Arika Sauron
42.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.
Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.
Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».
Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение»

43. Основные виды и направления арттерапии.
Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.
При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты. Существуют различные варианты использования метода арттерапии: использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.
Динамически ориентированнаяарттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.В рамках динамически ориентированнойарттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.
К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.
Гештальториентированнаяарттерапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают: излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»; помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.
Приемами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

44.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
- стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
- потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
- потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.
Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4.Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6.Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.Об эффективности арттерапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

45-46.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
Рисуночная терапия и использование рисования в качестве коррекционного средства, хотя и обладает определенным, в большей степени внешним, чем внутренним сходством с учебными занятиями — уроками рисования, — имеет ряд принципиальных различий. Первое различие связано с целями и задачами рисуночной терапии: в арттерапии — это задачи самовыражения в рисунке, символического моделирования и разрешения конфликтной ситуации, а на уроках рисования — задачи овладения средствами и техниками изображения. Второе различие касается продуктов изобразительной деятельности: в арттерапии качество рисунка не является существенным критерием его оценки, здесь каждый рисунок обладает самоценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения межличностных конфликтов и внутренних личностных проблем ребенка. На учебных занятиях, напротив, главное внимание при анализе рисунка ребенка уделяется мере и качеству усвоения им системы изобразительных средств. Третье различие состоит в отличии функций, осуществляемых взрослым: педагогом — в учебном (дидактическом) рисовании и психологом — в арттерапии. На учебных занятиях эти функции сводятся к демонстрации ребенку возможностей и техники новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения. В арттерапии взрослый выступает как фасилитатор процесса самовыражения, носитель адекватных способов действий с изобразительным материалом, посредник и партнер в осознании и разрешении проблемных ситуаций. Рисование ребенка дошкольного возраста прямо и непосредственно связано с игрой, как бы вплетено в игру, являясь развитием сюжета и продолжением самой игры. Вместе с тем есть ряд различий, делающих рисование (арттерапию) вполне самостоятельным и необходимым компонентом коррекционной работы. Во-первых, это различие в характере деятельности. Игра носит процессуальный, а рисование — продуктивный характер и именно продуктивный характер рисования задает потенциал «зоны ближайшего развития» ребенка на арттерапевтических сеансах. Рисунок, равно как любой другой продукт творческой деятельности ребенка, на занятиях арттерапией безусловно и безоценочно принимается взрослым, обладает самоценностью независимо от содержания, формы и качества. Безоценочное принятие взрослого является важным источником роста самопринятия и самоуважения ребенка. Создание рисунка может существенно оптимизировать этот процесс, делая аффект зримым и наглядным для ребенка, создавая условия для его осознания. Во-вторых, хотя игра, как рисование, представляет собой символическую деятельность, характер символизации в этих двух случаях различен. В игре ребенок использует более простые действенно-образные формы символизации (выполнение игрового действия с предметом-заместителем в соответствии с взятой на себя ролью), присваивая символические значения реальным предметам. В изобразительной деятельности ребенок создает символический объект в процессе творческого креативного акта, реализуя символизацию более высокого уровня. Возможности символизации, а значит и выражения своего внутреннего мира переживаний, в изобразительной деятельности неограниченно возрастают вместе с расширением репертуара изобразительных средств ребенка. В-третьих, значение и роль игры и искусства в жизни ребенка меняется с возрастом. Игра в младшем школьном возрасте утрачивает свою ведущую роль в развитии и уступает место другим видам деятельности. Искусство в различных его формах, напротив, начинает занимать все более значительное место в жизни ребенка. В-четвертых, с возрастом изменяется место и характер участия взрослого в игре и творческой деятельности ребенка. Если с возрастом роль взрослого в планировании и реализации игры ребенка становится все менее значимой, то в отношении изобразительной деятельности дело обстоит иначе. Роль взрослого в творческой деятельности ребенка с возрастом приобретает все большую ценность, а партнерство с взрослым все более значимым.

47.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии.
В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя)
Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.
Куклотерапия широко используется для разрешения интра-и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.
Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Куклотерапияпопулярна как в зарубежной (Ф. Зимбардо, 1991), так и в отечественной практике коррекционной работы.
Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа: 1. Изготовление кукол. 2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.