «борьба за статус».
Социологи Дж. Бергер, С. Розенхольц и Дж. Зелдич разработали в этой связи модель, названную теория статусных характеристик, для объяснения того, как возникают статусные различия. Согласно данной теории основанием для неравен-ства статусов являются те различия, которые имеются у индивидов - членов группы. Авторы полагают, что люди видят и оценивают различия, имеющиеся между ними, и на этом основании со-здают друг о друге представления. По-этому статусной может стать любая характеристика человека, отличающая его от других. Так, например, в развитых странах высокий уровень интеллекта, профессионализм и научные достижения являются основанием для высокого статуса в университетах, в то время как в российских вузах таким основанием очень часто оказываются бесхребетность, лживость, льстивость, угодничество и т.д.
В различных исследованиях было выявлено, что статусными могут ока-заться такие характеристики, как спо-собности, военные чины и звания, напо-ристость, демонстрируемая озабочен-ность групповыми целями и т.п. Необ-ходимо отметить также, что статусные характеристики могут быть как конкрет-ными, так и диффузными. Конкретные характеристики напрямую связаны с теми задачами, которые решает группа. Так, например, если группа выполняет тяжелую физическую работу, то те ее члены, которые обладают большей физической силой, могут иметь в ней высокий статус, т.е. пользоваться в ней уважением и авторитетом. В группах, занятых сложным производством, высо-кий статус членов может предопреде-ляться мастерством, опытом, интеллек-том и т.д.
8.Конформизм и конформное по-ведение.
читать дальшеКонформность, или конформ-ное поведение, — психологическая характе¬ристика позиции индивида отно-сительно позиции группы, принятие им определенного стандарта, мнения, свой-ственного группе, мера подчине¬ния индивида групповому давлению. Кон-формность констатируется там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнени¬ем группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Различают конформность внеш-нюю, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внут-рен¬нюю, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Основное рабочее определение: «Конформность - изменение пове¬дения или убеждений в результате реального или вооб-ражаемого давле¬ния группы» .
Основные причины конформного пове-дения. Нормативное влияние группы. Конформность является следствием влияния групповых норм. Такой вид конформности основан на желании человека соответствовать ожиданиям других людей; проявляется он, как пра-вило, в ситуации стремления добиться признания в группе. Человек боится быть отверг¬нутым членами группы, поэтому проявляет конформность. Когда мы от-клоняемся от групповой нормы, нам приходится расплачиваться за это эмоционально. Мы предпочитаем сохра-нять хорошие отношения с людь¬ми и получать одобрение.
Информационное влияние группы. Конформность является следст¬вием влияния мнений большинства членов группы. Такой вид конформ¬ности возни-кает вследствие признания суждения большинства членов группы правиль-ным. Если некое мнение разделяется единогласно боль¬шим количеством людей, оно автоматически признается правильным и компетентным.
5,6,8
5 Структурные характеристики малой группы
читать дальше
6 Роль, ролевые ожидания и статус в группе
читать дальше
8.Конформизм и конформное по-ведение.
читать дальше
читать дальше
6 Роль, ролевые ожидания и статус в группе
читать дальше
8.Конформизм и конформное по-ведение.
читать дальше