39. ОГРАНИЧЕНИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ
читать дальше Основной постулат рефлекторной теории поведения заключается в ведущем значении внешних стимулов в поведенческих рефлекторных реакциях животных. Даже те биологически важные раздражители внешней среды, которые для животных и человека представляют конечную цель их длительной поисковой деятельности и которые удовлетворяют их ведущие метаболические потребности, рассматриваются с этих позиций как безусловные стимулы, например пищевой, оборонительный, половой и др. При этом остаются в стороне все те механизмы, которые в естественных условиях приводят животных к удовлетворению их ведущих потребностей.
Во всех случаях действия на организм условного и безусловного раздражителей в лаборатории И.П. Павлова рассматривались и подвергались физиологическому анализу различные реакции организма. В условиях классических опытов И.П. Павлова животные, фиксированные в станке, не совершали активной деятельности, а только пассивно реагировали на раздражители, предъявляемые экспериментатором. При исследовании рефлекторных механизмов ВНД поведение животных оценивалось только их реакцией на внешние стимулы: условные и безусловные. Каждая из них характеризовалась либо двигательным ответом животного, либо его вегетативными проявлениями: изменениями слюноотделения, дыхания, сердцебиений. При этом не подвергались специальному анализу активные действия животных, направленные на овладение определенными факторами внешней среды в плане удовлетворения исходных потребностей. И.П. Павлов обратил внимание на другую форму поведения, при которой субъект не только реагирует на внешние стимулы, но под влиянием внутреннего побуждения активно и настойчиво ищет специальные предметы внешнего мира. В качестве примера такой деятельности И.П. Павлов рассматривал поведение голодного человека и коллекционирование. Именно эту форму деятельности И.П. Павлов назвал «рефлекс цели». И.П. Павлов справедливо писал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель».
Поскольку принятие «рефлекса цели» требовало переосмысления традиционных представлений о поведении как отраженном действии внешних стимулов, И.П. Павлов, увлеченный природой условных рефлексов, эту сторону поведения оставил без специального анализа. Только в конце жизни, когда И.П. Павлов приступил к наблюдениям над поведением обезьян-антропоидов, он сказал свою знаменитую фразу: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод,— это «условным рефлексом» назвать нельзя.
Рефлекторный принцип при всей его огромной значимости не смог удовлетворительно объяснить многие проявления поведения животных и человека. На основе рефлекторного принципа оказалось трудным объяснить механизмы активной целенаправленной деятельности животных в естественной среде обитания, поиск ими специальных раздражителей внешнего мира, нередко обладающий значительной энергетической силой, преодолевающей сложные препятствия на их пути. Принцип рефлекса не смог удовлетворительно объяснить и механизм исправления ошибок в поведении живых существ. Роль подкрепления как безусловной рефлекторной реакции тоже оказалась ограниченной. Сложная инструментальная деятельность антропоидов, связанная с изобретением орудий, позволяющих им успешно удовлетворять свои основные потребности, также не нашла удовлетворительного объяснения на основе рефлекторных представлений «стимул — реакция». Рефлекторная теория не смогла убедительно раскрыть и такие сложные физиологические явления, как эмоции, мотивации, принятие решения, неврозы и др. Им просто не оказалось места в структуре рефлекторной дуги. Игры животных, их охотничья деятельность, связанная с поиском, выслеживанием и ловлей добычи, а в ряде случаев игрой с ней, также с трудом объясняются рефлекторной деятельностью. Стадная деятельность также не находит удовлетворительного объяснения на основе только рефлекторных взаимодействий животных.
40. СИСТЕМНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
читать дальше С системных позиций поведение животных и человека, так же как и его гомеостатические функции, строится на основе специальных функциональных систем. В отличие от рефлекторной теории, согласно которой поведение, организующееся по принципу рефлекса, завершается в ответ на действие стимула действием, теория функциональных систем не останавливается на действии как таковом, а доводит анализ поведения до полезного адаптивного результата. С точки зрения приспособления, живым существам важны не действия, а результаты деятельности, удовлетворяющие их биологические и другие потребности.
Теория функциональных систем исходит из следующих постулатов.
1. Определяющим моментом деятельности функциональных систем, обеспечивающих различные формы поведения животных и человека, является не само действие, а полезный для системы и для организма в целом результат поведения.
2. Инициативная роль в формировании целенаправленного поведения принадлежит исходным потребностям и доминирующим мотивациям, мобилизующим генетически детерминированные или индивидуально приобретенные программы поведения на достижение полезных приспособительных результатов.
3. Каждая поведенческая функциональная система строится по принципу саморегуляции, при котором отклонение результата деятельности функциональной системы от уровня, обеспечивающего нормальный метаболизм, или адаптацию организма к условиям существования, само является стимулом к мобилизации соответствующих системных механизмов, направленных на достижение этого результата и удовлетворение соответствующей потребности.
4. В функциональных системах осуществляется постоянная оценка результатов поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации.
Принципиальные отличия от рефлекторной теории поведения.
-Устраняется примат исключительного значения внешних стимулов в поведении. Поведение живых существ с этих позиций часто определяется внутренними потребностями, генетическим и индивидуально накопленным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.
-Системное возбуждение, формирующее целенаправленный поведенческий акт, развертывается не линейно, а с опережением реальных результатов поведенческой деятельности. Это создает условия для сравнения достигнутых результатов с запрограммированными и позволяет животным и человеку исправлять ошибки своей поведенческой деятельности.
-Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность организма.
-В качестве единицы поведенческой деятельности выступает системный квант поведения.
41. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
читать дальше Поведенческие акты постоянно строятся на основе программирования субъектами свойств потребных результатов. Программирование поведения является ведущим свойством мозговых структур.
В динамически изменяющейся среде программирование на основе влияний факторов окружающей среды, обучения и механизмов индивидуально приобретенной памяти носит гибкий, динамичный характер.
Аппарат программирования поведения — акцептор результатов действия. В системной архитектонике поведенческих актов программирование свойств потребных результатов осуществляется в аппарате акцептора результата действия. В акцепторе результата действия программируются: 1) параметры потребного результата; 2) параметры среды, ведущие к удовлетворению потребного результата; 3) параметры среды, препятствующие удовлетворению потребного результата или безынформативные в плане удовлетворения доминирующей потребности; 4) способы достижения потребного результата.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
В системной организации целенаправленных поведенческих актов поведенческий акт осуществляется и по принципу саморегуляции. Благодаря этому немедленно воспринимается и оценивается любой результат поведенческой деятельности, неадекватный удовлетворению исходной потребности, и происходит перестройка поведенческого акта в направлении поиска адекватного результата. При успешном достижении животными потребных результатов поведенческий акт определенной направленности заканчивается, сопровождаясь субъективным положительным эмоциональным ощущением. Деятельностью организма завладевает другая ведущая потребность, и поведенческий акт развертывается в другом направлении. В случае, когда живые существа встречают временные препятствия достижению потребных результатов, возможны два исхода: 1) формирование выраженной ориентировочно-исследовательской реакции и перестройка тактики поведения; 2) переключение деятельности функциональной системы на достижение другого биологически значимого результата.
Характерным примером поведенческой саморегуляции служит поведение животных при изменении оптимальной температуры окружающей их среды. В случае повышения или выраженного понижения окружающей температуры млекопитающие направленно ищут условия, адекватные их метаболическим процессам, или даже строят соответствующие жилища. Они успокаиваются только в случае, когда достигают соответствующих адекватных их потребностям результатов. При переводе животных в помещение с высокой температурой они быстро обучаются нажимать на рычаг, подающий прохладный воздух, устанавливая с помощью поведенческой деятельности оптимальный для них температурный режим.
Огранич. реф-ой теор. повед. Сист. принцип организ. повед. Програмир. повед. Саморег.
39. ОГРАНИЧЕНИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ
читать дальше
40. СИСТЕМНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
читать дальше
41. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
читать дальше
читать дальше
40. СИСТЕМНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
читать дальше
41. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
читать дальше