27.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ. ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ
читать дальшеУ человека при вживлении электродов в разные структуры мозга установлено, что наиболее выражена реакция самораздражения гипоталамических и лимбических структур мозга. Интенсивность самораздражения уменьшается по направлению к большим полушариям и практически невозможна при раздражении коры мозга.
Среди разнообразных структур мозга наряду со структурами самораздражения у животных выделены структуры, раздражение которых определяет выраженную эмоциональную реакцию избегания.
По общей массе структуры самораздражения значительно преобладают над структурами избегания. Реакция самораздражения является объективным показателем субъективно положительного отношения животного к своему состоянию, а реакция избегания — негативного.
СУБСТРАТ ЭМОЦИЙ
Эмоции в своем генезе тесно связаны с лимбическими структурами мозга. При поражении перегородки, миндалины, гиппокампа нарушается субъективная опенка внутреннего состояния и оценка результатов поведения. Так, при удалении височных областей мозга, у обезьян развивается характерный синдром, название которого отражает имена его авторов,— синдром Клювера—Бьюси. Нарушается нормальная пишевая деятельность, у животных наблюдается потеря оценки значения пищевого раздражителя, они теряют чувство страха, проявляют гиперсексуальность; обнаруживают тенденцию спариваться не только с особями противоположного пола, но и одного и того же пола и даже другого вида, животные теряют свое иерархическое место в стаде.
Тройной эмоциональный мозг. Основоположник учения о лимбической системе мозга американский нейропсихолог П.Мак Лейн считает, что эмоциональный лимбический мозг занимает нижний уровень в целостном мозге. Он выдвинул концепцию о «тройном мозге». Согласно этой концепции, мозг состоит как бы из трех слоев.
ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Теория подкорковых центров. Эта теория связывает генез эмоций с глубинными структурами мозга. Многочисленные клинические наблюдения указывают на то, что при локализации очага повреждения, например опухоли или кровоизлияния, в глубинных структурах мозга у пациентов наблюдаются нарушения эмоциональных переживаний от повышенной раздражительности до полного подавления эмоций. Тем не менее уже сама возможность получения этих реакций при раздражении подкорковых образований мозга позволила американским исследователям Барду и Кэннону сформулировать подкорковую теорию эмоций.
Корковая теория эмоций. Эксперименты с удалением у животных коры головного мозга отчетливо продемонстрировали, что эмоции у животных после удаления коры мозга сохраняются, но изменяют свой характер. Как правило, у таких декортицированных животных эмоциональные реакции на внешние раздражители, особенно агрессивные, становятся более выраженными, яркими, утрачивают свою адекватную направленность.
Нарушение оценки своего внутреннего состояния, своих потребностей, действия внешних повреждающих факторов и положения в стаде наблюдается, как указывалось выше, при удалении у животных височной коры. Все это свидетельствует о том, что кора большого мозга в осуществлении эмоциональных реакций производит точную «пригонку» эмоций к целенаправленным поведенческим актам.
Периферическая теория эмоций. Д.Ланге выдвинул теорию, согласно которой в формировании эмоций существенная роль принадлежит влияниям, идущим в ЦНС со стороны внутренних органов. В происхождении боли авторы существенную роль отводят афферентации, идущей от слезного аппарата.
Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций. Эта теория исходит из представлений о том, что эмоции являются целостной реакцией мозга, формирующейся на основе объединения (интеграции) различных структур мозга: подкорковых образований и коры. Как указывалось выше, раздражение подкорковых эмоциогенных зон мозга всегда отражается в деятельности почти всех нейронов коры. Это в свою очередь определяет единый генез эндогенных и экзогенных эмоций.
Последовательность вовлечения структур мозга в эмоциональные реакции. Специальные исследования на животных по изучению механизмов распространения возбуждения отрицательных эмоциогенных центров гипоталамуса в восходящем направлении на кору мозга показали, что первая структура, куда выходит возбуждение из гипоталамического эмоционального центра,— это перегородка мозга, ее медиальные и латеральные ядра. Затем вызванные потенциалы регистрируются в ростральных отделах ретикулярной формации среднего мозга. При больших значениях раздражающего тока в эмоциональное возбуждение включается гиппокамп и миндалина, при еще большем усилении — дорсальные отделы ретикулярной формации среднего мозга, и уже в самую последнюю очередь возбуждение выходит на кору большого мозга. Таким образом, существует определенный градиент распространения эмоциогенного возбуждения из подкорковых образований к коре мозга. «Застойные эмоции». В начале пороговой ритмической стимуляции эмоциогенных пунктов гипоталамуса выявляются генерализованные изменения электрической активности мозга; вегетативные функции при этом еще не изменяются.При повторных раздражениях эмоциогенных центров гипоталамуса у иммобилизированных животных продолжительность вегетативных сдвигов сначала значительно не изменяется, и лишь активация мозга в этом случае становится более продолжительной. При продолжающихся раздражениях отрицательных эмоциогенных центров механизмы саморегуляции вегетативных функций нарушаются, происходит суммация этих нарушений, нарастает продолжительность вегетативных изменений. В конце концов вегетативные изменения приобретают устойчивый характер, формируется так называемая застойная эмоция.
28. ЭМОЦИИ И ОБУЧЕНИЕ
читать дальше Эмоциональное возбуждение из лимбико-ретикулярных структур мозга распространяется практически на все образующие мозг нейроны, включая кору. Благодаря этому обучение любым формам деятельности всегда строится на эмоциональной основе.
Эмоциональная основа обучения. Обучение всегда должно учитывать отработанную эволюцией схему: от потребности к ее удовлетворению. В этом случае отрицательная эмоция, сопровождающая потребность, завершается положительной эмоцией ее удовлетворения. При повторениях этого цикла положительные эмоции включаются в аппарат предвидения потребного результата — акцептор результата действия. На этой основе формируется оптимистическая целенаправленная личность. В этом случае человек предвидит радость достижения результата, способствующего удовлетворению его потребности, и стремится к нему, преодолевая нередко сложные препятствия. Эти процессы в наиболее отчетливой форме проявляются при обучении ребенка. Деятельность новорожденного прежде всего определяется внутренними врожденными потребностями. Основная из них — потребность в пище, сопровождающаяся отрицательной эмоцией голода. Главная положительная эмоция — чувство насыщения. Поведение новорожденного строится на основе замены неприятной эмоции голода положительной эмоцией насыщения, которая при повторных удовлетворениях пищевой потребности включается в аппарат акцептора результата действия и впоследствии становится мощным стимулом пищевого аппетита. Очень важно не разрушить естественного удовлетворения основной потребности новорожденного путем перекармливания, недостаточного или неполноценного кормления и др.
В обыденной жизни, к сожалению, часто наблюдаются случаи, когда родители на основании собственных эмоциональных переживаний начинают кормить не испытывающего голодных ощущений ребенка насильно и тем самым убивают в нем первые ростки целенаправленной деятельности, так как пища вместо приятных эмоций начинает вызывать у него отвращение. Особенно опасно, если такие действия происходят повторно и на протяжении длительного отрезка времени. При этом отрицательная эмоция рассогласования включается в аппарат акцептора результата действия, и ребенок, даже при возникновении у него естественной пищевой потребности, начинает предвидеть все неприятности, связанные у него в прошлом с кормлением. Все это создает зачатки формирования безынициативной личности. Указанные процессы усиливаются, если в последующей жизни ребенок снова попадает в обстановку, которая подавляет его индивидуальность, его развивающиеся мотивы.
Подрастая, ребенок все больше знакомится с внешним миром. Теперь уже его поведение начинают определять не только врожденные потребности. В результате этого те эмоции, которые обслуживали ранее только метаболические потребности организма, переходят на службу более высоких социальных мотивов. Ребенок, например, начинает испытывать неприятные эмоции не только непосредственно на болевое раздражение, но и на всю ту обстановку, где это болевое раздражение производится (например, на обстановку больницы). Так, на основе первичных эмоций формируется и все более накапливается опыт. В конце концов все формы поведения человека сочетаются с определенными эмоциональными ощущениями. Эмоции начинают пронизывать всю жизнь ребенка, завладевать всем его сознанием. По мере обучения и неоднократного удовлетворения различных потребностей появляется способность руководствоваться для достижения цели не только отрицательной эмоцией, сопровождающей потребность, но и представлением о той положительной эмоции, которая возникает при удовлетворении этой потребности. Положительные эмоции начинают играть ведущую в целенаправленной деятельности роль, постепенно оттесняя тонические отрицательные эмоции на второй план.
Любое достижение цели сопровождается положительной эмоцией.
Приведенное свидетельствует о том, что эмоциональные ощущения воспитывают целенаправленную личность. В то же время эмоциональные ощущения сами совершенствуются в процессе воспитания
Физ-ие основы эмоций. Теории эмоций. Эмоции и обучение. Объективизация эм.
27.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ. ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ
читать дальше
28. ЭМОЦИИ И ОБУЧЕНИЕ
читать дальше
читать дальше
28. ЭМОЦИИ И ОБУЧЕНИЕ
читать дальше